Весьма примечательные наблюдения человека, который "в теме"...
Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского в программе Сергея Корзуна «Без дураков» на радиостанции «Эхо Мосвы»
16.06.2013 19:08
…
С.КОРЗУН: Как случилось, что американцы нас переиграли?
Ю.КАРАШ: Очень просто. Объясняют это экономическими, научно-техническими причинами, - ерунда. Американцы нас обогнали в первую очередь потому, что были совершены очень серьезные административные просчеты в советской космической программе.
Сами проиграли Лунную гонку. Потому что фактически, юридически, политически – как угодно, - советская Лунная программа стала осуществляться только в 1963 г. Американцы с 1961 г. рванули вперед, а мы думали, надо нам, или не надо. Кроме того, не надо забывать, что советская космическая программы была неразрывно связана с военными программами, созданием ракетно-ядерного щита. А военным Луна была не нужна, они прямо так и говорили – зачем нам ваша Лунная программа? Вы нам лучше баллистические ракеты дали. В итоге происходило перетягивание одеяла, размывание средств. А США сосредоточили все свои экономические и научно-технические усилия на одном направлении. Поэтому они нас и обогнали на Луну.
С.КОРЗУН: То есть, вначале военные тянули нашу космонавтику вверх, а потом они же…
Ю.КАРАШ: Я бы так сказал – вверх тянули не военные, а Сергей Павлович Королев, который убедил военных, что им тоже много чего хорошего достанется от осуществления гражданской космической программы.
…
С.КОРЗУН: «Наши космонавты герои по-любому. А американцы и прочие – аутсайдеры, летающие на чужих кораблях – какое тут геройство?» – спрашивает Сергей из Москвы.
Ю.КАРАШ: Да. Ну, это, к сожалению большому, отзвук «советское – значит, отличное». Действительно, США сейчас временно летают на космических кораблях «Союз», но уверять, что аутсайдеры, значит не то, что не видеть дальше своего носа, а вообще быть слепым. Потому что если бы человек видел дальше своего носа, он бы заметил, что в США сейчас создаются 7 новых типов космических кораблей, из которых 4 заложены как корабли транспортные и пилотируемые. И корабль «Дракон», который уже сейчас успешно летает к МКС, через несколько лет полетит с экипажем на борту. И будет там не 3 человека, как на "Союзе", а 7. Ну, на первые полеты будет 1-2 астронавта, но «Дракон» может нести 7 человек.
В США создается новая пусковая система под названием Space Launch System – это целое семейство ракет носителей – от средних до сверхтяжелых. Пройдет еще год-два, два-три, и США будут полностью независимы от России в космосе – кто тогда будет аутсайдером? С учетом того, что и Китай уже летает на своих кораблях, индия создает свой корабль. И кому будут нужны «Союзы»? – говорю это с горечью, а не со злорадством.
С.КОРЗУН: Вроде как у нас новая ракета-носитель (вообще-то, это целое семейство РН, хотя им и, вправду, "в обед - сто лет" будет - А.А.) готовится?
Ю.КАРАШ: «Ангара»? Она уже лет 20 готовится, и непонятно, когда полетит – говорят, то ли в этом, то ли в следующем году – я уже потерял счет объявленным первым стартам «Ангары».
С.КОРЗУН: Принципиально нового ничего нет?
Ю.КАРАШ: Абсолютно ничего. Самый серьезный наш конкурент - Китай, безусловно. С качественной точки зрения он уже догнал Россию в космосе. Потому что высшим достижением нашей страны в этой области – создание и эксплуатацию долговременных орбитальных станций. Это семейство станций «Салют», «Мир», теперь МКС. Вот это наше высшее достижение. Так вот, с этой точки зрения, Китай нас догнал, потому что они уже начинают сооружать свою собственную долговременную орбитальную станцию.
И корабль «Чжэнчжоу», кстати, который в основе своей конструкторской философии безусловно, базируется на «Союзе», тем не менее, является настолько радикально переработанной версией «Союза», что можно без преувеличения говорить о самостоятельном корабле. Он может то, что «Союзу» даже не снилось. Он намного больше, у него больше гермообъем, он лучше энерговооружен. А главное - он может разделиться на две части, одна часть с тайконавтами вернется на Землю, а другая останется работать на орбите как автоматическая лаборатория. Нашему кораблю, которому через несколько лет исполнится уже полвека даже такое и не снилось. О чем тут можно говорить?
…
Ю.КАРАШ: Альтернативой расширению этой среды за пределы Земли, может быть только мальтузианство. То есть, рано или поздно нас станет так много, что нам придется есть друг друга, чтобы оставшимся хватило ресурсов. Мы же этого не хотим, мы же не крысы, люди, что касается, чем зажечь души людей – далеко ходить не надо – только новыми инновационными с технологической точки зрения программами. Это дальний космос, вы совершенно правильно сказали. А в дальнем космосе ничего, кроме Марса. Потому что все остальное, как сказал Карл Саган, либо слишком далеко, либо слишком негостеприимно – для данного уровня развития космической науки и техники.
Вот, экспедиция на Марс сейчас для той степени технической готовности космонавтики, которая есть в России сейчас, это абсолютно реальный проект. Надо только начать готовить его, и лет за 12-14 можно подготовить облетно-орбитальную миссию к Красной планете.
С.КОРЗУН: Мы не опоздали?
Ю.КАРАШ: Ну, конечно, упущена масса времени...
С.КОРЗУН: Первыми можем и не быть. Или это только международные экспедиции?
Ю.КАРАШ: Это глубокое заблуждение - что только международные экспедиции. Потому что освоение космоса это развитие науки и техники тех стран, которые этим занимаются. И страны эти совсем не горят желанием делиться научно-техническими благами с другими странами. Поэтому да, в какой-то момент может быть объединение усилий, но в долгосрочной перспективе, конечно, каждая страна будет стараться получить максимум политических, научно-технических, экономических благ для себя, а не для каких-то партнёров.
Что касается, не опоздали ли мы – думаю, что шансов, конечно, немного, Но первой вокруг Марса может быть экспедиция, которую сейчас готовит Дэнис Тито, - наверное, вы слышали «Инсперейшн Марс», - к 2018 г. запустить двух человек по так называемой короткой траектории к Марсу, чтобы они за 500 дней долетели до Марса, развернулись и прилетели обратно.
Еще раз хочу сказать – шансов немного, но они есть. Россия, конечно, могла бы это сделать более основательно, более безопасно для экипажа, тем боле, что технический проект такой экспедиции уже давно разработан. Нет политической отмашки. А почему ее нет, не представляю, почему. Разумного объяснения этому нет (Есть, отчего же нет: распилить сложнее - результат надо выдать нагора - А.А.).
С.КОРЗУН: У нас мало дать политическую отмашку, надо ее еще и подкрепить финансовыми усилиями – наверное, это недешевое предприятие.
Ю.КАРАШ: Орбитально-облетный полет к Марксу оценивается примерно в 30 млрд долларов. Сколько у нас пошло на сочинскую Олимпиаду? Кажется, 52. Скажите, зачем проводят сочинскую Олимпиаду? Я не против нее – позвольте, я сам отвечу на вопрос – я считаю, что для того, чтобы стимулировать интерес россиян к занятию спортом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, чтобы купить авторитет и престиж России. А теперь скажите, что, россиянам крепкие мозги нужны меньше, чем крепкие тела?
Ответьте на вопрос – где была позапрошлая зимняя Олимпиада?
С.КОРЗУН: Не вспомню.
Ю.КАРАШ: Правильно. А когда был полет Гагарина?
С.КОРЗУН: Помню.
Ю.КАРАШ: Это я к тому, что пройдет несколько месяцев, и про сочинскую Олимпиаду все забудут – в мире забудут, подавляющее число людей. Пройдет четыре года, люди будут вспоминать – а где была зимняя Олимпиада? А вот про полет Гагарина не забыли и не забудут. И про первый шаг Армстронга по Луне тоже не забыли и не забудут. Если Россия окажется первой хотя бы около Марса – этого тоже никогда не забудут. Это к вопросу о том, зачем нужен этот полет. Надо себя уважать за что-то – не только за то, что нефть и газ. А за то, что есть мозги. А наличие мозгов нужно постоянно доказывать.
http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/1094712-echo/#element-text