Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: Наша история, скорее дальняя, исторические даты  (Прочитано 228255 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Егор54

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +3/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 484
  • Тогда и сейчас
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #120 : 14:32, 08 Сентября 2011, Четверг »

Сегодня, примерно в половине 12 мск в Петербурге вновь, как и 70 лет назад в Ленинграде, вновь заревела сирена воздушной тревоги. Ровно 70 лет назад, 8 сентября 1941 года пал Шлиссельбург (крепость Орешек) в истоках Невы. Кольцо блокады замкнулось. Этот день принято считать началом Ленинградской блокады, которая длилась 871 день. Помянем доброй и светлой памятью тех, кто не смог пережить это трудное, трагическое время, тех, кто навсегда остался там в блокадном городе, тех, кто презрел холод, голод и страх неминуемой смерти, тех, кто несмотря ни на что не потерял веру в победу, сумел выстоять, выжить и победить. Предлагаю посмотреть документальный фильм о том времени, составленный из множества отснятых разными операторами эпизодов из жизни блокадного города. Нет никаких комментариев и титров - голая правда блокадной жизни, такая какой она была. www . e-epos . info / publ / 1-1-0-445
Записан
316 УО, 16 МРРТО, Теодолит, Архипелаг: ноябрь 1973 - ноябрь 1976
2 МРО: сентябрь 1978, сентябрь 1986
Гл. старшина запаса

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #121 : 19:22, 08 Сентября 2011, Четверг »

Да , страшное было время. Очень многие испытания выпали на наш народ.
Записан

Евгений Леонидович Куклев

  • Север душу мне не застудил
  • Командор
  • *
  • Репутация +14/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 558
  • Север душу мне не застудил
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #122 : 21:45, 08 Сентября 2011, Четверг »

Вся история государства Российского сплошные испытания,такое ощущение,что Господь не случайно выбрал Россию -для ЧЕГО?
Записан
Киев 4-я рота,отряд ЭОС,"Находка","Закарпатье",
"Харитон Лаптев" 4-БС около 100000 миль за плечами

VIH

  • Морской волк
  • *
  • Репутация +2/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 106
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #123 : 13:50, 27 Октября 2011, Четверг »

Гордый Андреевский флаг. О воинской чести
Вчера в 18:20waddim38727520
Теги: флот, россия, корабли, аналитика, вмф
 
Летом 1910 г. эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик», «Богатырь») под командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался великокняжеский флаг. 19 августа эскадра (без «Славы», которая из-за поломки машин осталась во французском Тулоне) зашла в черногорский порт Антивари (ныне — Бар вновь независимой Черногории) для участия в праздновании 50-летия царствования короля Николая I. Торжества проходили в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля, Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский фельдмаршальский жезл — таким образом, черногорец стал последним русским фельдмаршалом.
После окончания торжеств эскад-ра — уже и без «Адмирала Макарова», ушедшего на Крит, где он находился до этого, — отправилась назад в Россию. Великий князь Николай Николаевич по причине неотложных дел на родине не был готов идти в обратный путь вокруг Европы на «Цесаревиче», он решил ехать домой на поезде. Чтобы высадить князя, корабли должны были зайти в принадлежавший Австро-Венгрии порт Фиуме (ныне — Риека в Хорватии). Фиуме был одной из главных баз ВМС Австро-Венгрии с мощной крепостью. Русские корабли пришли туда 1 сентября.
Обязательным ритуалом при заходе боевых кораблей в иностранный порт или при встрече двух эскадр, принадлежащих флотам разных стран, был обмен так называемым салютом наций, состоящим из 21 залпа (для его осуществления на кораблях имелись специальные салютные пушки). Русский отряд был в Фиуме гостем, поэтому первым дал салют он.
Крепость не ответила.
Это было тяжелым оскорблением российского Андреевского флага и вообще России. Тем более, на борту «Цесаревича» находился великий князь. К нему и отправился за консультациями адмирал Маньковский.
Однако Николай Николаевич повел себя в этой ситуации в высшей степени своеобразно. Оскорбление, нанесенное России, его не задело. Великий князь сказал Маньковскому, что после ухода из Антивари «Цесаревич» идет уже не под его флагом, а под флагом адмирала, следовательно, тому и разбираться в том, что произошло, и решать, как действовать. А сам Николай Николаевич сейчас просто частное лицо, которому пора на поезд. И отбыл на берег.
Почти сразу после того, как великий князь покинул борт «Цесаревича», отправившись вершить свои великие дела, к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра (более 20 броненосцев и крейсеров) под флагом австрийского морского министра и командующего военно-морскими силами страны вице-адмирала Монтеккуколи. Снова был необходим обмен салютом наций. Русские были гостями, кроме того, Монтеккуколи был старше Маньковского по званию. Поэтому вновь первыми салют дали русские.
Эскадра, как и до этого крепость, не ответила.
Это было уже открытым вызовом. Адмирал Маньковский отправился на австрийский флагман за объясне-ниями.
На трапе австрийского броненосца русского адмирала встретил капитан 1-го ранга («капитан цур зее»), флаг-капитан адмирала Монтеккуколи. Он, как бы стесняясь, сообщил, что у австрийского командующего сейчас гости, поэтому принять Маньковского он не сможет.
Это было третье подряд оскорбление, нанесенное теперь уже лично русскому адмиралу. Более того, когда катер с Маньковским отошел от трапа австрийского корабля, ему не дали положенный в этом случае прощальный салют.
Вернувшись на «Цесаревич», Маньковский поинтересовался у минного офицера, в ведение которого входила и радиоаппаратура, есть ли связь с Петербургом или, хотя бы, с Севастополем. Офицер, разумеется, ответил отрицательно, слишком слабыми были в то время приемники и передатчики. Адмирал, впрочем, не огорчился. Даже обрадовался. Теперь он уж точно был сам себе хозяин.
Между тем к трапу «Цесаревича» подошел австрийский адмиральский катер с самим Монтеккуколи на борту. Встретил его лейтенант барон Ланге, младший флаг-офицер Маньковского. Он на безупречном немецком языке сообщил, что командир русского отряда принять его светлость не может, ибо в это время обычно пьет чай. Австрийский катер отправился обратно, при этом русские положенный прощальный салют дали. Теперь оскорбление, нанесенное Маньковскому было смыто, по данному пункту стороны оказались квиты. Однако оставалось оскорбление гораздо более тяжкое, нанесенное Андреевскому флагу и, следовательно, России.
Поэтому на австрийский флагман вновь отправился катер с «Цесаревича». На его борту находился старший флаг-капитан Маньковского, капитан 2-го ранга Русецкий. Он потребовал от австрийцев официальных объяснений по поводу того, почему ни крепость Фиуме, ни австрийская эскадра не отдали русским кораблям положенный салют наций.
Австрийский флаг-капитан, тот самый, что раньше не принял Маньковского, теперь был очень любезен с русским коллегой. Он стал ссылаться на некие технические и служебные проб-лемы и оплошности, ясно давая понять, что очень хотел бы замять дело. Однако Русецкий передал австрийцу категорическое требование Маньковского: завтра в 8 утра, в момент подъема флага на русских кораблях, и крепость, и эскадра должны дать салют наций.
Австриец обещал, что крепость салют даст обязательно, а вот эскадра не сможет, по плану она должна уйти в море в 4 утра. В ответ Русецкий сообщил, что ни на какие уступки русские не пойдут и без салюта в момент подъема флага австрийцев из бухты не выпустят. Австрийский флаг-капитан возразил, что их эскадра не может задерживаться. Русский флаг-капитан ответил, что изменение условий невозможно.
Маньковский, выслушав вернувшегося Русецкого, отдал приказ своим кораблям изменить позицию. «Рюрик» встал прямо посередине выхода из бухты Фиуме, «Цесаревич» и «Богатырь» переместились ближе к берегу. На кораблях была сыграна боевая тревога, орудия расчехлены, заряжены боевыми зарядами и наведены на австрийский флагман.
На австрийских кораблях и на берегу все это, разумеется, прекрасно видели и слышали. И понимали, что дело принимает нехороший оборот, которого они не ожидали. До сих пор неясно, оскорбили австрийцы русских намеренно или по причине бардака, которого в «лоскутной империи» хватало. Но теперь последствия были налицо.
Дважды катер с австрийским флаг-капитаном ходил на «Цесаревича», объясняя, что австрийская эскадра обязательно должна уйти, она не может ждать до 8 утра. Маньковский оба раза заявил, что об уступках не может быть и речи.
Русский адмирал прекрасно понимал, что в случае боя между эскадрами никаких шансов у него нет, превосходство австрийцев, с учетом орудий крепости, было примерно 10-кратным (даже если игнорировать тот факт, что к австрийцам быстро могли подойти дополнительные силы, русские же в Средиземном море никакого подкреп-ления ждать не могли). Скорее всего, не удалось бы потопить даже один корабль противника. Более того, действия русского отряда почти неизбежно становились причиной войны между Россией и Австро-Венгрией. И еще, Маньковский прямо «подставлял» великого князя Николая Николаевича, который в этот момент на поезде рассекал просторы Австро-Венгрии. Великий князь в случае начала боевых действий в бухте Фиуме автоматически становился заложником, что увеличивало вероятность перерастания инцидента в полномасштабную войну. Впрочем, судьба Николая Николаевича вряд ли волновала Николая Степановича. Возможно, он даже испытал бы некоторое удовольствие, подставив лукавого царедворца, столь равнодушно отнесшегося к оскорблению своей державы. Не исключено и то, что Маньковский вообще не подумал про великого князя. Потому что честь страны и Андреевского флага были превыше всего. Офицеров учили, что за нее надо умирать. Вести себя по-другому просто невозможно (да, был уже шестилетней давности позор сдачи адмиралов Рождественского и Небогатова во время Цусимского сражения, но большинство флотских офицеров именно позором его и считали). Поэтому три русских корабля готовились воевать с двумя десятками австрийских, поддержанных мощной крепостью.
Ночью на обеих эскадрах никто не спал. Было видно, как австрийские корабли и крепость активно перемигиваются сигнальными огнями. В 4 утра австрийская эскадра начала разводить пары, из труб повалил дым. На русских кораблях артиллеристы ждали команды на открытие огня. Если бы австрийцы двинулись с места, она бы поступила немедленно. Только австрийцы не ушли, даже якоря не подняли. Видимо, они прекрасно осознавали свое подавляющее преимущество в данный момент в данном месте, но понимали, что по крайней мере флагмана русские изуродовать успеют. И что начинать войну, причиной которой станет их собственное ничем не объяснимое хамство, вряд ли стоит.
Интересно, кстати, как бы пошла история, если бы фиумский инцидент действительно стал причиной начала войны между Россией и Австро-Венгрией? Насколько масштабной она бы оказалась и, главное, пришли бы на помощь Австро-Венгрии другие члены Тройственного союза (Германия и Италия), а на помощь России — другие члены Антанты (Великобритания и Франция)? То есть началась бы Первая мировая на 4 года раньше? И к «настоящей» Первой мировой ее участники были, в общем, не очень готовы, хотя «подготовительный период» между выстрелом в Сараево и началом собственно войны занял больше месяца, а здесь пришлось бы воевать буквально «с колес», поэтому состав участников, течение и исход военных действий были бы совершенно непредсказуемы. А если бы война осталась делом только двух втянутых в нее стран (хотя на нашей стороне с гарантией, близкой к 100 %, воевали бы Сербия и Черногория), то почти наверняка Россия бы одержала в ней победу. По крайней мере, в ходе Первой мировой русские почти всегда побеждали австрийцев, а уж если бы тем не помогали немцы, то в исходе войны особо сомневаться не приходится. Причем Австро-Венгрию в этом случае, скорее всего, ждала бы та же судьба, что и в реальном 1918 г., — полная дезинтеграция. В этом случае Первой мировой потом бы просто не было — Германия не смогла бы воевать в одиночку, т. е. вся история человечества оказалась бы совершенно иной, ведь именно эта война, как сейчас ясно, стала переломным моментом в истории, как минимум, европейской, как максимум — мировой цивилизации, а про российскую историю и говорить нечего.
Впрочем, утром 2 сентября 1910 г. в бухте Фиуме люди на русских и австрийских кораблях оценить это все, разумеется, не могли, заглядывать в будущее и сейчас еще никто не научился. Они просто ждали, начнется ли бой здесь и сейчас.
В 8 утра, как положено, команды были построены на палубах перед церемонией подъема флага. Командиры кораблей отдали привычную команду «На флаг и гюйс! Смирно! Флаг и гюйс поднять!» Правда, в этот раз за командой, если бы австрийцы повели себя так же, как и накануне, могла последовать война.
Но этого не случилось. Как только флаги и гюйсы на «Цесаревиче», «Рюрике» и «Богатыре» пошли вверх, загрохотали салютные пушки крепости Фиуме и всех кораблей австрийской эскадры. Маньковский считал залпы. Их было двадцать один, полноценный салют наций. Русский адмирал выиграл этот бой. Он одной своей волей отстоял честь Андреевского флага и честь России. Продемонстрировав готовность пролить свою и вражескую кровь, он предотвратил кровопролитие.
Австрийские корабли сразу начали сниматься с якорей и двинулись в море мимо русского отряда. Маньковский прекрасно знал морские обычаи. Команды «Цесаревича», «Богатыря» и «Рюрика» были выстроены во фронт, оркестры заиграли австрийский гимн. И теперь все было честь по чести. Австрийские команды тоже были построены как положено, а оркестры заиграли русский гимн. Ссориться с русскими они больше не хотели, слишком дорого это обходилось.
4 сентября ушли из Фиуме и русские, их миссия была выполнена. Их воля оказалась сильнее воли австрийцев.
Впрочем, может быть, надо пожалеть о том, что тогдашние хозяева Фиуме оказались не только хамами, но и трусами. Как уже было сказано, начнись война — мы бы ее почти наверняка выиграли, предотвратив, таким образом, катастрофу 1917 г. Но, видимо, хамство и трусость неразделимы, поэтому все пошло так, как пошло.
Фиумский инцидент канул в Лету, его все забыли. Забыли и его главного героя адмирала Маньковского.
Через девять лет, когда не было уже на планете ни Российской, ни Австро-Венгерской империй, а «Цесаревич» (переименованный в «Гражданина»), «Богатырь» и «Рюрик» гнили в Кронштадте (ни один из этих кораблей в море больше не вышел), в маленьком русском городе Ельце 60-летний вице-адмирал Николай Степанович Маньковский был арестован ВЧК и убит в тюрьме.
В этом же 1919 г. на Балтике тральщик «Китобой», кораб-лик водоизмещением 280 т с двумя маленькими пушками, ушел от красных в Эстонию, подняв Андреевский флаг. В начале 1920 г. из-за возможности захвата эстонцами «Китобой», которым командовал лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, до этого воевавший в армии Юденича в качестве танкиста, двинулся вокруг Европы в Крым, к Врангелю. 27 февраля он пришел на рейд Копенгагена, где стояла мощная английская эскадра во главе с линейным крейсером «Худ». Командующий эскадры приказал «Китобою» спустить Андреевский флаг, потому что Британия его больше не признает.
Если отряд Маньковского в Фиуме уступал австрийцам примерно в 10 раз, то боевые потенциалы «Китобоя» и английских кораблей были в принципе несопоставимы. Тем не менее Ферсман отказался спускать флаг и заявил, что будет воевать.
Конфликт был улажен находившейся в Копенгагене вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Благодаря ей тральщик, не спустивший флага, был снабжен продовольствием и углем. Он дошел до Севастополя, принял участие в эвакуации армии Врангеля из Крыма и вместе с другими кораблями Черноморского флота ушел в тунисский порт Бизерта. Оскар Ферсман умер в 1948 г. в Аргентине.
Маньковский ничего не узнал о своем достойном наследнике Ферсмане. А страна забыла обоих.
Храмчихин Александр
Источник: rulife.ru

Записан

сибиряк

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +186/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6422
  • Чем больше матрос спит, тем меньше от него вреда.
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #124 : 14:53, 27 Октября 2011, Четверг »

Впечатлило!
Записан

vpk

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +102/-100
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2790
  • Прикомандированный
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #125 : 18:11, 27 Октября 2011, Четверг »

Да! Это сильно!!!
Записан
БПК "Маршал Тимошенко" (апрель 1976); Теодолит 1976 (июнь - октябрь)

Alex1957

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Важно не звать в дорогу, важно по ней идти...
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #126 : 21:27, 27 Октября 2011, Четверг »


в маленьком русском городе Ельце 60-летний вице-адмирал Николай Степанович Маньковский был арестован ВЧК и убит в тюрьме.

Что еще добавить?  Распалась связь времен...
Записан
Киев 316 отряд ЭОС Закарпатье 1976-1979 три БС  служба РТС радионавигатор БП-8

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #127 : 21:36, 27 Октября 2011, Четверг »

Раньше ПАТРИОТОВ возносили, сейчас называют фашистами.
Записан

серёга

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +81/-81
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3722
  • 85-88 весна
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #128 : 21:57, 27 Октября 2011, Четверг »

Раньше ПАТРИОТОВ возносили, сейчас называют фашистами.
:o  ???  :-[
Записан
:al: ССВ-509, ССВ-502, ССВ-516, ССВ-514: БЧ-4-1

Евгений Леонидович Куклев

  • Север душу мне не застудил
  • Командор
  • *
  • Репутация +14/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 558
  • Север душу мне не застудил
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #129 : 22:50, 27 Октября 2011, Четверг »

Такой пример  офицерской доблести и чести ,вот какие истории надо подрастающим мальчишкам рассказывать,глядишь и уклонистов будет меньше.
Записан
Киев 4-я рота,отряд ЭОС,"Находка","Закарпатье",
"Харитон Лаптев" 4-БС около 100000 миль за плечами

Лесник

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +110/-6
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10976
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #130 : 10:47, 31 Октября 2011, Понедельник »

...О воинской чести...вице-адмирал Николай Степанович Маньковский был арестован ВЧК и убит в тюрьме
Настоящие русские офицеры всегда так и поступали!Каждый на своем месте и в доступном масштабе.
 Вот пара эпизодов из "Джигита" Сергея Колбасьева.
 Кстати,морской офицер Сергей Адамович Колбасьев был арестован 9 апреля 1937 г. и расстрелян в 1937-38 году-точно даже не известно...
 (Константинов-командир русского миноносца "Джигит",действие происходит в ресторане иностранного порта)"
...И сразу в зале поднялся дикий шум и выкрики, и оркестр начал играть какой-то торжественный марш. И сквозь дым и туман стало видно, как все сидящие поднимаются и все как один смотрят на столик "Джигита".

Но одним из первых вскочил на ноги Константинов.

- Прошу встать. Это их национальный марш, Бьернборгский. - И, когда встали остальные, вполголоса пробормотал:- Политическая демонстрация по нашему адресу. Ладно, я им тоже продемонстрирую.

Он первым зааплодировал, когда марш кончился, но, поаплодировав, вынул из кармана пистолет, положил его на стол и в наступившей полной тишине скомандовал оркестру:

- "Марсельезу"!

Два раза повторять свое приказание ему не пришлось, и зал быстро и исправно снова поднялся, Без восторга, конечно, но с полным уважением. Пистолет лежал у всех на виду.

- Что вы сделали? - ахнул Гакенфельт, - Она же революционная...

- Тихо! - ответил Константинов." - Это сейчас наш гимн. Другого у нас нет.

И они стояли навытяжку: Аренский, с глупой улыбкой, Гакенфельт, бледный и растерянный, Нестеров, о неожиданным светом в глазах, и торжественный Константинов. И в зале гремела широкая песня, придуманная совсем не ими"...
 Второй эпизод:
 "У капитана Сергея Балка была черная борода лопатой. Был -он мужчиной невероятной физической силы и великолепным моряком! войдя в Портсмут на миноносце, на шестнадцатиузловом ходу спустил вельбот и никого не утопил.

Привычки имел своеобразные. Каждое утро выпивал чайный стакан водки и закусывал весьма экономно. Вестовой на блюдечке подавал ему две баранки: одну целую и одну сломанную пополам. Он нюхал сломанную баранку, вертел в руках целую и отдавал их обратно.

В японскую войну командовал спасательным буксиром в Порт-Артуре и во время сдачи заявил, что свой корабль взорвет, По условиям капитуляции этого делать никак не полагалось, и небезызвестный прохвост Стессель прислал к нему своего адъютанта, чтобы запретить.

Приплыл адъютантик на лодочке, смотрит - стоит пароход на якоре, а людей на нем нет. Вылез на палубу - палуба пуста. Усмотрел свет в одном из иллюминаторов рубки и пошел на огонек. Раскрыл дверь и видит: какой-то здоровый чернобородый дядя сидит за столом в полном одиночестве и прохлаждается чайком.

- Вы здесь командир?

- Я командир.

Адъютант начал было рассказывать, зачем он прислан, но Балк замахал руками: никаких служебных разговоров, пока господин поручик не напьется с ним чаю. Спешить все равно некуда.

Протесты не помогли. Пришлось адъютанту сесть за стол и сказать: "Спасибо".

Пили долго и даже вспотели, потому что в рубке было здорово жарко. Наконец Балк перевернул свой стакан донышком кверху, положил на него ложечку, очень ласково улыбнулся и попросил адъютанта изложить свое дело во всех подробностях.

Тот изложил, а Балк все с той же улыбкой ответил:

- Зря вы, голуба моя, беспокоились. - Встал, потрепал его по плечу и предложил: - Давайте тикать. У меня в трюме шесть пудов пироксилина, шнур рассчитан на двадцать минут, а поджег я его минут восемнадцать тому назад.

Ну, еле успели выбраться. Порвало пароход на мелкие кусочки."
 Если кто-то захочет прочитать полностью-это здесь:
 http://lib.rus.ec/a/29052
« Последнее редактирование: 21:18, 03 Августа 2013, Суббота от Лесник »
Записан

Евгений Леонидович Куклев

  • Север душу мне не застудил
  • Командор
  • *
  • Репутация +14/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 558
  • Север душу мне не застудил
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #131 : 20:44, 31 Октября 2011, Понедельник »

После 17-го года диаметрально поменялись ценности,мельчать стал народец с космической скоростью.Были храбрые ,были и отважные,но чтоб вот так до мозга костей быть пропитанным преданностью к своей РОССИИ-Матушке,понятие о чести был не пустой звук и скорей Н.С.Маньковский пустил бы  пулю себе в лоб,чем совершил бы  поступок против своей совести. На таких надо равнять наше поколение и нас тоже надо было в свое время равнять на сильных духом людей,а нас равняли на павликов морозовых.
Записан
Киев 4-я рота,отряд ЭОС,"Находка","Закарпатье",
"Харитон Лаптев" 4-БС около 100000 миль за плечами

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #132 : 21:20, 31 Октября 2011, Понедельник »

Каждая эпоха рождает своих героев. Несколько лет назад взяли в армию молодого парня. Воевал в Чечне. Попал в плен, где заставляли принять ислам под страхом смерти. Но он отказался. Его пытали и он погиб. Сейчас церковь его канонизирует в святые. А парню было 19 лет.
Записан

Евгений Леонидович Куклев

  • Север душу мне не застудил
  • Командор
  • *
  • Репутация +14/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 558
  • Север душу мне не застудил
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #133 : 22:38, 31 Октября 2011, Понедельник »

И звали его Женя,фамилию к сожалению запамятовал.Все это так, пример достойный,но речь шла об офицерах,за которых солдаты жизнь могли не глядя отдать,потому что верили им беззаветно! ТАКИХ сейчас НЕТ школа подготовки совсем не та и я сейчас не о стратегии и не о тактике.Сердца тогда (понятно когда?) стучали совсем по другому.
Записан
Киев 4-я рота,отряд ЭОС,"Находка","Закарпатье",
"Харитон Лаптев" 4-БС около 100000 миль за плечами

VIH

  • Морской волк
  • *
  • Репутация +2/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 106
Re: Наша история, скорее дальняя, исторические даты
« Ответ #134 : 23:03, 31 Октября 2011, Понедельник »

За кулисами операции "ДЖЕНИФЕР"
  Штыров А.
  Возвратиться к этой истории побудил меня американо-русский видеофильм “Трагедия ПЛ К-129”, переданный по каналу НТВ 9 марта с.г. (комментатор фильма - Евгений Киселев). Основные фигуранты фильма с “российской стороны” - контр-адмирал (в отставке) В. Дыгало, контр-адмирал (в запасе) В. Алексин, И. Жиравина (вдова погибшего старпома К-129), адмирал (в отставке) Н. Амелько и другие.

Фильм - на 90% американский, с комментариями вышеуказанных лиц. Я не могу иметь каких-либо претензий к американцам: в конце концов, они показали только то, что сочли нужным, а это 25% фактологического материала; остальное по-прежнему скрыто в анналах ЦРУ США. Это их дело. Они хвастливо показывают, как они провели т.н. операцию “Дженифер”.

В фильме, несмотря на его подчеркнутый документализм, много полуправды (которая подчас хуже простой “неправды”).

На кадрах видеофильма показан “момент взрыва” в корпусе ПЛ, с выбросом огня наружу. Эффект, рассчитанный на обывателя, но действующий на психику неотразимо. Весьма настойчиво подается версия: лодка-де погибла в результате взрыва аккумуляторной батареи внутри корпуса ПЛ. Это заведомая ложь: в истории подводных флотов мира было много случаев взрывов батарей, и ни в одном случае эти взрывы не сопровождались разрушением прочных корпусов ПЛ (хотя бы из-за противодавления масс забортной воды).

Согласно настойчиво подаваемой американцами версии, вспышка от взрыва на поверхности океана была зафиксирована РИСЗ (разведывательным спутником США); при этом как-то опускается тот факт, что РИСЗ США в марте 1968 г. зафиксировал яркую вспышку в южной части Тихого океана, в то время как гибель ПЛ К-129 произошла в северной части Тихого океана, то есть на расстоянии свыше 2000 морских миль. Простая прокладка этих событий на карту сразу показала бы это несовпадение. Но никто из “специалистов” не потрудился сделать это.

Американцами тщательно замалчивается факт причастности к трагедии с ПЛ К-129 следящей за ней американской ПЛА “Суордфиш”. Они не опровергали, а просто замалчивали.

Ссылка бывшего в 1968 году командующим ТОФ адмирала Н. Амелько на то, что “он узнал о скрытом заходе ПЛА “Суордфиш” в японскую ВМБ Йокосука для “косметических действий” якобы из какой-то японской газетки, является тоже “полуправдой”. Эти данные для адмирала Амелько добыла разведка флота, о чем следовало бы уважаемому адмиралу помнить - просто указанное ведомство не принято было афишировать. Кроме того, штаб ТОФ в то время не мог “привязать” столь необычные действия американской ПЛА к каким-либо характерным событиям в зоне ответственности нашего Тихоокеанского флота. И даже, когда развернулись поисковые действия по не вышедшей на связь ПЛ К-129 в марте 1968 г., ни у кого из командования флотом не возникло мысли о близком совпадении двух фактов: такова логика “командного мышления” тех времен.

Душераздирающая демонстрация “выпадения” из корпуса ПЛ К-129 ракеты “с водородной головкой” с угрозой гигантского взрыва - даже непосвященному это очевидно - не более чем показ муляжа ракеты “под светом прожекторов и глазами телекамер”: в любом случае ракета находилась в шахте с закрытой массивной крышкой и вывалиться просто так не могла; известно, что ПЛ К-129 лежала на грунте океана в “нормальном положении” и при подъеме в клещах не переворачивалась. Эти кадры придуманы киношниками от ЦРУ, что очевидно даже неопытному глазу.

Сама погибшая ПЛ К-129 никогда не несла на борту это название; она имела бортовой номер “574”, который перед выходом в поход закрашивался. Кадры, рассчитанные на неискушенного зрителя-обывателя. Не исключено, что этот психологический эффект придуман самим Е. Киселевым, главным комментатором сего фильма и извратителем правды.

В фильме показаны кадры “благородного перезахоронения” погибших подводников числом 6 человек, под двумя флагами (США и СССР) и под Гимн Советского Союза. Съемка зафиксировала церемонию перезахоронения только двоих (возможно, для показа самой процедуры). Однако уже в 1974 году мы (разведка ТОФ) знали, из носовой части ПЛ К-129 были извлечены не 6, а 58 погибших подводников. Вопрос: куда дели остальных? Судя по фильмокадрам, перезахоронение 6 подводников произведено где-то в районе Восточного побережья США, в то время как сама операция по “извлечению содержимого из ПЛ” была проведена в районе острова Мауи (необитаемого в то время) в системе Гавайских островов. Но это детали.

И так далее. В фильме “красной строкой” проводится мысль, она подобострастно поддерживается “продюсером Киселевым”, что “русские”, то есть “мы” с идиотской наивностью гадали, что же там, в середине океана, затеяли эти американцы. Между тем, почти за год до главной фазы операции ЦРУ США “Дженифер” разведка Тихоокеанского флота предпринимала отчаянные усилия по вскрытию замысла этой тайной операции и организации помеховых действий (что, вообще-то говоря, не относится к функциям разведки; но в те времена существовал принцип - “ты создал проблему, вот и разгрызай ее сам”).

Современного российского обывателя, привыкшего к осознанию всемогущества американского доллара и одичавшего от собственного безденежья, безусловно ошарашивает тот факт, что “сверхбогатые янки” отвалили на операцию “Дженифер” аж 350 миллионов (!) долларов. Видимо, по их расчетам, извлеченные секреты окупают всю операцию. И это их дело, если эти доллары “некуда девать”. Между тем сама расходная часть операции выглядит не таровато, а глуповато.

Однажды в личной переписке со своими бывшими коллегами по специальной деятельности я позволил заметить, что “если бы нам выделялась хотя бы десятая часть этой суммы, мы бы смогли поставить американцев “на уши”. К сожалению, разведка ВМФ (а разведка ТОФ - ее составная часть) была вынуждена действовать по столь модному во времена “развитого социализма” так называемому “хозспособу”, то есть разгрызать проблемы, исходя из утлых сил и средств и “перенапруги гениев поневоле”.

Ниже - о фактуре событий того времени.

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на внеплановое боевое патрулирование в восточной части Тихого океана дизельная ракетная ПЛ К-129, бортовой номер “574”. Подводный крейсер имел на борту 3 баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, кроме того - две торпеды с ядерными зарядами. Командир подводного крейсера - капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь, один из опытнейших подводников того времени.

Следует принять во внимание, что К-129 прибыла на базу из своего планового похода за 1,5 месяца до этой даты. Материальная часть требовала восстановительного ремонта, а экипаж был измучен изнурительным предыдущим плаванием. Однако очередная ПЛ оказалась “не готовой”, и по устоявшемуся порядку командование ТОФ начало выпихивать в поход злополучную К-129. По принципу - “за того товарища”. До настоящего времени не ясно, понес ли какое наказание командир неподготовленной ПЛ. И тем, возможно, уберег свою жизнь и свой экипаж.

Конечно же, экипаж ПЛ К-129 принял очередную задачу “с зубовным скрежетом”, но… приказ есть приказ. Подводная лодка К-129 начала экстренную подготовку к новому походу. Удалось отозвать из уже “успевших улизнуть в отпуска на материк” только часть офицеров. Недостающих пришлось доукомплектовывать с других ПЛ соединения. Кроме того, на борт была принята группа матросов-учеников из подплава.

Насколько качественно и ответственно готовилась к походу ПЛ К-129 со стороны штабов и служб дивизии, лучше всего мог бы ответить командир дивизии контр-адмирал В. Дыгало (или командир 15-й эскадры контр-адмирал Я. Криворучко).

Обращает на себя внимание, однако, тот факт, что на КП эскадры не оказалось списка экипажа ПЛ К-129 (подписанного лично командиром и заверенного печатью корабля), о чем спохватились только 12 суток спустя, когда К-129 не вышла на связь. С военной точки зрения - это не просто разгильдяйство, а преступление. Подчеркиваю: подводная лодка ушла не на прогулку, не в полигон БП, а в боевой поход (!).

8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Первым обратил на это внимание оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ, который объявил тревогу.

Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с переброской авиации даже с Северного флота были организованы поисковые действия с центром в расчетной точке маршрута К-129. Однако поиск результатов не дал. Слабая надежда, что ПЛ дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели поиска. Шум и гам в эфире привлек внимание американцев, которые “любезно” обратили внимание “русских” на “масляное” пятно в океане. Анализ собранной с поверхности пленки показал, что пятно соляровое и присущее подводным лодкам ВМФ СССР.

Обращает на себя внимание факт, что якобы катастрофу погружающейся в океанские пучины лодки по треску и шуму разлома корпуса обнаружили и запеленговали донные береговые аккустические станции (БГАС) системы “Сосус” США. Но, если даже и принять во внимание эту версию, подсунутую нам американцами впоследствии, эти же американцы не проинформировали ТОФ СССР о месте гибели ПЛ. Оставив, так сказать, это “для себя”. Сама эта версия не заслуживает доверия, поскольку ближайшая БГАС этой системы находилась на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 морских миль. Точность ее пеленгования не выше 1-3°, поэтому база БГАС могла бы дать точность места “события” не выше “пятна” с радиусом 30 миль. В действительности рекламные возможности системы “Сосус” еще ниже.

Ясно, что лодка погибла по не установленным тогда причинам. Со временем поисковые действия были свернуты и этот грустный факт был вытеснен другими событиями на Тихоокеанском и других флотах. А в штабах и на соединениях об этом предпочитали, стараниями особых политотделов, помалкивать.

По нашей (разведки флота) версии, с выходом ПЛ К-129 в обусловленный графиком боевых служб срок, за ней было установлено скрытое слежение “дежурившей” в Авачинском заливе американской атомной подводной лодки “Суордфиш”, которая, по нашим данным, в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.

Известно, однако, что 11-12 марта, предположительно через 3-4 суток после времени невыхода К-129 на связь, ПЛА “Суордфиш” прибыла ночью в ВМБ Японии Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. Лодке в течение ночи был выполнен “косметический” ремонт (наложение заплат, подкраска). С рассветом ПЛА “Суордфиш” покинула ВМБ Йокосука и убыла в неизвестном направлении. Много позднее удалось установить, что с экипажа ПЛА была взята подписка о неразглашении какой-то тайны. Во всяком случае, ПЛА “Суордфиш” не отмечалась в море впоследствии около 1,5 лет.

Был ли связан этот факт с фактом гибели ПЛ К-129, я не знаю, так как в это время служил в должности командира дизельной ПЛ на 6-й эскадре ПЛ ТОФ (б. Улисс).

Впервые я занялся проблемой К-129, когда в середине 1970 года перешел на должность заместителя начальника разведки ТОФ и начал заново создавать направление “разведки подводных сред”.

Последующие утверждения представителей командования ТОФ США, что якобы ПЛА “Суордфиш” получила повреждения от столкновения с айсбергом, не заслуживает внимания: в марте в центральной части океана айсберги отсутствуют, да и вообще в этот район океана они не “заплывают” даже в конце зимы и по веснам.

Разведке флота уже тогда было, на основе многочисленных признаков, известно, что американцы пытались установить сопроводительное слежение за всеми выходящими на патрулирование в океан советскими подводными лодками, и особенно неукоснительно этот порядок выдерживался, когда на смену дизельным пришли атомные ПЛ-ракетоносцы.

Предположительно ПЛА “Суордфиш” вела скрытое слежение за ПЛ К-129, удерживаясь в ее кормовых “теневых” секторах 150-180-150° на малошумных скоростях малых ходов. Но с присущей командирам американских ПЛА наглостью периодически сближаясь на критические дистанции и с подныриванием.

Нельзя не учитывать, что по установившейся практике, в целях достижения максимальной “радиолокационной” скрытности, подводным лодкам боевой службы того времени прямо предписывалось - находиться не менее 90% времени в “подводном положении”, т.е. на глубинах от перископной до обеспечивающей радиоприем с берега (как правило, 30-40 метров). Такому смешанному “скрытному” режиму движения в наибольшей степени соответствовал режим движения “под РДП” (работа дизеля под водой). Командирам прямо предписывалось, в унаследование от тактики времен Второй мировой войны, максимально возможно использовать режим РДП. И одним из критериев успешности выполнения задач похода являлся процент времени плавания под РДП, что впоследствии явилось критерием своеобразной лихости. ПЛ К-129 отнюдь не была “отстающей” в искусстве плавания под РДП на океанской волне.

По нашей версии, подводная лодка бортовой номер “574” (К-129) была непреднамеренно протаранена при повороте нашей ПЛ на новый курс следящей за ней в кормовом “теневом” секторе на критически малых дистанциях и прозевавшей поворот американской подводной лодкой. Мы утверждаем - непреднамеренно, ибо дураков рисковать и тогда не было. Наша подводная лодка, наиболее вероятно, следовала на перископной глубине в режиме РДП в условиях повышенной шумности.

Как нам представляется, американская ПЛА обычно следовала за нашей субмариной на дальности скрытного слежения и резко сближалась именно при постановке ПЛ под РДП, не рискуя быть контр-обнаруженной. При этом опасно маневрировала, вплоть до подныривания под корпус нашей ПЛ. При столкновении ударила своей боевой рубкой (лобовой частью) в корпус нашей ПЛ в районе 3-го отсека (центрального поста), о чем свидетельствует рубленая вертикальная трещина в корпусе погибшей К-129. Принимая огромные массы воды, К-129 провалилась в океанские пучины, ибо не могла справиться с быстрой потерей плавучести. Столкновение произошло предположительно вечером 7 марта в поворотной точке маршрута Ш=40°00' Д=180°00'; подводная лодка должна была дать короткий сигнал о проходе контрольной точки в 0.00 8 марта, однако сигнала на ЦКП ВМФ не поступило. ПЛ К-129 легла на дно океана в точке Ш=40°06' сев. Д=179°57' на глубине свыше 5200 метров, при этом на ровном киле. Удаление от Камчатки около 1230 миль. В последующем эта точка фигурировала в официальных документах, как “точка К”.

В последующем, когда тайное стало явным, представители ВМС США на брифингах упорно отрицали факт столкновения и удара своей ПЛА в корпус К-129. В позиции командования ТОФ США четко выявлялись три характерных аспекта:

- намеренное сокрытие факта и выгораживание командира ПЛА, которого специалисты и пресса могли обвинить в неоправданной лихости и безграмотном маневрировании: мотив “защиты чести мундира”;
- опасение обвинения мировой общественностью командования ВМС США в преднамеренном уничтожении нашей ПЛ в мирное время, что могло привести к очередному резкому обострению военно-политической обстановки;
- своеобразная реклама технических возможностей донных станций гидроакустического наблюдения; в действительности они много хуже.
Бесспорен факт, что американцы знали место нашей погибшей ПЛ с точностью от 1 до 3 миль, что могла установить только ПЛА (каких-либо кораблей или судов в районе гибели ПЛ не было, что установлено совершенно точно).

В последующем, в период между 1968-1973 гг. американцы обследовали место, положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом “Триест-2” (по другим данным - “Мицар”), что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъема ПЛ и это легло в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название “Дженифер”.

Главное целью операции “Дженифер” было - проникнуть в “святая святых” ВМФ СССР, в шифрованную радиосвязь. На морском жаргоне - “расколоть” шифры радиообмена, в частности в радионаправлении “берег - подводные лодки”, которые считались “абсолютно стойкими”.

Гибель нашей ПЛ соблазнила скорым решением этой задачи. Возникла идея - поднять ПЛ и извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи. С помощью шифров “прочитать” весь радиообмен ВМФ СССР нескольких лет того периода, что позволяло вскрыть систему развертывания и управления военно-морскими силами Советского Союза.

А главное - найти ключевые основы разработки новых шифров с помощью логических ЭВМ и… найти “закон” и вскрыть систему разработки шифров середины 70-х годов. Что достигается этим, ясно и ребенку.

Следует иметь в виду, что описываемый период характеризовался жестким противостоянием двух систем (а в океане - ВМС США и быстро развивающегося ВМФ СССР).

Ну и конечно, американцы безусловно интересовались ракетным и торпедным ядерным оружием ПЛ.

Операция “Дженифер” носила глубоко секретный характер. Впоследствии стало известно, что в полном объеме с ее замыслом были осведомлены лишь три высокопоставленных лица:

- президент США Ричард Никсон;
- директор ЦРУ Уильям Колби;
- миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию.
Время подготовки и проведения операции заняло почти 7 лет. Затраты на операцию составили… около 350 миллионов долларов.

Для подъема корпуса ПЛ К-129 технические исполнители спроектировали два специальных судна - “Эксплорер” и док-камеру НСС-1 с раздвигающимся днищем, на котором были расположены гигантские клещи-захваты по форме корпуса ПЛ. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях Западного и Восточного побережий США. Характерно, что даже при окончательной сборке инженеры не могли понять назначение столь странных судов. Для этих судов по специальному найму с подпиской о полном молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается) были скомплектованы команды. Характерно, что самый низкооплачиваемый член команды “Эксплорера” (из “цветных”) - шкипер самоходной шлюпки получал 260 долларов ежесуточно. Но это детали.

Специальное судно “Гломар Эксплорер” представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн. Основные элементы судна:

- подруливающие роторные двигатели с дистанционным управлением, осуществляемым с автоматического координатора, использующего спутниковую систему точной ориентации “Транзит-С” (в те годы носившую в ведомствах США степень высокой секретности). Эта система позволяла “Эксплореру” отыскивать нужную точку в океане и удерживаться над ней с точностью до 10 см. Никакого тяжелого рейдового оборудования “Эксплореру” не требовалось;
- “колодец” в средней части судна с ажурными конструкциями типа нефтяных плаввышек, а также набор навинчиваемых труб из не установленного материала. Каждая труба длиной по 25 метров, отдельные пакеты труб с разной раскраской;
- набор индикаторов - радиометрических, телевизионных, магнитометрических и т.п., опускаемых с помощью столба труб на дно.
Специальная док-камера представляла собой погружаемое самоходное судно с раздвигающимся днищем и специальными гидравлическими упорами для подныривания и жесткой постановки от стопора под днищем “Эксплорера”.

Скрытая судоподъемная операция предположительно проводилась в три этапа:

- п е р в ы й (1973 г.) - базовая подготовка специальных судов и направлений в район точки “К” судна “Гломар Челленджер” фирмы “Гломар”, имеющей международный статус, - по-видимому, для имитации океанологических работ. Предположительно, судно “Гломар Челленджер” (а фирма имела 9 таких судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах прибрежных шельфов, использовалась “втемную”, с целью “приучить” службы наблюдения нашего флота и никакого отношения к скрытной операции ЦРУ не имело (метод “подставы”);
- в т о р о й (вторая половина 1973 г.) - подмена “Челленджера” “Эксплорером” и производство тренировочно-подготовительных мероприятий к скрытому судоподъему;
- т р е т и й (1974 г.) - судоподъем в кратчайшие сроки (и обязательно при отсутствии следящих сил нашего флота).
В середине 1973 года я лично (тогда первый заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, непосредственно курировавший направление “подводной разведки” на ТВД), анализируя обстановку на обширном пространстве Тихого океана, обратил внимание на необычное появление “Челленджера” и продолжительное его “топтание” в центре северной части океана, выделив его из огромного потока судов. Дело в том, что суда указанной фирмы периодически отмечались в районах шельфов близ Филиппин, Австралии и т.п., то есть в пределах 200-метровых глубин и специализировались на подъеме донных конкреций и бурении дна на нефть, но не в центре океана (с глубинами до 6 км никогда). Радиосвязь судна с фирмой “Гломар” была взята под особый контроль, но ничего особого не принесла. Судно устойчиво пеленговалось в указанном районе, а по истечении 1,5 месяца убыло из района и занялось своими специфическими делами.

Спустя примерно два месяца в этом же районе появилось судно с радиопозывными “Гломар Эксплорер” и вело устойчивый “производственный” радиообмен в радиосети фирмы “Гломар”. Я перепроверил международные справочники: судна с таким названием фирма “Гломар” не имела. Сразу возникло подозрение в “подставе”. Как бывший командир ПЛ, я сразу ассоциировал два разновременных события, первым из которых являлась гибель ПЛ К-129 в северной части Тихого океана. По моей просьбе командный пункт флота затребовал из архива материалы поисковой операции по К-129 1968 года. Раскрыл карту и… сразу понял: район действий “Челленджера” и сменившего его “Эксплорера” и центр района поиска ПЛ К-129 силами флота совпали .

Подготовлена соответствующая карта обстановки и обоснование того факта, что американцы “занялись районом лежащей на дне океана ПЛ”. Мы (начальник разведки В.А. Домысловский, ваш покорный слуга и группа аналитиков, так называемых “гениев поневоле”) вторглись в кабинет командующего ТОФ адмирала Н.И. Смирнова. Оценив важность информации, командующий ТОФ (сам бывший подводник) пришел в крайнее возбуждение и… приказал - “в кратчайший срок подготовить и в условиях полного радиомолчания “погнать” в район точки “К” быстроходный разведывательный корабль, что и было выполнено. Через несколько суток в район был направлен РЗК * “Пеленг”, начиненный специальной разведаппаратурой. К сожалению, указанный корабль не имел штатных средств гидроакустической разведки. Спустя две недели РЗК “Пеленг” прибыл в район, обнаружил странной конструкции судно “Эксплорер” и начал за ним непосредственное слежение. Американцы сделали вид, что не замечают этот корабль и деятельно демонстрировали навинчивание и прогонку вниз труб и последующий их подъем, за сутки прогоняя столбы труб до 1,5 км. Штанов они при этом не снимали и голых задниц нашим мореплавателям не показывали (как это расписали в 90-х гг. досужие писаки из российской “желтой” прессы). Наш корабль ежесуточно доносил: “Действия американцев непонятны, но все признаки на поиск нефти”. Таким образом, мы истинный смысл действий “Эксплорера” тогда не вскрыли. Спустя 1,5 недели “Эксплорер” дал ход и направился курсом в Гонолулу (о. Оаху). В преддверии Рождества (25 декабря 1973 года) судно вошло в порт Гонолулу, а наш корабль занял линию подвижного дозора вне территориальных вод. Мы знали, что всю рождественскую неделю американцы будут “просаживать доллары” в кабаках и притонах. Между тем наш корабль донес: “мои запасы топлива на исходе”. Дозаправлять корабль в море в те времена мы не имели возможности, - пришлось отозвать корабль во Владивосток. Отозвать - это три недели перехода в условиях непрерывных штормов.

Следует отметить, что РЗК “Пеленг” был внепланово вырван из общего плана-графика походов разведывательных кораблей ТОФ на год и Главный штаб ВМФ (в Москве) отнесся к нашей “затее” резко отрицательно. Начальник же разведки ТОФ В. Домысловский (вскоре ставший контр-адмиралом), уловив настрой вышестоящего начальства, быстро понял, сколько хлопот доставит ему (и нам) эта инициатива, и в последующем “участвовать в этой затее” отказался, переложив всю возню на меня: “Ты затеял, ты и расхлебывай все это”.

Командующий ТОФ адмирал (впоследствии адмирал флота) Н.И. Смирнов также уловил скепсис ко всему этому со стороны московских структур и предоставил нам самим “разгрызать орешек” общепринятым “хозспособом”, не желая без приказаний ГК ВМФ связывать себе руки. Во всяком случае, выделить боевой корабль флота (а в условиях океана обязательно с танкером) он наотрез отказался.

Между тем в середине января 1974 года “Эксплорер” вновь был запеленгован в районе точки “К”. Пришлось “улавливать ситуацию”.

В феврале 1974 года мной был “уловлен” КИК (корабельно-измерительный комплекс) “Чажма”, возвращавшийся из южной части океана (после обеспечения запуска космонавтов) к месту постоянного базирования на Камчатку. Командиру КИК (капитан 1-го ранга Краснов) была подсунута за подписью НШ ТОФ задачка: “Следовать в точку Ш.., обнаружить и вести слежение за судном США “Эксплорер” с задачей выявления характера его действий и т.д.”. При этом я лично информировал по средствам ЗАС-связи командира КИК “обратить особое внимание на признаки работ с погибшей ПЛ В. Кобзаря”. Командир КИК (а это был опытнейший моряк, лично знавший Владимира Кобзаря) тем не менее доносил то, что по всем признакам американцы “осуществляют прогонку труб на нефть”… КИК вел слежение в течение 10 суток и по остатку топлива также был направлен в базу.

В целях продолжения слежения за “Эксплорером” мы добились у командования ТОФ решения направить в район точки “К” океанский спасательный буксир Камчатской флотилии МБ-136 с группой наблюдения. МБ вел наблюдение в течение 10 суток, не выявив ничего нового. Вскоре по расходу запасов МБ также был возвращен в базу.

На этом наши возможности были исчерпаны. Безусловно, все это докладывалось в Главный штаб ВМФ, который продолжал относиться скептически ко всей этой возне, не вмешиваясь в “блажь” тихоокеанцев, но и не ставя каких-либо задач. Командование флотом, в свою очередь, заняло соответствующую позицию: предоставить разведке флота сомнительную возможность решения проблемы своими силами.

А мы продолжали “ловить ситуацию”. В течение марта-июня 1974 года удалось “выбить” у командования ТОФ три парных вылета самолетов дальней разведавиации Ту-95РЦ, которые могли достигнуть района по радиусу только на “укол”. В условиях сплошной облачности самолеты могли подтвердить присутствие в точке только крупной радиолокационной засветки и… в базу.

Одновременно приходилось обращаться к начальнику Дальневосточного пароходства А. Бянкину с просьбой “довернуть в район точки “К” проходящие мимо суда-контейнеровозы ДВМП”. Однако контейнеровозы, действовавшие на линии Лос-Анджелес – Йокогама - штуки валютные (каждая лишняя миля - в копеечку). Капитаны судов приказания начальника пароходства выполняли с зубовным скрежетом, но выполняли: “Прошел точку, обнаружил, да, стоит какая-то сволочь и что-то там делает”, а уж вести слежение - извините, и далее по маршруту.

Естественно, все эти силы и средства могли только фиксировать нахождение объекта, интересующего разведку, в районе и ни в коей мере не могли противодействовать американцам.

В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления, пробился на специальный доклад к командующему ТОФ:

- Товарищ командующий. По всем накопленным признакам, специальное судно “Гломар Эксплорер” завершает подготовительный цикл работ к подъему нашей ПЛ К-129. Как будут поднимать, неясно, но будут. Важнейший признак: изменение характера радиообмена судна - переход из радиосети фирмы на скрытые каналы спутниковой связи. Дайте боевой корабль!

- Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота. - А если вы такой настойчивый, добивайтесь у Москвы разрешения переразвернуть из южной части океана разведывательный корабль “Приморье”.

Следует пояснить, что большой корабль радиотехнической разведки (КРТР) “Приморье” относился к кораблям ТОФ, но действовал по плану ГРУ Генштаба (телеметрические засечки пусков БР с головной частью “Мирв” с мыса Канаверал США в районе атолла Кваджалейн.

Получив категорический отказ комфлота, я пошел ва-банк и за своей подписью настрочил шифровку в Москву:

“Начальнику разведки ВМФ. Анализ деятельности специального судна США “Гломар Эксплорер” в районе точки “К” Ш=40°00' Д=180°00' дает основание полагать, что некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъем со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году. Характерный признак - переход судна “Эксплорер” на скрытные виды радиообмена. В северной части Тихого океана кораблей флота нет, выделить корабли с развертыванием из баз ТОФ в настоящее время не представляется возможным. В настоящий период КРТР “Приморье” в районе атолла Кваджалейн выполняет задачи телеметрической разведки пусков МБР США с мыса Канаверал. Учитывая, что в программе пусков МБР США делают значительный перерыв, прошу Вашего разрешения переразвернуть корабль в район точки “К” с задачей слежения за действиями сил США в целях принятия немедленных решений. К началу выполнения второго этапа пусков МБР КРТР “Приморье” будет возвращен в район атолла Кваджалейн. Врио начальника разведки ТОФ Штыров”.

Через два дня пришла ответная шифртелеграмма:

“Врио начальника разведки ТОФ. Обращаю ваше внимание на более качественное выполнение плановых задач. И. Хурс” *.

На бюрократическом языке штабов ответ означал: “Не лезьте со своими глупостями, лучше выполняйте те задачи, которые вам поставлены директивой на текущий год”.

Предметный урок был усвоен. Повторная инициатива исключалась. И судно “Эксплорер” примерно в течение месяца оставалось вне слежения.

…И вдруг! Сенсационный взрыв в иностранной прессе: “Соединенными Штатами поднята со дня Тихого океана затонувшая советская подводная лодка”. С немыслимой оперативностью все ведущие агентства мира начали выбрасывать гейзеры сенсационной информации, так что наши телетайпы вошли в перегрев. Советская же печать хранила гробовое молчание.

Работали в этом направлении, однако, не мы одни. Как стало известно впоследствии, до скрытного подъема ПЛ некое пожелавшее остаться неизвестным лицо подсунуло в Вашингтоне под дверь посольства СССР записку примерно следующего содержания: “В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытному подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель”.

Содержание записки посол СССР в США А. Добрынин шифром передал в МИД СССР, откуда копия телеграммы поступила Главнокомандующему ВМФ С. Горшкову, а копия копии легла в сейф командующего ТОФ Н.И. Смирнова. Но хитрый комфлот предпочел не проинформировать собственную разведку. Чем руководствовался он при этом, остается на его совести. И он, оглядываясь на Москву, оставлял руки себе развязанными.

В дальнейшем события развивались в духе американских “вестернов” и не представляли интереса для разведчиков-профессионалов. Однако кое-что заслуживает внимания. В телевизионном шоу, “любезно” переданном Е. Киселевым по НТВ 9 марта с.г., показаны “подлинные кадры”, как ФБР США повязало группу гангстеров, вспоровших сейф в офисе Говарда Хьюза. Так сказать, “мордами в пол, руки в наручниках за спину”. Все это, мягко говоря, не соответствует истине. В противном случае документы по сверхсекретной операции ЦРУ “Дженифер” никак не могли бы попасть в руки репортеров. Дело в том, что у заветного сейфа Хьюза столкнулись две конкурирующие банды гангстеров, между ними завязалась форменная битва за обладание “тайной”. ФБР и ЦРУ США постыдным образом все это промухали и первыми к месту схватки проникли вездесущие репортеры. Один из них овладел папкой “Дженифер”, ускользнул от преследования агентов, забаррикадировался в какой-то телефонной будке и успел передать основное своим боссам. Дальнейшее - дело техники.

Однако вернемся к самой операции. Как стало известно, специалисты ЦРУ США подняли не всю подводную лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной “центровки груза” при подъеме корпус ПЛ разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть ПЛ, включая 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом в обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсеков ПЛ К-129. Однако, учитывая, что интересующие спецслужбы США вещи - шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. находятся, как на всех подводных лодках, в командирском (втором) отсеке, руководители операции, по-видимому, сочли главную часть работы выполненной. “Эксплорер” с док-камерой под днищем ушел в район Гавайских островов (о. Мауи), где в закрытом для плавания всех судов районе в действие вступили боевые пловцы ВМС США. Из носовой части ПЛ были извлечены тела до 60 погибших подводников, за семь лет совершенно не тронутых тленом (так писали американские газеты 1974 года): на таких глубинах кислород отсутствует. Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что “можно было различить возраст, степень физического развития и даже национальность подводников. Это количество дает основание полагать, что на ПЛ в момент катастрофы проводилось какое-то “мероприятие” (возможно, киносеанс) и лодка управлялась одной боевой сменой по “готовности 2 подводная”.

Извлеченные тела подводников (числом 6) были перезахоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу, накрытые нашим Военно-Морским флагом, под звуки Гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную кинопленку, которая была запрятана в сейфы ЦРУ.

Однако до настоящего времени неясно: куда делись остальные извлеченные из корпуса ПЛ тела?

В последующем, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепартаментом США начали выясняться “отношения”, эти предусмотрительные действия ЦРУ сыграли свою роль.

МИД СССР направил первую ноту США: ваши-де службы тайно, в нарушение норм международного морского права (то есть по-воровски) подняли наш корабль. Ответная нота Госдепартамента США гласила: а вы не объявляли о гибели своей ПЛ. Следовательно, по нормам международного права - это ничейное, бросовое имущество.

Тогда МИД СССР направил вторую ноту: вы-де надругались над вечным покоем наших погибших подводников, нарушили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил: ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР; соблаговолите получить копию киносъемки.

Наши дипломаты замолчали, ибо крыть было больше нечем…

Освободившись от погибших подводников, “Эксплорер” убыл на Западное побережье США (в район Сан-Франциско, тщательно охраняемую бухту Редвуд-Сити, а не в Лос-Анджелес, как утверждал г-н Киселев), где в обстановке абсолютной секретности из носовой части ПЛ было извлечено оборудование (в том числе две торпеды с ЯГЧ). Обследован корпус, - некоторые технические решения американские специалисты нашли “весьма интересными”.

Но главного (шифров) они не нашли. Причина оказалась весьма неожиданной, как все курьезы русской действительности. Дело в том, что командир ПЛ капитан 1-го ранга В. Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой каюте. В период ремонта ПЛ (1966-1967 гг.) в Дальзаводе он, в отступление от проекта, упросил главного строителя, и тот за корабельный спирт перенес шифр-рубку в четвертый (ракетный) отсек. Мы нашли этого строителя (к тому времени вышедшего на пенсию), и он клятвенно подтвердил, что перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Это подтверждается и тем, что в последующем, несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось поднимать и кормовую часть ПЛ.

Когда же разразился международный скандал вокруг операции ЦРУ США “Дженифер”, Главнокомандующий ВМФ СССР С. Горшков был вызван в ЦК КПСС, где получил хорошую головомойку. Возвратившись в Главный штаб ВМФ и донельзя разъяренный, он вызвал на связь командующего ТОФ. В это время мне случилось быть в кабинете командующего флотом по неотложному докладу. Я стоял у двери с папкой, - в телефонную трубку был хорошо слышен соп и астматическое дыхание Главкома. Обычно весьма сдержанный, как все обладающие огромной властью люди, на этот раз Главком С. Горшков не стеснялся в выражениях:

- Ну что, товарищ Маслов? Прос…ли подводную лодку?

- Никак нет, товарищ Главнокомандующий. Я только что принял флот и ко всему этому никакого отношения не имею.

- Это что же? По вашему, я прос…л подводную лодку?..

И так далее. Заслышав оное, я выскользнул из кабинета (“от греха подальше”). Однако на лестнице меня догнал адъютант:

- Вернитесь, комфлот требует…

Я снова возник в дверях кабинета. Командующий ТОФ адмирал В.П. Маслов долго рассматривал меня, как редкостное насекомое, и, повторяя все интонации Главкома, произнес:

- Ну, что, разведка? Прос…ли подводную лодку?

- Никак нет, товарищ командующий. Мы не прос…ли подводную лодку. Мы принимали все зависящие меры по своей части. И не наша вина, что ни командование, ни вышестоящие штабы не приняли мер по противодействию американцам. К тому же это дело уже не по нашей части, а операторов и командования.

- А чем вы можете это подтвердить?

- Да у нас материалов целая папка!

- А ну, мигом сюда свою папку!

И я помчался на седьмой этаж в разведывательное управление за папкой. А там мой начальник В. Домысловский выстроил стенкой моих “мозговиков - гениев поневоле” и вызверился, завидев меня:

- Ты… Заварил тут кашу! На хрена мне такой зам! Сам заварил, сам и расхлебывай!

В свою очередь, вызверился и я:

- Прошу на меня не орать! Я заварил, я и буду расхлебывать!

В такой ситуации, как вы должны понимать, было не до субординации. Мне стало ясно, что пока я бегал к командующему флотом, начальник разведки получил свою порцию головомойки из Москвы от начальника разведки ВМФ.

Но пока шли все эти бурные словопрения, из разведки ВМФ получено срочное приказание: “Немедленно! Представить всю фактуру событий: кому, какие приказания давались? кто и о чем доносил? все отразить в виде ЖБД * с приложением карты обстановки. Все это передать по фототелеграфу в Москву”.

Началось судорожное вычерчивание “карты обстановки” с изложением всех событий. На карту навалились офицеры-информаторы и чертежники. Всё в черной туши. А из Главного штаба телефонные вопли:

- Что вы там резину тянете? Главком не будет ждать!

В это время меня тронул за плечо начальник спецсвязи разведки подполковник Ф. Уклеин:

- Товарищ капитан 1-го ранга. А помните ваш доклад начальнику разведки ВМФ? И унизительный ответ?

И тут, донельзя издерганный и взмыленный, рассвирепевший от накаленной обстановки, я допустил большой, непростительный для опытного штабника шаг:

- А ну, давай сюда обе шифровки!

И эти две шифровки (в доподлинном их содержании) легли в тексте на карту, да еще вошедшие в раж чертежники обвели их в рамку черной тушью. Карта, еще не успев просохнуть, разрезана на полосы, и эти полосы начал поглощать фототелеграф.

А на “той стороне” подгоняемые начальниками разведчики выхватывали еще сырые полосы и, не читая, ворвались в кабинет топающего ножками С. Горшкова, разложили на столе и благоразумно отступили: “Вот, товарищ Главнокомандующий. Это все тихоокеанцы… А мы тут ни при чем…”

Как потом стало известно, Главком С. Горшков надел очки и… и на последующие трое суток между разведкой ВМФ и разведкой ТОФ прекратились все виды связи. Как после ядерной войны… Но прекратились они и по линии командных пунктов.

Спустя трое суток по каким-то неотложным делам я оказался в кабинете начальника штаба флота, где вдоль стен сидело несколько адмиралов. Начальник штаба ТОФ вице-адмирал В. Сидоров разговаривал с Москвой по “красному” телефону.

А закончив разговор, с известной долей иронии разглядывал меня и наконец произнес:

- Ну что, герой… Доказал свою правоту?

- Доказал, товарищ адмирал.

- Ну, вот что. Москва тебе этого не простит.

- А я это уже понял, товарищ адмирал…

Спустя неделю в штаб ТОФ прибыл какой-то генерал-лейтенант из Генерального штаба. Наверное, очень умный: на груди два “поплавка”. Но почему генерал, а не моряк? - этого я так и не понял.

По приказанию начальника штаба флота я вручил генерал-лейтенанту пресловутую “красную папку” с материалами по операции “Дженифер”. Генерал-лейтенант потребовал отдельный кабинет и уединился в нем. А спустя 4 часа прибыл к начальнику штаба и вызвал меня:

- Возвращаю папку. Я все внимательно изучил. Я в это не верю.

- Но это факты! - возразил я. - Это же факты.

- Все равно не верю. Ибо это технически невозможно.

- Но это же факты!

- Не верю, - генерал-лейтенант был лаконичен.

А начальник штаба молчал и смотрел на меня. Я, в свою очередь, - с сожалением посмотрел на генерал-лейтенанта, взял папку и молча вышел.

Вскоре после этой бурной истории Главнокомандующий ВМФ дал жесткое приказание: направить в точку “К” боевые корабли и ни в коем случае не допустить поднятия американцами оставшейся на дне части ПЛ. Вплоть до бомбежки района. И это выполнялось в течение примерно полугода.

Но, несмотря на громкие и открыто провокационные заявления, что “они поднимут, несмотря ни на что, и кормовую часть”, “Эксплорер” в точке “К” более не появлялся.

Вскоре после этой скандальной истории главные действующие лица сошли с арены: Ричард Никсон был снят с президентского поста в связи с “уотергейтским делом”, директор ЦРУ ушел с поста по не установленным нами мотивам, а миллиардер Говард Хьюз, сойдя с ума, отправился в “лучшие миры”. Одновременно Конгресс США своим постановлением запретил ЦРУ впредь заниматься такими сомнительными операциями…

Вскоре после этого я был “выдавлен” из системы разведки, перешел в Оперативное управление штаба флота и занялся вопросами боевой готовности и подготовки к боевой службе сил Тихоокеанского флота.



Послесловие (не относящееся к операции ЦРУ “Дженифер”).

По имеющимся тогда сведениям, спецслужбы США не компенсировали затрат добычей архиважных сведений. Часть затраченных ведомством Г. Хьюза средств требовалось возвратить. Тогда “Эксплорер” был использован весьма оригинальным способом. В конце XV или XVII веке в районе западнее Калифорнии затонул испанский галеон с грузом золотых и серебряных слитков. Одна из фирм, купив лицензию у “некоего” правительства, начала подготовку к подъему этого галеона. Но пока фирма “чухалась”, этот “Эксплорер” тайно прибыл в район и в одну из ночек, зачерпнув своими клешнями, утащил испанский галеон со всем содержимым и ушел в неизвестном направлении. Обиженная фирма подала иск в Верховный суд США. Но ЦРУ дало понять: “если хотите себя сохранить… заберите иск”. И фирма отозвала свой иск.

Дальнейшая история “Эксплорера” мне неизвестна.

Я не преследую цель - заработать на этой публикации популярность. Моя цель - поведать “правду” об этой трагедии в океане так, как ее видели и знали мы, с позиции разведки флота. Поведать (в пределах допустимого) о своих усилиях в этом направлении, в первую очередь - в противодействии иностранным разведкам по вскрытию наших тайн. Читающий, наверное, обратит внимание: мы, разведка ТОФ, были озабочены проблемой - не допустить “супостата” в святая святых ВМФ - скрытую радиосвязь наших сил. В то же время командование и, самое главное, ведомства спецсвязи (т.н. “восьмые отделы” штабов) сохраняли младенческое спокойствие и девичью “невинность” по обеспечению защиты своих документов скрытой связи. Как будто это не их забота, а забота разведки (даже не контрразведки) в системе штабов.

Почему же, несмотря на все потуги, наше противодействие ЦРУ США в ходе операции “Дженифер” оказалось столь неэффективным? На мой взгляд, причины следующие:

- слабость и отставание инфрастуктур боевого (оперативного) обеспечения боевой службы флотов. В погоне за количественным ростом сил ВМФ (на который израсходованы астрономические средства), Главное командование ВМФ держало на “голодном пайке” обеспечивающие инфраструктуры. С течением времени разрыв усиливался;
- косность мышления штабов; изначальное неверие в возможности сильного и коварного “противостоящего противника”, пронизавшее все штабные ведомства сверху донизу; привычка “работать на доклад” и отсюда отсутствие всякой инициативы;
- стремление штабных чиновников всех направлений… доложить и уйти в сторону от какой-либо личной ответственности: черта, особенно присущая, к сожалению, российскому воинству (как, впрочем, и “воинству” других стран).
К сожалению, все это прослеживалось и впоследствии, вплоть до развала армии и флота бывшей Страны Советов. Не следует ностальгически идеализировать прошлое. Ныне же положение, конечно, еще хуже во много раз.



Заключение. Нынешнее высказывание “акул пера и телевидения” (подобных Е. Киселеву в телепередаче от 9 марта с.г.), что разведка флота в истории с ПЛ К-129 “сосала лапу”, бессовестно. Мы по крайней мере почти за год начали бить тревогу по поводу подозрительной деятельности спецслужб США в зоне северной части Тихого океана, связанной с гибелью ПЛ К-129. Но мы не знали тогда, что столкнулись со столь мощным ведомством, как ЦРУ США. Тем не менее разведка ТОФ установила специализированные суда “Гломар Челленджер” и “Гломар Эксплорер” и организовала слежение за ними в Тихом океане; установила конкретную точку координат гибели ПЛ К-129 и конечную цель операции “Дженифер”.

Анатолий Штыров

--------------------------------------------------------------------------------

* РЗК - разведывательный корабль.

* Начальник разведки ВМО вице-адмирал И.Н. Хурс.

* ЖБД - журнал боевых действий.

Записан
 

Страница сгенерирована за 0.116 секунд. Запросов: 26.