Вечная память морякам подводникам

Вспоминает капитан 1 ранга в запасе С. П. Бодриков: "С выходом на визуальный контакт обнаружили, что лодка имеет значительный дифферент на корму. Атомоход лежал носом на волну, так как волнение было довольно сильным, точно определить действующую ватерлинию было довольно сложно, однако однозначно постоянно над ватерлинией находились крышки верхних торпедных аппаратов, довольно часто просматривались и крышки второй пары. В корме же вода доходила до кормового среза рубки".
С подводной лодки, заметя подходящий корабль, дали зеленую ракету. "Лаптев" тем временем пытался сблизиться с атомоходом, зайдя с правого борта. Попытка не удалась. Помешали волны и зыбь. Гидрограф немедленно пошел на второй заход. На лодке кто-то зажег карманный фонарь. С "Лаптева" было хорошо видно, как волны одна за другой перекатываются через всю лодку, заливая ее по самую ходовую рубку. На маленьком флагштоке бился на ветру краснозвездный флаг ВМФ СССР. На мостике были видны четверо, все в зимних шапках и канадках. Афонин взял в руки электромегафон.
- Я корабль "Харитон Лаптев"! Если слышите, поднимите руки!
На лодке кто-то поднял вверх обе руки.
- Прибыл к вам для оказания помощи. В чем нуждаетесь? Прибыл по приказу НГШ адмирала Сергеева!
С лодки ветром донеслось слабое:
- Поняли! Есть ли у вас ВВД?
- ВВД нет. Есть воздух среднего давления в 30 атмосфер.
С К-8 запросили:
- Укажите вашу принадлежность!
- Мы из Североморска. Гидрограф "Харитон Лаптев"!
- Поняли! - отозвались с атомохода. - Есть ли у вас изолирующие противогазы?
- Есть пять комплектов ИП-46 и три акваланга! - отозвался "Лаптев" и в свою очередь поинтересовался. - Имеете ли жертвы?
В бинокль было видно, как на лодке совещаются. Затем один из подводников крикнул:
- У нас все нормально!
И снова обратимся к воспоминаниям Сергея Петровича Бодрикова: "С подходом на голосовую связь и началом переговоров поразил довольно холодный прием, нежелание отвечать на задаваемые вопросы, явное недоверие, несмотря на то, что были освещены прожектором труба, надписи на рубке и на носу. Нам было сказано: "На "Касимове" наш старший, возьмите его к себе на борт, тогда будем разговаривать". На вопрос: "Какое время вы еще можете продержаться?" получили ответ: "Не знаем, будем держаться!"
Вообще наши подводники довольно часто принимали свои гидрографические корабли за американские разведывательные суда. Возможно, что их смущала белая окраска корпуса и название корабля, выполненное латинскими буквами, как того требовал международный регистр. Так, к сожалению, случилось и при встрече с К-8".
Шигин Владимир Виленович
http://gremih.ru/pehatnie-izdanij/82-nad-bezdnoi.htmlИздержки СССР - догнать и перегнать Америку. Задача была к 31 декабря 1959г. поднять флаг (читай сдать ПЛ в эксплуатацию). Доложили, флаг подняли, но недоделок в спешке было много, особенно на К-8. Политики во главе с Хрущевым были довольны докладом, но расхлебывались за недоделки моряки своими жизнями. БРзК "Запорожье" тоже поставили задачу поднять флаг до 1972 Нового года. С задачей справились успешно. Наверное на флоте была такая традиция...скорее всего не на флоте, а в стране.