Отрывок из мемуаров адмирала флота Владимира Чернавина «Флот в судьбе России», Москва, Андреевский флаг»
ПО ЖИВОМУ...
Я родился на Украине в старинном русском городе Николаеве... Этой парадоксальной фразой хочу сразу показать, как парадоксален, закручен и сложен тот процесс, который происходит ныне в отношениях между Россией и Украиной.
Да, старый морской город на черноморском побережье был основан русскими моряками в екатерининскую эпоху как судостроительная база русского флота на юге. Никакого украинского государства в те времена не существовало, а следовательно, не существовало и проблемы — чей город Николаев или кому принадлежит Севастополь. Ясно, кому: тем, кто отвоевал эту землю, этот берег, этот полуостров у османов, кто возвел здесь первые редуты, форты, церкви, доки, верфи... — российская корона, российское государство и его народ. Этот бесспорный исторический факт киевские политики пытаются игнорировать, что привело к серьезным проблемам во взаимоотношениях России и Украины.
Возьмем, к примеру, англичан, для которых абсурдна ситуация, если бы исконная база британского флота Скапа-Флоу отошла бы вдруг под юрисдикцию Шотландии и все корабли, находящиеся там, следовало бы делить на две неравные части: большую — Шотландии, меньшую — Британии.
Первое серьезное покушение на Черноморский флот произошло в начале 1992 года, когда президент Украины сменил в одночасье всех командующих военными округами на территории республики. Причина столь резкого кадрового переворота была проста: все три русских генерала отказались принять украинскую присягу.
Я с тревогой следил за дальнейшим развитием событий.
То, что войска Киевского, Одесского и Прикарпатского округов тихо превратились в составные части украинских вооруженных сил, было воспринято, к моему изумлению, российской общественностью на редкость нейтрально. Не очень противилось этому и военно-политическое руководство России. И, одобренные столь странной реакцией официальной Москвы, киевские лидеры надеялись с ходу приватизировать и Черноморский флот. Попустительство, безнаказанность разжигают волчий аппетит. Сигнал аварийной тревоги дошел и до ушей президента России. Я неоднократно выходил на него по этому жгучему вопросу.
Вечером 27 января Борис Николаевич Ельцин прибыл в Новороссийск, где на рейде стоял противолодочный крейсер «Москва». Почти весь следующий день президент провел на борту этого корабля, обсуждая с высшим руководством ВМФ круг проблем, связанных с судьбой Черноморского флота.
Я вернулся в Москву несколько обнадеженный. Хотя и понимал, что успокаиваться рано. События могли принять самый неожиданный оборот. И не ошибся.
К лету обстановка в Крыму резко обострилась.
К сожалению, близорукость и беспечность некоторых российских членов правительства и депутатов позволили моим опасениям стать печальной реальностью Давление со стороны Украины нарастало, и не надо было быть провидцем, чтобы предсказать соответствующий указ президента Кравчука. Посягательство на Черноморский флот со стороны Украины усиливалось, а в России сопротивление этому факту постепенно глохло, несмотря на все усилия с моей стороны не дать Черноморский флот прихватизировать. Нужно было что-то срочно предпринимать. Прежде всего, я пригласил к себе депутатов-моряков и поделился с ними своими опасениями. Просил их, чтобы на ближайшем заседании Верховного Совета России они привлекли внимание нашего парламента к проблеме Крыма вообще и Черноморского флота в частности. Конечно, я мог бы и сам снять трубку кремлевского телефона и начать телефонный обзвон влиятельных лиц нашего государства. Я не стал этого делать. Я сел в самолет и улетел в Севастополь. Очередной этап битвы за Черноморский флот надо было, как мне казалось, начинать оттуда.
Лечу в Севастополь. Надо снова поднимать аврал. пока к кораблям не подобрались тихой сапой.
http://www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml