История соединения > История Горячих Ручьев

ССВ-502 "Закарпатье"

<< < (108/196) > >>

bugor337:

--- Цитата: bugor337 от 17:29, 20 Августа 2013, Вторник ---Док, лето 1982 года
18.06.1982 года.
Время уходит все дальше и дальше, унося с собой события и факты, покрывая их новыми фактами. И вот уже стираются из памяти сначала отдельные эпизоды, а затем оно, событие, и вовсе кануло в лету, как будто и не было его вообще.

--- Конец цитаты ---
Прибывший на корабль дежурный капитан потребовал от командира, чтобы мы начали отдавать концы, дабы с приходом буксиров не возникло задержки.  Первый буксир прибыл в 21:00. Капитан буксира в категорической форме потребовал немедленной отдачи концов заведенных на берег. На это требование капитана буксира наш командир ответил, что ему торопиться некуда. И что только после прибытия второго буксира он начнет сниматься. С буксира, видимо, сообщили дежурному капитану о несговорчивости командира корабля, и тот прибежав из рубки дежурного, с берега потребовал командира корабля к себе для разговора. Когда командир подошел, дежурный капитан также потребовал немедленной съемки, мотивируя свое требование тем, что второй буксир уже идет, и чтобы мы не тянули время. Командир согласился с дежурным капитаном, хотя по его задумчивому виду было видно, что некоторые сомнения терзают его душу.
Отдали носовой, заведенный на правую бочку. Я в это время был в ходовой рубке. Командир, сидел в своем кресле, втянув голову в плечи, и напряженно о чем-то думал. Затем вдруг выпрямился, и ни на кого не глядя, произнес вслух:
- Нет, так дело не пойдет. Кто же нас потом крепить будет?
Я понял, командир опасался, что один буксир нас не доведет, а если мы отдадим концы, и в это время поднимется ветер, то нам будут очень плохо. Так как отдать концы намного легче, чем их потом выбрать и закрепить, тем более что люди на берегу, не подконтрольные командиру корабля могут просто разойтись, и тога нам быть на камнях. Дотянувшись до микрофона, командир дал команду съемку прекратить. Снова прибежал дежурный капитан. С пеной у рта он требовал немедленной съемки, послышались угрозы в адрес командира корабля. Но командир был невозмутим. Он молча стоял напротив дежурного капитана и о него как о скалу разбивались словесные причитания дежурного капитана. И вскоре стойкость командира бала вознаграждена. Около 22:00 внезапно налетел сильный порыв ветра. За ним другой, третий. Вскоре они превратились в сплошной тугой поток воздуха мчащегося в одном, только ему известном направлении. Замеряли скорость ветра. Она равнялась 15 метрам в секунду. Буксир начало бить о борт и он приняв от нас свои швартовы ушел. Мы остались одни. На берегу было пусто, ни-ко-го! Страшно было подумать, что произошло, если бы командир уступил требованиям дежурного капитана, а в его лице руководству завода. Где он этот дежурный капитан. Забился в своей рубке и носа не кажет. На наше счастье я увидел вышедшего наверх боцмана стоявшей рядом с нами ПКЗ и попросил его принять от нас и закрепить у себя наш носовой отданный накануне от правой бочки. Ветер буйствовал всю ночь. Наутро – ослаб, хотя волнение оставалось прежним. Было воскресенье. После 09:00 моя смена закончилась, и можно было бы сойти на берег, но трапа не было и единственной связью с берегом были швартовные тросы, которые гудели как струны под напором волн и ветра. Я сидел в каюте, смирившись с мыслью о пропавшем сходе. Внезапно по кораблю раздался звонок громкого боя, вызывали наверх вахтенного офицера.
- Что могло случиться, подумал я, - кого это принесло! А так как прийти кто-то мог только при помощи плавсредства, значит, при его помощи можно и сойти.
- Нужно срочно проверить, решил я, и бросился наверх. Буксир уже подошел и по поданному штормтрапу поднимались офицеры очередной смены.  У вышедшего наверх командира я запросил добро на сход. Получив «Добро» я бросился в каюту, по пути оповещая всех, кого мог о возможности сойти на берег. Одевшись, я вышел наверх. Здесь уже собрались все, кто мог сойти. Таких набралось аж четыре человека: я, механик, гидроакустик и техник. Ступив на палубу буксира мы приняли от техника наши портфели и поставив их в сторону стали наблюдать как он опускается вниз. В это время буксир почему-то повело в сторону. Скользнув носом по борту, он зацепил висевший вдоль борта штормтрап и потянул его за собой. Угол наклона трапа начал быстро расти. Мы затаили дыхание. Техник висел между небом и водой, держась руками за балясину трапа, которую обхватил локтевым суставом, прижав его вместе с балясиной к груди. Одна нога при этом у него упиралась в другую балясину, на которой он раньше стоял, а другая – обхватив тетиву коленным суставом, упиралась носком ботинка в борт корабля. Буксир продолжало бить о борт и трап, в такт ударам, дергался как норовистая лошадь пытавшаяся сбросить с себя своего седока. Сколько времени так продолжалось, не помню, мы стояли как завороженные, наблюдая за борьбой человека и стихии, не в силах помочь висящему. Наконец на буксире дали ход, и отвели нос в сторону. Трап, освободившись, вернулся в исходное положение. Мы облегченно вздохнули. Вторым заходом техник был принят на борт буксира.

bugor337:

--- Цитата: bugor337 от 17:31, 20 Августа 2013, Вторник ---Время уходит все дальше и дальше, унося с собой события и факты, покрывая их новыми фактами. И вот уже стираются из памяти сначала отдельные эпизоды, а затем оно, событие, и вовсе кануло в лету, как будто и не было его вообще.

--- Конец цитаты ---
На другой день ветер почти стих. На корабль вся наша группа прибыла тем же способом, но теперь уже без приключений. Вечером подошли буксиры и нас повели в док. Завели. Выставили по отвесам на места. Пришлось дежурить у этого отвеса, чтобы корабль не ушел при всплытии дока со своего места. Дежурили всю ночь. Было холодно, ночь была морозной, дул холодный пронизывающий ветер, выпал снег.
В 08:00 док всплыл, авралу был дан отбой. Начинался новый рабочий день 07-го июня. В доке мы простояли шесть суток. За это время нас разрезали, вытащили старые дизель-генераторы, загрузили новые. Заварили отверстие, проверили рентгеном сварной шов. Все было нормально. Можно было выходить. Доковая операция была назначена первоначально на субботу, затем ее перенесли на воскресенье (12.06.82). Под утро в понедельник убрали трап. В 08:00 док начал погружение. Кроме нас в доке стояли: плавкран, сторожевой корабль 159 проекта, и МПК проекта 1124. Всех должны были вывести сегодня. Внезапно док прекратил погружение. Оказалось, что в спешке на сторожевике при постановке винта забыли заложить сальниковую набивку, и внутрь корабля стала поступать вода. С набивкой возились долго. Смена, вчера сошедшая с корабля сегодня, нашла его в доке в полупогруженном состоянии и почти вся разошлась по домам. На борту оставалась моя смена сидящая уже третьи сутки. После обеда, видимо закончив с набивкой на сторожевике, док продолжил погружение. И тут новая напасть. Наш корабль, только начав подвсплывать, стал крениться на правый борт. Все сильнее и сильнее. Наконец, когда крен достиг 14-ти градусов, док прекратил погружение. Что такое 14 градусов. По числу 14, это не так уж и много, но палубы накренилась так, что ходить было крайне неудобно, и если бы она была мокрой, можно было просто поскользнуться, упасть и проскользить по палубе до самого противоположного борта. А сам корабль своим кормовым РПУ почти касался реи мачты сторожевика. Ну, просто практически полный навал на соседний корабль. Начали разбираться, что к чему, но как я понял виновных, найти не удалось. Все свалили на механика капитана 3 ранга Минякина Валерия Павловича. Мол, это он сделал неправильные расчеты по центровке корабля. Я лично беседовал с командиром отделения электриков ст. 1 ст. Козыревым, который утверждал, что все обстояло именно так.
Короче говоря, кто ошибся: механик в расчетах или трюмные при перекачке воды из цистерны в цистерну, так и осталось для большинства тайной.
Наконец перед ужином док закончил погружение. Из дока нас вывели около 19-тичасов. К 21-му часу мы стали на место, закрепив основные кормовые швартовные концы на берег, и завели два носовых на бочки. К 23-м часам все работы были прекращены, и личный состав ушел отдыхать. В связи с неприбытием смены я заступил дежурным по низам. Ночь прошла спокойно, если не считать, что страшно хотелось спать. Утро 14 июня началось как обычно. Подошел плавкран, подали и закрепили трап. Прибыла смены. Жизнь входила в привычное русло.
P.S. за командира корабля тогда был старший помощник командира
капитан 3 ранга Хананов Кушук Махмудович.

Потом, спустя несколько дней, как-то сами собой, родились эти строки. Я послал их в газету «На страже Заполярья», но их вернули с нелестной оценкой. Выкладываю снова.

Над нами, третий день, циклон кружится.
Заряды снежные, метель, порой не видно ног.
Ну, кто рискнет на климат этот положиться,
Ведь восемь пятниц у него, здесь, не дай Бог!

- Так, что же в этом странного такого
Несведущий мне скажет, ведь зима.
И даже в средней полосе, бывает, от порога
Не отойдешь, такая кутерьма.

И это в средней, а не за Полярным кругом,
Там где зима у Вас, действительно, люта.
Так что не нужно всем кричать о том, будь другом,
Тут ничего особенного нет, лишь суета.

- Ну что ж, пусть суета, так эту мысль гоню, я.
Быть может, в этом нет и вправду ничего.
Но только лето здесь сейчас, точнее, пятое июня!
Тут правильно прошу меня понять, я, только и всего.

Alex1957:
Спасибо автору, читаю с интересом. В доке на "Закарпатье" был в ноябре 1978 г. Кто не был тот не поймет...

bugor337:
Встреча с Находкой
02.02.1985 года
Утром проснулся от какого-то шума, что-то каталось по надстройке. Крен на один борт и оно поехало-поскрипело. На другой - то же самое. Так и не уснул Около семи часов в каюту зашел дневальный по кубрикам и разбудил боцмана:
- Товарищ мичман, там Горчаков вас требует, «Находка» стоит у борта. (Горчаков Евгений Игоревич, капитан второго ранга, начальник службы-2, командовал ютовой швартовной группой). Так как я уже не спал, то решил тоже выйти посмотреть, как это «Находка» ночью, так тихо, подошла к борту. Даже боцмана не поднимали. Вышел из каюты на площадку тамбура и здесь сразу же дверь на ют. Выйдя на ют, я увидел в каких-то 3 х-4 х-кабельтовых, «Находку». Низкий корпус, высокий полубак, и широкая лобастая надстройка посредине, придавали кораблям этого проекта какую-то особую изящную и стремительную осанку. Красивый кораблик. В момент моего выхода на «Находке» дали ход и стали приближаться к нам. Я вернулся в каюту, взял фотоаппарат и снова вышел. Сделав вокруг нас круг, «Находка» развернулась у нас по корме, подошла к правому борту и мы так и шли минут двадцать. Дистанция бала небольшая, и механики переговаривались друг с другом, выясняя, что кому нужно. «Находка» должна была принять у нас воду и топливо. Она возвращалась в базу. Снова отвалив в сторону и сделав круг у нас за кормой, «Находка» стала подходить к нам с кормы для приема швартовного конца. С «Закарпатья» подали 150-ти мм пропиленовый конец. Просто бросили его в воду и начали травить. Конец поплыл себе, прямо приближаясь к «Находке».  Но там, с первого раза его не приняли, что-то у них не заладилось. В общем, поманеврировав немного вокруг конца, его наконец приняли. Когда конец закрепили «Находка» почему-то рыскнула вправо и стала нас догонять. Что там произошло не знаю. Наш командир, конечно ругался, требовал от старпома чтобы тот по мегафону крикнул им чтобы обороты двигателей сбросили, но у старпома почему-то испортился мегафон. Старпом огляделся вокруг, увидел возле себя мичмана Шишина. Вручив ему мегафон, приказал отнести его в рубку, а оттуда принести исправный. Шишин был в это время хорошо выпивши, как ушел, так и пропал. В общем, на «Находке» дали задний ход, чтобы приостановить обгон «Закарпатья». И получилось, что они почти остановились. А мы-то, идем. Буксирный трос натянулся как струна и начал трещать. В том месте, где он терся в нашем кормовом центральном клюзе, повалил дым. Все бросились в рассыпную, но трос, на удивление всех, выдержал. С «Находки » подали свой 220-ти мм. Их командир капитан 3 ранга Тихов, лично руководил операцией с полубака. Мы приняли их конец, и все пошло так как и должно было быть. Подали шланги, устроили канатную дорогу, и наша почта ушла к ним. Океан был спокоен, правда небольшая зыбь покачивала наш корабль, а вот «Находка», это нужно было видеть. Вот где кидает людей, что уж там говорить о малышах. Ход был не больше 4-5 узлов, а «Находка», бедная, прыгала за нами как пустая консервная банка на веревочке у бегущего мальчишки. После обеда, часов в 16 все было закончено. Шланги убраны, концы отданы и «Находка» отошла. Наши спустили левый вельбот, и к ним пошла делегация. Они там побыли час-полтора, и в ожидании их вельбот вернулся к своему кораблю и встал у борта. Я это пишу, чтобы отметить такой момент. Было солнечно, вода светилась голубым цветом, вельбот стоял в тени, где вода не так сильно светилась голубизной на солнце, но что интересно, белый корпус вельбота отражался в воде и на фоне этого белого отражения голубая вода приняла такой оттенок, что я сначала не понял откуда такой цвет и взялся. Это был неописуемый цвет: нежно голубая лазурь с оттенком шелковистости, и эта нежная шелковистость ощущалась просто физически, казалось опусти руку в воду и ты почувствуешь эту мягкую ее шелковистость. Потом наши вернулись, мы дали ход, а «Находка» выбрасывая в небо струю дыма, подняв сигнал (какой не знаю нужно уточнить, наверное пожелания всего доброго), и отваливая штевнем словно плугом белые пласты стала удаляться. Она шла домой. Ну а мы в обратную сторону.  Нам еще предстояло провести здесь еще несколько месяцев. Потом, я пошел посмотреть, как будут принимать вельбот Сэма (если что новое увижу, возьму себе на вооружение). Но там что-то не стало получаться и я, как обычно, взялся помогать. Вымазал руки, но вельбот общими усилиями закрепили. Все разошлись по своим делам, а я в каюту. Хорошо, что был стиральный порошок, мазут легко отмывает. А то хоть зубами выгрызай.

"Находка" заходит для принятия буксирного конца. На полубаке, тот кто слева, командир корабля капитан 3 ранга Тихов. Снято мной 02.02.1985 года.

bugor337:
А это спустя несколько часов. "Находка" на бакштове. Рядом, чуть правее, виден трос канатной дороги. Идет передача документации, посылок, продуктов, и пр. Снято из иллюминатора помещения 15-18.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии