Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Александр Вячеславович  (Прочитано 31066 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Алексанk
« Ответ #15 : 20:24, 05 Апреля 2011, Вторник »

Рискну представить собственный взгляд на один эпизод похода "Харитона Лаптева" -- 72 г., изложенный в комментариях к моему роману "Морион":

"... Если же объективно, без детской обиды подходить к противоречивой и драматической фигуре командира Афонина, то надо признать, что при том почти непосильном грузе ответственности, который на нём лежал, действовал он почти всегда идеально. Почти — потому что бывали и срывы. Один такой совершенно удивительный срыв произошёл в первом моём походе спустя три с половиной месяца автономного плавания. Мы дрейфовали тогда в районе выходного фарватера из американской базы атомных подводных лодок возле городка Чарльстон (Южная Каролина). И вот командиру вдруг взбрела в голову идея сфотографировать одну из больших лодок с близкого, ради форса, расстояния. С борта вельбота! Сказано — сделано. Выставлена вахта шлюпочной команды с минутной готовностью. Остаётся дело за сигнальщиками. Надо выдать лодку на возможно дальней дистанции, чтобы фотографы успели подойти на экстренно спущенном вельботе под заведённым движком к самому фарватеру. Было неимоверно жарко и душно. И, как назло, пол дня не было ни одной лодки. Напряжение нарастало. Я сменился со своей пустой вахты. Потом от мандражного безделия поднялся опять на мостик. Там нёс вахту штурманский электрик Коля Полуян. Он стоял в шортах, и без пилотки. А солнце печёт из зенита. Вдруг смотрю, бедный Полуян поплыл — вот-вот брякнется от солнечного удара. Я посадил его в тень, сам взял бинокль ...и почти сразу увидел желанную лодку, материализующуюся из скрывающей горизонт дымки. Полуян доложил. Сразу была сыграна суматошная шлюпочная тревога. Вельбот, страшно матерясь, спустили на воду. С неимоверными усилиями, в спешке завели дизелёк — пых-пых-пых. Перечислю ... удивительный списочный состав его команды: командир корабля Афонин, замполит (фамилии которого не хочу вспоминать), штурман Поляков, стармех ..., лучший механик Чуприна и лучший рулевой Иванов. Все в плавках или шортах со всяческими фотокинопринадлежностями. Пузатый и бородатый Зам был в красных трусах и красной турецкой феске с кисточкой! Вдруг крик: “удочки забыли!” Это для маскировки, прямо, как в известной комедии Гайдая “Пёс Барбос”. Прибежали боцманята, сбросили им спининги без лесок, и вельбот, отплёвываясь чёрным дымом, пошёл наперерез лодке. ...Они, конечно, отфотографировали лодку в цвете если не с 50-ти, то со ста метров. Но стоил ли риск этих кадров? Ведь вздумалось бы американцам пульнуть очередью из автомата по той бравой компании, и флагман разведки Северного флота “Харитон Лаптев” оказался бы почти полностью обезглавленным всего в трёх милях от вражеского берега. Вот какого рода приступам беспечности на грани безумия способен, оказывается, поддасться даже исключительно крепкий человек, слишком долго облечённый постоянным грузом единоличной власти и ответственности за полторы сотни “головорезов”. И хотя победителей не судят, я смотрю (и тогда с молчаливым холодком смотрел) на ту авантюру, как на внешнее проявление скрытого хронического стрессового надлома. ..."

Не думаю, что этот взгляд наводит хоть какую-то тень на участников. Скорее, здесь заметна некая зависть меня-салаги. Но, что было, то было... Горлов.
Записан

Alex1957

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Важно не звать в дорогу, важно по ней идти...

Сергей, очень интересно. А вот как можно полностью роман "Морион" прочитать ? :o
Записан
Киев 316 отряд ЭОС Закарпатье 1976-1979 три БС  служба РТС радионавигатор БП-8

vpk

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +102/-100
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2790
  • Прикомандированный

Сергей, очень интересно. А вот как можно полностью роман "Морион" прочитать ? :o

Ага! Присоединяюсь!!!
Записан
БПК "Маршал Тимошенко" (апрель 1976); Теодолит 1976 (июнь - октябрь)

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Алексанk
« Ответ #18 : 13:21, 09 Апреля 2011, Суббота »

Спасибо. Роман объёмный -- 500 страниц. И посвящён, в общем-то, жизни и любви. Тема "Харитона" там проходит в качестве фона и пункта сравнения человеческих отношений. Кроме того, комментарии дописывались на больничной койке Радиологического института. Поэтому содержат возможные фактические неточности. Если Вы, дорогие соратники, будете снисходительны к подобного рода вероятным накладкам, то я постепенно выложу в уместных темах данного сайта маленькие новеллы из романа, кажущиеся мне ключевыми для понимания молодёжью характеров людей и всей нашей жизни (нам-то самим уже мало что надо). А вещь целиком будет мной отсканирована и повешена ВКОНТАКТЕ. На это я забиваю апрель и часть мая сего года. Про издание, я принципиально считаю, должен думать не сам автор (это грех), а кто свибрирует.
Привет всем, С.Г.
« Последнее редактирование: 13:28, 09 Апреля 2011, Суббота от Горлов Сергей »
Записан

vpk

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +102/-100
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2790
  • Прикомандированный
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Алексанk
« Ответ #19 : 21:27, 09 Апреля 2011, Суббота »

А вещь целиком будет мной отсканирована и повешена ВКОНТАКТЕ. На это я забиваю апрель и часть мая сего года.

Привет всем, С.Г.

А сканить-то зачем? На Ундервуде что-ли печатал? Или пером писал? Можно ведь просто разместить текстом... Или я чего-то не смыслю ???
Записан
БПК "Маршал Тимошенко" (апрель 1976); Теодолит 1976 (июнь - октябрь)

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда

Не у Вас первого этот вопрос. Мой верный "Ундервуд" -- это Word-6 с его трю-фонтами. Ничего с собой поделать не могу: до слёз жалко многотрудной авторской вёрстки. С.Г.
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Алексанk
« Ответ #21 : 00:34, 14 Апреля 2011, Четверг »

Про тринадцатый поход Афонина:

