Мы помним вас... > Мы живы, пока память жива

Защитники Заполярья

<< < (17/18) > >>

Лесник:

--- Цитата: Лесник от 01:35, 09 Мая 2013, Четверг --- Дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин.
...........................................................
--- Конец цитаты ---
Про А.О.Шабалина (отв.#53-61. в этой теме и отв.#1528 в теме "УГОЛОК РОССИИ...").

 Мемориальная доска на улице им. А.О. Шабалина в Архангельске.
 Сам на этой улице не бывал. Фото взято с сайта районной газеты.
 P.S.
 Мало кто обращает внимание на неточность в надписи "...на Краснознамённых Северном и Балтийском флотах в годы Великой Отечественной войны." Не был Северный флот в годы ВОв Краснознамённым:
 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

Лесник:
 4 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Шабалина
 http://www.pomorie.ru/news/4-noyabrya-ispolnilos-100-let-so-dnya-rogdeniya-al
............
 А.О.Шабалин мой земляк и почётный гражданин нашего города и о нём нам рассказывали ещё в школе, поэтому ляпсусы о нём сразу бросаются в глаза.
 "К началу 44-го на счету Шабалина уже 7 потопленных кораблей противника. Золотую звезду он получил за проведение знаменитой Печенгской операции."
 Когда на счету А.О.Шабалина было семь потопленных гитлеровских кораблей и судов, он получил первую Звезду Героя (после этого потопил ещё 1 или 2, хотя в Интернете пишут, что у него на счету 32(!) потопленных, что является явной дезой. Это так воспитывается любовь к Родине и патрионизьм у подрастающего поколения в современной России? Тогда можно написать, что у него 132 потопленных - это будет ещё патриотичнее! Кстати, если бы у него было 32 потопленных, то он должен был бы быть минимум трижды Героем СССР только по колличеству и тоннажу уничтоженных судов противника), а за Печенгскую операцию он получил уже вторую Звезду Героя. Журналюги Архангельска, почётным гражданином которого А.О.Шабалин является, должны бы об этом знать и "не лепить горбатого", свалив всё в одну кучу.

 "В честь героя в Архангельске, Мурманске, Севастополе назвали улицы, а в Онеге - площадь."
 Между прочим, в Онеге тоже есть улица имени Шабалина. Но нигде ни в литературе, ни в электронных источниках упоминания о ней нет. Даже более того, в самОй Онеге об этом мало кто знает. Даже в "паспортном столе" (ныне паспортно-визовая служба) об этой улице начальник не знала! Я пришёл к ней и спросил:
 -Е.А., а где в Онеге улица Шабалина?
 -Площадь им. Шабалина в Онеге есть, а улицы нет.
 -А я знаю, что есть, просто не уверен где точно, хочу убедиться.
 Она позвонила в специалисту "по расквартированию" администрации города, и та, хотя и была в отпуске и на даче, объяснила, что улица им. Шабалина находится на Поньге - левобережном посёлке (Онега-3) за речкой Канавой недалеко от улицы на котрой живёт сестра Шабалина. Но улица эта такая маленькая и в таком состоянии, что в прессе о ней лучше не упоминать. Одна стыдоба.
 
 К юбилею А.О.Шабалина у нас в городе были подготовлены и действуют зкспозиции в городском музее, Дворце Культуры и в районной библиотеке. Не рассказывал о них, потому что там представлены материалы о Шабалине, которые я уже размещал на Форуме:
 
--- Цитата: Лесник от 08:30, 22 Августа 2014, Пятница ---
--- Цитата: Лесник от 01:35, 09 Мая 2013, Четверг --- Дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин.
...........................................................
--- Конец цитаты ---
Про А.О.Шабалина (отв.#53-61. в этой теме и отв.#1528 в теме "УГОЛОК РОССИИ...").
 Мемориальная доска на улице им. А.О. Шабалина в Архангельске...
--- Конец цитаты ---

Лесник:
 Сегодня 70 лет учреждения медали "За оборону Советского Заполярья".

 Медаль «За оборону Советского Заполярья» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года «Об учреждении медали «За оборону Советского Заполярья» и о награждении этой медалью участников обороны Советского Заполярья».
 Медалью «За оборону Советского Заполярья» награждались все участники обороны Заполярья — военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Периодом обороны Советского Заполярья считается 22 июня 1941 года — ноябрь 1944 года.

Лесник:
 Два уникальных дважды Героя Советского Союза в студии Архангельского телевидения рассказывают о высадке десанта в Лиинахамари в ходе Петсамо-Киркинесской операции.
 Один - единственный дважды Герой СССР среди моряков-надводников, другой - единственный дважды Герой СССР среди разведчиков.
 Как сказано в тексте к коротенькому фильму "Хозяин моря" про нашего земляка дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина: "Спустя тридцать лет судьба снова сведёт их всместе, двух боевых друзей, двух Героев Советского Союза, разведчика Леонова и катерника Шабалина. Они будут гостями в студии Архангельского телевидения и подробно расскажут как сделали невозможное. Передачу из цикла "Звезда Победы" назовут "Прорыв в Петсамо".
 "Спустя 30 лет" - это пока единственная привязка ко времени. Приблизительное время съёмки - осень 1974-весна 1975. В книге одного местного краеведа есть пара строчек о приезде Героев в Архангельск в мае 1975 года, но эти данные надо проверить.
 На снимках Герои в студии Архангельского телевидения и газета "На страже Заполярья" от 6 ноября 1944 года.
 P.S.
 Сразу однозначно привязать эти съёмки в Архангельской телестудии к маю 1975 года нельзя, потому что в упоминаемой выше книге местного краеведа говорится, что этот их совместный приезд был не единственный. См. последнее фото.

Лесник:
 Статья была написана к 60-летию Петсамо-Киркинесской операции.
 Про В.Н.Леонова, С.М.Агафонова (нашего земляка), упоминается и А.О.Шабалин.

 Правда Севера
 11 ноября 2004
 Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