"... — когда командир Афонин на пару суток странно исчез в своей каюте, мы не сразу поняли, в чём состояло дело. Потом почему-то “Харитон Лаптев”, резко развернувшись на юг, развил самый полный свой ход — 18 узлов (то есть, 18 морских миль в час). Наконец, нам по-тихому объявили, что у командира сердечный приступ. И поскольку в условиях “вражеского окружения” заход в любой капиталистический порт нам был запрещён, даже для срочной госпитализации командира, то ближайшим госпиталем оказывался кубинский, в Гаване. Командир, мол, из-за сердца там нас скоро покинет (в смысле — его отправят самолётом на излечение в Москву), а командование кораблём примет самый старший по званию. Им был представлен некий капитан первого ранга из прикомандированной разведки, из так называемой “науки”, которая незаметно работала и обитала в совсекретной гидроакустической лаборатории, в самом низу корабля, куда я заглянул только однажды. Не придавая до поры должного значения тем событиям, я плохо запомнил их последовательность. Поэтому логичней предположить, что этот капраз не был у нас с начала похода, а перебрался на борт “Харитона” при смене южнее Лонг-Айленда боевого дежурства у ВПС (Восточного побережья США) с другим кораблём разведчиком, кажется, с “Находкой”. Так вот, этот пожилой, невзрачный, но осанистый тип, надев тропическую пилотку с золотыми ветвями на козырьке (какая была на корабле только у командира), уже стал как вежливый хозяин посиживать в раскладном кресле у меня на мостике, не встревая, впрочем, в корабельные дела. При живом Командире мы поглядывали на него враждебно. Надо сказать, что американцы, предвидя, по-видимому, что нам пора возвращаться на восток, ближе к нашей базе (ведь смена-рандеву под их неусыпным контролем уже произошла), и не понимая смысла такого решительного броска на юг, устроили нам воздушную, буквально, травлю. Помногу раз за день прилетали четырёхвинтовые “Орионы” (как наш ИЛ-18, только серые) и долго кружили, чуть не задевая клотики мачт. Летали они с шиком, всегда на трёх моторах — один в резерве. Проверяли магнитометром, что на конце смешного хвостика, структуру магнитного поля: не идёт ли под нами лодка. Наверное, что-либо разглядеть под идеально прозрачной водой мешал наш мощный пенный след. Периодически они бросали по курсу гидроакустические радиобуйки с заметным сверху шлейфом в воде от ярко-оранжевого флуоресцирующего порошка. Некоторые из этих цилиндров мы, иногда притормозив, вытаскивали. Однако, по мере столь остервенелого движения на юг вдоль ВэПээС-а командир немного оклемался, стал потихоньку выбираться наверх (тип тут же, к нашему молчаливому восторгу, слинял), и немного в моём присутствии поколебавшись, вдруг приказал: на пути “в гости к Фиделю Кастро” сделать манёвр к берегу Флориды, чтобы подробно зафотографировать Космодром имени Джона Кеннеди!.. В общем, отфотографировали мы успешно, пройдя его весь с юга на север, от Музея Астронавтики вплоть до стартового комплекса Apollo. (Фотоискусства ради, командир, оглядевшись по-пиратски по сторонам, разрешил даже влезть на пару кабельтовов — около 400 метров — во вражеские территориальные воды). Рассмотрели не только весь космодром. Сутки спустя из района Форт-Лодердейла я опознал запуск ракеты в космос. И к вечеру уже “обнюхали” шарообразные только-только построенные важнейшие тогда для США станции ПРО на островке Ки-Уэст южнее Флориды, знаменитом своим хемингуэевским прошлым (как раз тогда завершалось создание глобальной системы противоракетной обороны “Сейфгард”, ставшей впоследствии объектом мучительных советско-американских переговоров). Потом, после отбивки вне видимости берега ватерлинии зеленью в дрейфе с плотика (для парадной покраски были использованы все уцелевшие в урагане запасы польской эмали), был красивейший заход в бухту Гаваны. Слева белый маяк над палевого цвета цитаделью, справа морская набережная, уходящая широким полукругом к нескольким голубеющим вдали небоскрёбам; а в разрывах старых домов возникает то дворец, то Капитолий, то храмовый купол... В тот момент на внутреннем рейде бухты одновременно оказались сразу два главных наших судна космической связи: большой чёрно-кремовый “Комаров” с белыми антенными шарами, и просто титанический белоснежный (правда, местами поржавевший) “Гагарин” с гигантскими тарелками параболических антенн. Если же говорить о самой прогулке по Гаване, то она явилась ... результатом моей забастовки. Паскуда Г.Иванов от злости, видимо, за бесподобную сигнальную вахту возле Майами, которую он сам сдуру отдал мне и простоял мало что видя на рулях, послал меня за мнимые прегрешения (а, в самом деле, в отместку за строптивость) работать во время стоянки на камбузе. А камбуз (кухня, по-вашему) в тропиках — это, надо заметить, аналог маленького ада. Пока все лазали на вожделенный берег, я по сути дела один кувыркался в страшнейшей духоте у пышащей жаром электроплиты. Никакая вентиляция не помогала (за бортом было плюс 99 по Фаренгейту), и пот лил со всей поверхности кожи безостановочным потоком — благо, воды для питья с берега было, хоть залейся. Когда, ближе к ночи, вспомнили обо мне, я демонстративно категорически отказался сходить на берег. “Свернулся шлангом”, мол, и формы-то у меня чистой нет, и желания... Тогда на камбуз спустился мой начальник, штурман Поляков, усатый, невысокий, с благородным шрамом на лице (тогда капитан-лейтенант, а впоследствии, говорят, ставший командиром “Харитона”), и почти насильно заставив окатиться, переодеться в чью-то подошедшую по размеру парадную форму (номер два — белый верх, чёрный низ), отослал с последней небольшой группой матросов (среди которых был и Витька Стойлов) гулять по Старому городу. То, что мы видели в той изумительной прогулке, уже было описано мной в других местах. Повторяться не хочется. Короче говоря, Гавана есть Гавана — и можно только искренне посочувствовать американцам, потерявшим её. Командир же после всестороннего обследования сердца на предполагавшийся инфаркт продолжил с нами тот, тринадцатый для него (и очень памятный всем нам нестандартными приключениями), пятимесячный поход — лучший поход в истории разведки Северного флота. ..."
« Последнее редактирование: 12:30, 23 Апреля 2011, Суббота от Горлов Сергей »
Записан

харитон

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +15/-5
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2935

 Спасибо Сергей ! Есть что вам вспомнить ! А нам не пришлось побывать на Кубе, хотя должны были ,но почему то отменили !
Записан

Лопатин

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1472

Сергей,.
« Последнее редактирование: 12:58, 14 Апреля 2011, Четверг от Лопатин »
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда

"... Всеми штормами просолёного — как-то раз, ещё до  разжалования, командир Афонин, зайдя ночью на ГКП, спросил у рулевого Коли Полуяна, кто на сигналке? Доцент, отвечает тот (это была моя кличка: студент, доцент — какая разница?). Кэп мечтательно протянул: “О! Доцент. У него даже грудь, наверное, ракушками поросла. А давно ли он тут кувыркался?..” Суть последнего замечания была вот в чём. Когда сигнальщиков во время первого жесточайшего урагана, во избежание смытия за борт перевели с верхнего мостика на Главный командный пост, в нашу обязанность стала входить постоянная приборка (уборка) солёной воды, просачивавшейся сквозь халтурно произведённые в Мурманске специальной смолой уплотнения кабелей и волноводов, идущих с фок-мачты. Вода эта, скапливаясь лужей, неприятно гуляла по линолеуму палубы рулевой рубки с борта на борт. Для приборки у меня был обрез (таз) и ветошь (старый тельник). Как на грех, мои сапоги были подбиты натуральной кожей (на Севере мы носили рабочие кирзовые сапоги с носками). Поэтому подошвы отлично скользили по влажному линолеуму. Как коньки по гладкому льду. И вот, только я наклоняюсь, чтобы выжать двумя руками ветошь в обрез, как начинаю скользить к борту. Удар. Я судорожно цепляюсь за какой нибудь прибор и продолжаю прицеливаться для продолжения порученного важного дела. Мельком поглядываю сквозь заливаемый брызгами прямоугольный иллюминатор вперёд, где океан творит свой пенный беспредел. Рулевой, стоящий вцепившись в штурвал у штурвальной тумбы, и командир, сидящий в своём высоком кресле, серьёзны с виду, но внутренне хохочут. Ну — салага, что с меня взять? Правда, они больше хорохорятся, всем ведь весьма муторно от качки. Случилась и неприятность (но не та, о коей можно предположить — до сих пор горжусь, что за все три океанских похода ни разу “не показал харч Нептуну”). Раз я влетел описанным манером в один из двух кубических индикаторов радиолокационных станций “Дон” и обломил бедром очень важную пластмассовую ручку тонкого наведения метки дистанции. Отделался не только испугом, но и бесконечным (до самого конца службы) сварливым ворчанием локаторщиков (именовавшихся “подонками”), которым пришлось её изготовить вручную заново... Так что, комментируемое выражение было отнюдь не гиперболой. Грудь поросла ракушками — и всё тут. ..."
Записан

Andrew S

  • Командор
  • *
  • Репутация +14/-1014
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1375

Не у Вас первого этот вопрос. Мой верный "Ундервуд" -- это Word-6 с его трю-фонтами. Ничего с собой поделать не могу: до слёз жалко многотрудной авторской вёрстки. С.Г.

Так может конвертировать в другой формат? Можно и в pdf например. Если нужно, могу оказать помощь.
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда

Не у Вас первого этот вопрос. Мой верный "Ундервуд" -- это Word-6 с его трю-фонтами. Ничего с собой поделать не могу: до слёз жалко многотрудной авторской вёрстки. С.Г.

Так может конвертировать в другой формат? Можно и в pdf например. Если нужно, могу оказать помощь.

Если найдёте векторный AG-Optima, можно было бы поэкспериментировать. Немного. Но сильно сомневаюсь, что это поможет: когда пробовал с данным фирменным юни-фонтом в новых Вордах, небольшие части текста неисправимо изображались кряками или черепицей. Никто не смог разобраться, почему. Горлов.
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Александр Вячеславович
« Ответ #27 : 17:24, 02 Сентября 2011, Пятница »

Командир ЭОС "Харитон Лаптев" на ГКП. Курс, по-видимому, любимый -- 270 (вест)! Не исключено, что и С.Г. на снимке, на рулях. (Фото из книги Л.Данилова).
« Последнее редактирование: 17:26, 02 Сентября 2011, Пятница от Горлов Сергей »
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Александр Вячеславович
« Ответ #28 : 13:42, 14 Ноября 2011, Понедельник »

(Отрывок про ДМБ из комментариев к роману, 2006):

"... бесценный жетон «За дальний поход» -- назван здесь бесценным, потому что я, Вика, был на долгое время лишён его вовсе. Вообще, по статусу, жетон для надводного флота полагался к выдаче представителям и рядового, и командного состава конкретного корабля (то есть, поголовно всем, но каждому только один раз) после пересечения этим кораблём определённой линии. Для Северного флота это была линия: мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) -- Брест Французский. И даже если корабль, например, долго дежурил возле Великобритании, но не пересекал за время похода данную линию, его команда не имела права на получение этой награды. Я же, пересёкший указанную линию много раз, был лишён права на получение своего жетона, поскольку совершил нешуточное, с точки зрения начальства, прегрешение и был ими однажды разжалован. То, что меня за отличную службу давно уже восстановили в звании, ничего не изменяло в вопросе жетона. И с этим я, негодуя внутренне, уже как-то смирился. Так продолжалось до последнего дня моей службы. В тот потеряный, суматошный день подготовки к демобилизации (судя по отметке в военном билете, это было 7-е мая 1974 года) по корабельной трансляции вдруг раздалось: «Старшему матросу Горлову просьба срочно прибыть в каюту Командира!» (обычно на корабле звучит указание дежурного старшины или мичмана, просто «прибыть», причём с глуповатым ударением на и. Поэтому, добавленное слово «просьба» означало по отношению к матросу крайнюю, абсолютно невозможную чуть ранее степень почтения). Я постучался. Внушительный (рост 195), аристократической породистой внешности командир «Харитона Лаптева», капитан второго ранга Афонин, пожав руку, неожиданно предложил: «Забудем всё, что между нами было». И достал из сейфа коробочку с заветным жетоном. Я взял его, как должное, но ...ничего не забыл. Как не забыл совершенно роскошное увольнение со службы наутро, «первым эшелоном». В 5 часов тихой светлой ночи мы -- четверо первых дэмэбэшников корабля в давно заготовленных, собственноручно ушитых по фигурам парадных формах -- попрощались на палубе со всеми провожавшими моряками и лихо сошли, отдав в последний раз честь кормовому флагу, по трапу на понтонный причал базы под традиционный марш «Прощание Славянки». Он внезапно оглушительно грянул из корабельных динамиков «на весь» спящий под ночным полярным солнышком Кольский залив. На соседних кораблях встрепенулись, вывалили на верхние палубы проснувшиеся салаги и караси. Они проводили нас в Новую Жизнь таким же долгим завистливым взглядом, каким мы сами провожали не раз (точнее, 5 раз) предшествовавших тотальников. Собственно, для меня она, моя новая жизнь, представляла из себя потом постоянное доказывание кому-то вполне уже мифологическому, что обвинение в «паникёрстве» было тривиальной подлостью, какими бы «высокими» соображениями защиты чистоты мундиров это обвинение ни было тогда инспирировано. Своего бывшего командира Афонина я один раз случайно увидел спустя несколько лет в Ленинграде возле Адмиралтейства. Он стоял, ожидая троллейбус, на остановке с женой -- уже в погонах капраза (капитана первого ранга) -- и был, с виду, не совсем здоров. Но я всё равно не подошёл, не подошёл к нему, Вика. Потому что мои карандашные аргументы ещё к тому времени были слабее его блестящих звёзд... А жетон? Я надраиваю его до золотого сияния и надеваю напротив сердца дважды в год: на 23-е февраля, и летом -- на День Военно-Морского флота. ..."

Считаю справедливым и заслуженным, что судьба не дала мне больше встреч с Афониным. Я не хотел бы его видеть хоть в чём-то слабее себя. Для меня он навсегда остался моим Командиром Корабля, показавшим всем нам мир, людей и море. Внесистемным человеком Системы. Человеком страстей и долга, умевшим совершать, замечать и, как положено мужчине, вовремя исправлять свои ошибки.
  Горлов.

("Взгляд утром", 7 июля 1975 г. Один из аргументов).
« Последнее редактирование: 22:32, 14 Ноября 2011, Понедельник от Горлов Сергей »
Записан

Вильховой Вячеслав

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +11/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 455
Re: Капитан 1 ранга в отставке Афонин Александр Вячеславович
« Ответ #29 : 19:25, 14 Ноября 2011, Понедельник »

Сергей а уходили в перешитой форме прямо с корабля. По собственному опыту знаю что вся форма (перешитая) сначала отправлялась в камеру хранения на ж\д вокзале а уж там происходило переодевание.
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.041 секунд. Запросов: 25.