 Командир, Робин Гуд и особый отдел
 
 В 1944 году 23 северянина стали Героями Советского Союза. Один из них - уроженец деревни Пушлахта (Приморский район) С. М. Агафонов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему этого звания вышел 60 лет назад - 5 ноября 1944 года.
 Десять лет назад в США издана переведенная на английский язык книга воспоминаний дважды Героя Советского Союза Виктора Леонова "Кровь на берегах" с подзаголовком "Советские морские коммандос во Второй мировой войне". Слава о Леонове родилась в Заполярье и дошла, как видим, до Америки. При том, что начинал он войну старшим матросом и, даже командуя особым разведывательно- диверсионным отрядом, выполнявшим задания штаба Северного флота, не "прыгнул" выше капитан-лейтенанта. Однако награжден и орденом Красной Звезды, и двумя орденами Красного Знамени, и орденом Александра Невского, который можно было получить только за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями. Об этих операциях те же американцы могли бы снять такие фильмы, что многие заокеанские боевики стали бы в глазах зрителей полнейшей чепухой.
 Отчего же не повышали в звании легендарного разведчика? В интервью сотруднику московского журнала "Слово" Алексею Тимофееву он говорил об этом так:
 "... умное у нас на Северном флоте командование было. Командующий Арсений Григорьевич Головко, начальник разведки Леонид Константинович Бекренев - замечательный, интересный человек, он готовил Зорге, Абеля... Об этих людях еще будут писать... У меня был свободный доступ в штаб флота, хорошие личные отношения с начальством. Хотя член Военного Совета Николаев заставил меня два года ходить в младших лейтенантах за Агафонова. Тот, будучи коком, был осужден за "дезертирство" - сразу после появления соответствующего приказа не успел вернуться вовремя на свою подводную лодку. Мы с флагманским физруком ходили умолять, чтобы Семена отдали нам в отряд, мы-то знали, что он за человек... А после Могильного я представил его к ордену Красного Знамени, и ему вручили награду. Тут член Военного Совета вскипел, ему на ухо шепнули - осужденный, дезертир... И мне сказал: будешь два года ходить в младших лейтенантах. И я ходил. Замполит мой - старший лейтенант, начальник штаба - капитан-лейтенант. Впрочем, на дело это не влияло".
 Надо пояснить, что имеется в виду знаменитый сталинский приказ N 227 от 28 июля 1942 года, по которому создавались штрафные части, куда отправляли за вину и явную, и мнимую. Агафонов, иначе Робин Гуд - так прозвали его за меткую стрельбу, отвагу и дерзость. Если бы он попал в штрафбат, то, посланный вместе с батальоном в какое-нибудь жуткое место (не везде людей жалели), мог пасть в первом же бою. Одним Героем Советского Союза было бы меньше. Сколько бы еще Героев могло быть?..
 А теперь - о Могильном. Это мыс, на котором надо было высадиться разведчикам, а затем, как сказано в очерке В. Малиновского "Впереди идущий" ("Золотые звезды северян", 1967), "провести за собой батальон морской пехоты, разрушить фашистскую оборону в этом важном пункте, захватить документы или "языка" и вернуться назад".
 Сентябрьской ночью 1942 года советские катера тихо подошли к берегу. Разведчики устремились вперед, чтобы до рассвета попасть к опорному пункту горных егерей; пехотинцы отстали. Что делать? Идти вперед одним? Но сил мало. И не идти нельзя. Ворвались в укрепленный район, отбросив противника. В блиндаже нашли штабные документы. Стали готовиться к обороне. Пошел бой. Немцев было значительно больше. Боезапас моряков кончался. О том, что произошло дальше, Виктор Николаевич Леонов рассказывал следующее:
 "Мы были прижаты к земле двумя пулеметами, стрелявшими непрерывно. Я вскочил на ноги и последними патронами ударил по камню, за которым лежали пулеметчики. Мне было важно, чтобы они перестали вести огонь. Семен Агафонов, один из лучших наших бойцов, по моему приказу бросился к этому камню метрах в 20 от нас. Он успел прыгнуть на него и оттуда вниз на немцев. Когда я, раненый в ногу, доковылял туда, один пулеметчик уже был мертв, с двумя другими Семен, схватившись, катался по земле. Я ударил одного, потом другого по голове прикладом, мы захватили эти пулеметы и вырвались оттуда".
 После рейда на Могильный Семен Агафонов, лучший отрядный мастер рукопашной схватки, получил еще два ордена Боевого Красного Знамени и орден Отечественной войны второй степени.
 Леонову верили как никому другому. Если он в бою поднимал руки, никто не сомневался, что так и надо делать. Вслед за ним поднимали руки другие, а потом открывали огонь.
 Подчиненные знали и о храбрости, и о хитрости Леонова, которого они звали "батей". (В победном 45-м "бате" еще и тридцати не исполнилось). Если он встречался один на один с немцем или финном, то бросал свой пистолет, который, однако, не падал на землю, потому что был прикреплен к руке пружинкой...
 Десятки раз переходили разведчики линию фронта, собирали необходимые сведения, брали "языков", вступали в бой, в том числе рукопашный. В последнем случае наши моряки старались увидеть глаза противника и напугать его. Помогали тренировки, в которых всегда использовалась боевая винтовка с настоящим, а не спортивным эластичным штыком.
 В отряде Леонова многое было необычным. Это не мешало "стучать" осведомителям особого отдела. Однако Леонов из отряда их, как это ни покажется странным, убрал.
 В мае 1943 года Леонов стал командиром. Вскоре он собрал известных ему "стукачей" и сказал: "Пишите что угодно, придумывайте любую болезнь, но чтобы вас в отряде не было!"
 О том, что младший лейтенант Леонов освободился от лишних "писателей" да еще и приказал не пускать в отряд уполномоченного особого отдела, узнал контр-адмирал Николаев. Он пожалел командира: "Посадят тебя". Не посадили.
 Командир отряда пользовался сильной поддержкой А. Г. Головко и Л. К. Бекренева, и ему удалось обходиться без "опеки" особиста, которого интересовало, кто как вел себя в походе. "Хочет проверять разведчиков, пусть с нами идет на задание, там каждого как на ладони видно", - говорил Леонов.
 Завели в отряде свой "особый отдел". Если, к примеру, кто-то провинился в увольнении, он не сразу попадал к командиру. Сначала собирались "судьи". Виновник "заседания" рассказывал о том, что случилось, как и почему. "Главный судья", Иван Лысенко, выносил "приговор", например: "Пять горячих на воздусях". Кто-нибудь подставлял спину, провинившийся спиной ложился на товарища, пузо оголяли. Рукой по оттянутой коже бил Агафонов. Живот становился синим.
 Леонов давал знать, что он в курсе дела и что прощает своего разведчика.
 В тылу врага приходилось ночевать под снегом, преодолевать за день огромные расстояния. Однажды, после двадцатидневного нахождения за линией фронта, когда была пройдена не одна сотня километров и усталость стала критической, отряд получил приказ: через 15 часов быть у высоты Н. А до нее километров 60. Разведчики напрягли все силы. Весь путь впереди шел Агафонов. Да так шел, что Леонов даже сдерживал его, чтобы не было отстающих.
 На праздничном офицерском ужине в феврале 1944 года, посвященном Дню Красной Армии, первый тост был за разведчиков и их боевых друзей, катерников.(Виктор Леонов предпочитал ходить на задания со своим другом онежанином Александром Шабалиным). Тамада сказал вот что: "Когда подводники топят вражеское судно, им преподносят жареных поросят. Морских разведчиков положено угощать жареными языками. Но наши ребята так наловчились таскать "языков", что интенданты завопили: "Не можем управиться! Замените языки чем-то другим..."
 Испытаний у отряда было много. Одно из них стало особенным - во время Петсамо- Киркенесской операции в октябре 1944 года на мысе Крестовый, мощном опорном пункте фашистов, который закрывал вход в Печенгский залив.
 "На скалистом мысе опоясанные дотами, колючей проволокой, минами теснились четырех-орудийные зенитно-противокатерные и 155-миллиметровая тяжелая батареи, расстреливающие и корабли, и самолеты, - писал участник рейда мезенец Константин Васильевич Тярасов, будущий директор ЛДК N 2 и Гипродревпроекта. - Крестовый решили атаковать с тыла. Отвесные скалы, ледяные речки, болота служили лучше любых укреплений. К исходу второй ночи отряд незамеченным подобрался к опорному пункту".
 Один из разведчиков впотьмах задел сигнализацию, взлетели в небо осветительные ракеты, моряки плотно прижались к земле. Но надо было наступать, тогда отрядный силач Иван Лысенко - тот самый "главный судья" - вырвал из грунта крестовину из рельсов, на которой крепились мотки "колючки", и рывком взвалил эту тяжесть на плечи, затем медленно поднялся во весь рост. Пойдя на смертельный риск, Лысенко погиб израненным... В образовавшийся проход разведчики зайти успели и завязали - во главе с Агафоновым - рукопашный бой. Их было около 80, немцы значительно превосходили наших числом: только в плен попало позднее значительно больше 100 егерей.
 День 13 октября прошел под артобстрелом немцев и в отражении их атак. Разведчики, улыбаясь, поднимались навстречу атакующим, распахнув ворот, чтобы показать тельняшку. Фашисты, не вступая в рукопашный, отбегали назад.
 Как и было приказано, батареи на мысе Крестовый молчали, что помогло катерам с десантниками прорваться в порт Лиинахамари. Впрочем, "молчали" - неточно. Они били по врагу. В этом заслуга Семена Агафонова и Андрея Пшеничных, которые первыми прорвались к немецкой батарее. Старшина первой статьи Агафонов стал Героем Советского Союза.
 15 октября, после освобождения Петсамо (древняя Печенга), Москва салютовала воинам Заполярья 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
 Командир и его Робин Гуды воевали и после 9 мая 1945 года - с Японией. 140 наших десантников во главе с Виктором Леоновым внезапно высадились на японском аэродроме в корейском порту Вонсан. Моряки вступили с японцами в переговоры. Десятерых десантников повезли к командиру авиационной части, который намеревался - при поддержке двух десятков своих офицеров - сделать из них заложников. Но за спиной японского полковника уже стоял Герой Советского Союза Дмитрий Соколов, остальные моряки тоже знали свое дело. Агафонов, расположившийся около двери, начал подбрасывать в руке противотанковую гранату. Полковник, забыв о платке, стал вытирать пот со лба рукой, а затем подписал бумагу о капитуляции своего гарнизона, в котором насчитывалось три с половиной тысячи человек.
 Война для Леонова и Агафонова закончилась, но служба в рядах Военно-морского флота продолжалась. Семен Михайлович умер в 1977 году в Евпатории, Виктор Николаевич - в 2003 году в Москве. На фоне продолжающихся реформ уход дважды Героя стал в столице и стране незамеченным.
 http://www.arhpress.ru/ps/2004/11/11/10.shtml

 P.S.
 Кстати, по имени родной деревни С.М.Агафонова у нас на беломорье известен особый посол беломорской сельди. Сельдь, приготовленная по этому рецепту, называется "пушлахотская". Посол специфический, на любителя, т.н. "с душком".
 Помню ещё с малого детства как бабушка делала сельдь по такому рецепту, впоследствии (давненько уже) родители делали. Я не умею.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии