Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: ССВ-502 "Закарпатье"  (Прочитано 389467 раз)

0 Пользователей и 9 Гостей просматривают эту тему.

Алекс Вешняков

  • Годок
  • *
  • Репутация +3/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 29
  • 83-86 гг, весна
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #465 : 20:20, 25 Апреля 2013, Четверг »

Спасибо!как не догадался? Про горбы(рпу)в наше время я такого прикола не слышал.СЕРГЕЙ А ТЫ НЕ В КУРСЕ ПОТОМ 502 В 86 СРАЗУ В МОРЕ ПОШЕЛ, ИЛИ ОПЯТЬ В ЗАВОД ?МЫ КАК-ТО НА 502 С ДОКА ВЫХОДИЛИ,КОРАБЛЬ СТАЛ ПОВОРАЧИВАТЬ,И НЕ СМОГ ВЫПРЯМИТСЯ,АППАРАТУРУ РАЗВЕДКИ СТАВИЛИ И НАРУШИЛИ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ.ПОТОМ БИЧИ ВОДУ С ОДНОГО БОРТА НА ДРУГОЙ ПЕРЕКАЧАЛИ КОРАБЛЬ ВЫРАВНЯЛСЯ,ПОТОМ МЫ(КАК БЫ),ну бойцы загружали 16 тонн балласта в цистерны с пресняком.А работяги в доке поставили винт главный наоборот и вместо" Полный вперед" корабль полным ходом шуровал на зад.Потом обратно в док , самое прикольное в доке ходить в туалет.Соберут желающих и идеш по трапам в док в гальюн.
Записан
ССВ-502, 84 г. - командировка ССВ-516

Лесник

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +110/-6
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10976
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #466 : 11:07, 08 Мая 2013, Среда »

 Друзья!
 5-го мая,когда просматривал один из своих блокнотов,обратил внимание на находящийся в нём фотонегатив,который оказался очередным "роялем в кустах".
 Хотел отсканировать и разместить материал 6-го,как раз в День подъёма флага,но человек ведь только предполагает...
 Удалось получить Scan только сегодня (свой сканер у меня только планшетный,для плёнки нету).
 Это образцы EX LIBRISов,которые мичман Виталий Панин изготовил во время службы на "ССВ-502",поэтому и размещаю в этой теме.
 Хотя Виталий тогда и рассказал мне кто есть кто из представленных персоналий,комментировать,полагаясь только на память,не буду.
 Из остальных (кроме Виталия) знаком лично только с Юрием Владимировичем Королёвым по совместному походу на Эхолоте летом-осенью 1981 года.
 Качество изображений оставляет желать лучшего.Это потому что пересъёмка на плёнку была сделана кустарным способом.Оттисков на бумаге у меня нет.
« Последнее редактирование: 19:28, 08 Мая 2013, Среда от Лесник »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #467 : 01:31, 12 Мая 2013, Воскресенье »

 Хотя Виталий тогда и рассказал мне кто есть кто из представленных персоналий, комментировать, полагаясь только на память,не буду. Из остальных (кроме Виталия) знаком лично только с Юрием Владимировичем Королёвым.  

Я, Вас приветствую соратники!
Лично знаю почти всех.  Виталю Панина, ныне покойного, царствие небесное ему, Королева знаю лично и знаю даже очень хорошо, Сережу Марченко - Марчелло, Александра Савченко,  Игоря Гринева, молодец парень был мичманом, закончил училище стал офицером. Видел его капитан-лейтенантом.  Матроса Чубарова помню в лицо, а вот имени не помню. Фамилия Липов, знакомая, а вот раздваивается. Еще одно лицо помнится, а кто из них Липов уже не помню. Из первой шестерки, перечисленных, могу охарактеризовать любого, кроме Королева, с хорошей стороны. О них у меня, самые добрые воспоминания.
« Последнее редактирование: 01:32, 12 Мая 2013, Воскресенье от bugor337 »
Записан

Лесник

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +110/-6
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10976
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #468 : 07:00, 12 Мая 2013, Воскресенье »

 Почти всё из представленного здесь Виталий сделал тоже во время службы на "ССВ-502":
  
Образцы некоторых работ мичмана Виталия В. Панина...
Образцы некоторых работ мичмана Виталия В. Панина...
Образцы некоторых работ мичмана Виталия В. Панина...
Кстати,Игорь!
 Как у Виталия было отчество?
 
« Последнее редактирование: 07:03, 12 Мая 2013, Воскресенье от Лесник »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #469 : 15:38, 12 Мая 2013, Воскресенье »

 Кстати,Игорь!
 Как у Виталия было отчество?
Панин Виталий Викторович. Кстати, единственное фото Витали Панина у меня то, где мы вчетвером на стр.30  "Ответ #444 : 17:20, 22 Февраля 2013, Пятница".
Перенес фото сюда. Мичмана службы-2. Мичман Мульчин первый слева, Виталя Панин второй слева, Юра Долгов третий слева.Первый справа, Я. Нет только мичмана Володи Шегда, где-то завахтил.
« Последнее редактирование: 19:22, 19 Августа 2013, Понедельник от bugor337 »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #470 : 16:06, 12 Мая 2013, Воскресенье »

СЕРГЕЙ А ТЫ НЕ В КУРСЕ ПОТОМ 502 В 86 СРАЗУ В МОРЕ ПОШЕЛ, ИЛИ ОПЯТЬ В ЗАВОД ?МЫ КАК-ТО НА 502 С ДОКА ВЫХОДИЛИ,КОРАБЛЬ СТАЛ ПОВОРАЧИВАТЬ,И НЕ СМОГ ВЫПРЯМИТСЯ,АППАРАТУРУ РАЗВЕДКИ СТАВИЛИ И НАРУШИЛИ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ.ПОТОМ БИЧИ ВОДУ С ОДНОГО БОРТА НА ДРУГОЙ ПЕРЕКАЧАЛИ КОРАБЛЬ ВЫРАВНЯЛСЯ,ПОТОМ МЫ(КАК БЫ),ну бойцы загружали 16 тонн балласта в цистерны с пресняком.А работяги в доке поставили винт главный наоборот и вместо" Полный вперед" корабль полным ходом шуровал на зад.Потом обратно в док , самое прикольное в доке ходить в туалет.Соберут желающих и идеш по трапам в док в гальюн.
Уважаемый Алекс Вешняков! В 1986 году корабль пошел в море сразу. Он также сразу ходил и в 1987 и в 1988 и так до 1990, когда в последний раз.
А то, что корабль при выходе из дока завалился на бпк "Кулаков", так аппаратурата совсем ни при чем. Если бы виновницей была бы аппаратура, то корабль в док не вошел бы. А вошел он туда на ровном киле. Не в доке ведь ставили аппаратуру. Действительно, говорили, что механик кап. 3 ранга Минякин Валерий Павлович немного подошибся с расчетами, и корабль накренился при всплытии на 14 градусов.  А насчет винта поставленного задом наперед это из области корабельных анекдотов для ушей гражданских слушателей. Я чё то не заметил такого случая. А вот относительно баласта, так это точно моряки там поработали на славу. Только мне кажется там больше 16-ти тонн было. Мне помнится загрузили 150 чугунных чушек по 32 кг каждая. И в гадьюн в доке ходили группами, было.
« Последнее редактирование: 16:07, 12 Мая 2013, Воскресенье от bugor337 »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #471 : 18:43, 12 Мая 2013, Воскресенье »

Пытался найти в своих записях информацию о происшествии с пропавшим сейфом с лекарствами группы А. Ну не мог я не записать об этом. Матрос Птушко был из нашей службы, я участвовал в сопровождении его  в Североморск в прокуратуру, Но пока ничего не нашел. Имущество участвовало в двух сменах квартир. Может что и затерялось. Но нашел совершенно другое. Запись произошедшего со мной события. Вот перепечатал выкладываю для ознакомления.

27.04.1984 года
Итак, работа в полигоне закончена, идем домой, точнее в базу.  Домой, в полном смысле этого слова, не так часто получается. Вообщим идем.  В щель неплотно закрытого иллюминатора прорывается и свистит холодный ветер.  В  полутьме надвигающейся ночи, свет из  иллюминатора выхватывает пролетающие мимо, закрученные в дикой пляске,  апрельские снежинки.  Черная и, я думаю,  очень холодная, вода залива шумит и шумит  за  бортом.  Покрытая белыми шапками пены, она в сумерках представляется мне этаким морским  чудовищем рвущимся за нами, мохнатые лапы которого, пытаются достать, ухватить,  утащить  к себе в пучину уходящий от него корабль. Идем по тревоге, проходим узкость. Народ разбрелся кто куда: слоняется в низах,  сидит в каютах, кубриках, остался на постах. На переходе  задействованы  только  ходовая  вахта БЧ-5, да те кто обеспечивает безопасность плавания.  Ну и конечно те, кто  обеспечивают тех, кто обеспечивает.
    Я сижу в своей каюте и пишу.  Пишу  нечто похожее на дневник.  На посту делать  нечего. Пост расположен выше главной палубы, и в  смысле  опасности затопления помещения, в случае аварийной  ситуации, угрозы нет. И вот под шум ветра и ду-ду-дуканье машины пишу и пишу. Пишется легко. Слова сами выходят из головы, остается  только  зафиксировать их на бумаге. В памяти  еще  свежи  события  прошедшего дня, события,  детали  которого  со  временем сотрутся из памяти и забудутся.  А сейчас они будоражат меня, и язык мой так и чешется рассказать кому-нибудь о них, о том, что  случилось со мной сегодня, поведать о своих  переживаниях. Идем по заливу.  С правого борта, на  расстоянии нескольких  сотен  метров  проплывает город, город в домах и  на  улицах  которого, уже зажглись огни, город, в  котором,  где-то там, среди этих огней мой дом, там живут моя жена, мои дети, к которым постоянно обращаюсь с кем я мысленно говорю в эти минуты, и кому в мыслях пытаюсь  донести все о чем пишу.  Пишу чтобы не  забыть, пишу чтобы рассказать, может  быть  когда-нибудь, пишу..., да просто пишу потому, что душа горит и мысли требуют выхода. Я рассказываю , что произошло, вновь  и вновь перебирая в памяти случившееся со  мной сегодня.  Ведь уже завтра, если удастся сойти на берег, то дома я могу и не вспомнить об этом, так как там, дома, будут свои, домашние, да к тому же еще и приятные  впечатления,  которые запросто могут отодвинуть на второй план то, что сейчас так волнует меня.
         А все началось так. Было время ужина. Так как схода на берег не было, предстоял переход в базу, в кают-компании, говоря театральным языком, был полный аншлаг. Люди ужинали и одновременно, громко переговариваясь друг с другом обсуждал корабельные новости. По ТВ шел мультипликационный фильм "Сказка о рыбаке и рыбке". Налив в тарелку суп, я развалился в кресле, и ожидая пока он остынет, до приемлемой для меня температуры, просто, ну не могу есть горячего, с удовольствием наблюдал за событиями развивающимися на экране. Вошел боцман, он нес в руках два куска черного хлеба (за трое суток работы в полигоне мы не получили ни одной буханки). Где он достал этот хлеб, для меня так и осталось тайной, хотя после продолжительного о-о-о, и посыпались вопросы типа где, откуда и т. д. боцман лишь многозначительно ухмыляясь сел на свое место, во главе нашего стола, и принялся за еду. Я не стал давить на него при всех, так как рассчитывал, что живя с ним в одной каюте, мне удастся все равно выведать у него то, о чем как мне казалось в данный момент думали все. Но последующие события полностью затмили этот, по сравнению с ними, как оказалось, совсем незначительный эпизод.  В последствии я вообще забыл об этом, и когда через десять лет наткнулся на эти записи, даже не мог вспомнить, действительно ли такой эпизод с хлебом был на самом деле?  И так, положив оба куска на стол, боцман разломил один пополам и отдав одну  половинку сидящему напротив старшине команды "службы-2", корабельному аксакалу, Петру Васильевичу Пустовалову - человеку огромного роста и комплекции (меня таких двух будет мало), другой - отдал мне.
- А в Ленинграде, в свое время, хлеб  делили поровну, раздался из-за  другого стола голос мичмана Марченко, тоже старшины команды. Мне стало как-то неловко, не мог я сам есть этот хлеб находясь в такой толпе.
- Ну тогда налетай, в тон ему ответил я, деля свой кусок на части и раздавая рядом сидящим.
- Да ладно, мы уж с сухариками,- ответил кто-то из-за другого стола. Разломанный на кусочки хлеб, под одобрительные возгласы осчастливленных быстро разошелся по рукам.
- Ешь быстрее,- не отрываясь от тарелки и не смотря в мою сторону, вмешался в наш треп боцман,- тебе сейчас идти на катере концы с бочек отдавать.
- Не понял, обратился я к боцману.
- Старпом так решил,- ответил тот повернувшись ко мне, и сразу же давая понять, что разговор закончен отвернулся уткнувшись в свою тарелку.
    Чтобы дать понять, читающему эти строки, что к чему, делаю небольшое отступление. Трое суток назад, мы пришли из нашего пункта базирования - Горячие ручьи в Главную базу  флота Североморск, в один из полигонов для замера магнитного поля корабля, и если в этом будет необходимость - размагничивания. Для э того в полигоне находилось специальное судно которое называли СБР. Что такое СБР я до сих пор точно не знаю. Говорят, вроде, судно базового размагничивания, а как на самом деле....? Наш боцман предложил мастеру, (на кораблях разведки командиров кораблей почему-то, якобы по аналогии с английскими капитанами называли "м а с т е р"), опробованный им еще во время службы на кабельных судах вспомогательного флота, способ постановки на бочку таким образом, чтобы катер для заводки конца  использовать один раз, только при постановке на  нее, а не два раза как всегда делали мы: один  раз при постановке на бочку, а другой - при съемке с нее. Способ был прост до  безобразия. В этом случае, как и всегда, на бочку высаживались два-три человека. Так же как и всегда подавали швартовный канат, но только вместо привычного для нас крепления его огона (петли  на конце каната) к серьге бочки при помощи скобы, в которую толстый огон с трудом удавалось втиснуть, на этот раз для крепления применили самый настоящий шкворень - кусок трубы с прикрепленным к нему перлинем - небольшой толщины пеньковым тросом, который вместе со швартовным концом подали на бочку. Огон в этом случае пропускали сквозь серьгу на бочке и обвив им ходовой конец швартова вставляли в образовавшуюся щель шкворень, легонько крепили чтобы сразу не выпал и отпускали. На  корабле выбирали слабину швартовного конца, огон затягивался на серьге, зажимая шкворень, и на этом все заканчивалось. Таким образом, чтобы кораблю сняться с бочки достаточно было при ослабленном швартовом конце с помощью перлиня выдернуть эту трубу-шкворень из огона. Швартовный конец в этом случае просто выпадал из серьги. Оставалось только выбрать на борт швартов и перлинь со шкворнем. И все. И иди себе спокойно на все четыре стороны.

« Последнее редактирование: 18:47, 12 Мая 2013, Воскресенье от bugor337 »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #472 : 18:52, 12 Мая 2013, Воскресенье »

Как видно способ простой и наверное очень эффективный, на мой взгляд, жаль, что не удалось проверить так как мастер не стал испытывать судьбу, дабы какой-нибудь нерадивый матрос, ночью не соблазнился бы насолить  отцам командирам и втихую, шутки ради не снял бы корабль со швартовов. Поэтому он, мастер, использовал этот способ только на половину т.е. те кто участвовал в постановке корабля на бочку закрепили шкворень, но соединять его перлинем с бортом не стали. Хотя чтобы выдернуть шкворень из петли необходимо было  прибегнуть к помощи шпиля или на худой конец, если не сильно затянуто - силу не менее десятка человек, в чем нам пришлось немного позже убедиться.  И вот такое решение командира вынудило швартовную группу, при съемке с бочки, реализовывать вторую половину боцманского способа уже в ручном, а не автоматическом, как изначально предлагалось, варианте. О том как все происходило, рассказ  ниже.
Поужинав я пришел к себе в каюту и начал готовиться к швартовной операции. Одел свои, видавшие виды, старые брюки, куртку-канадку, шапку и натягивая на ходу спасательный жилет вышел на ют. Сыграли тревогу. Прошла команда "По местам стоять с якоря и бочек сниматься". Я стоял опершись спиной о фальшборт, и смотрел на построившуюся ютовую швартовную группу, готовившуюся к предстоящей съемке. Инструктаж проводил командир группы, старший инженер подразделения в котором я служил, капитан 3 ранга Руденок Александр Васильевич. Небольшого роста, продолговатое с красноватым оттенком, как бы обветренное, лицо которого, покрыто было небольшими оспинами. Все это придавало ему какой-то угрюмый вид. Однако человеком он был неплохим, но упрямым так, что не смотря на то, что, как мне казалось, он боялся мастера, но даже с ним, если упирался, стоял до последнего. За Руденком на корабле утвердилось прозвище - Суровый Шура. И всегда, при случае подчеркивали, в шутку конечно,- Шура суровый, но справедливый. Наблюдал за этими приготовлениями вместе со мной еще один человек, матрос Мазур, молодой парень из боцманской команды,  с  которым мне предстояло идти на катере.
Закончив инструктаж и подойдя к нам командир швартовной группы, вроде и улыбаясь, но почему то серьезно спросил:
- Ну как  будем  отдавать  концы, Игорь Федорович?
- Не вижу здесь проблемы,- так же улыбаясь ему в ответ, но не так серьезно, ответил я,- спустимся с кормы по  штормтрапу  на СБР, бочка рядом, вынимаю трубу - вот и все. Носовой конец отдадим с помощью катера. Держать нас будет якорь-цепь и вот эта веревка,- носком ботинка я пнул толстый пропиленовый канат навитый на тумбы кнехтов. - его-то здесь отдать, я думаю, проблемы не будет.
Но так думал видимо только я. Как оказалось в последствии, другие думали иначе. Этот навитый на кнехты канат являлся третьим  концом, который был заведен с кормы. Два были заведены на бочку, а один на  сам  СБР.  Этот конец и держал СБР у борта, это было сделано для того чтобы народ сходной смены идущий на  берег мог перейти с борта корабля на борт СБР к которому швартовался рейдовый катер. Высокие борта нашего корабля очень затрудняли переход людей с борта корабля на борт рейдового катера. Перейти это означало спуститься с четырех метровой высоты по болтающемуся в воздухе штормтрапу. Удовольствие немного ниже среднего, но народ идущий на сход, по себе знаю, проделывал это с удовольствием. Однако командование не желало рисковать. Вдруг кто-нибудь сорвется. Проблем не оберешься. И вот этот конец, мирно покоящийся на тумбах, опять-таки по воле мастера  сыграл в этой истории, я бы сказал, решающую роль. Я не хочу говорить, что по злой воле мастера, скорее всего здесь было чистое недумание, наплевательское отношение ко всему. Я хозяин, что хочу то и ворочу. Такой уж был у нас мастер.
Разговаривая с Руденком мы не заметили, появившегося старшего помощника командира, капитана 3 ранга Хананова. Взвинченный, с болтающимся на груди мегафоном, он появился как из-под воды. Мы в замешательстве встали перед ним, как положено стоять перед старпомом. Черные глаза его сверкали недобрым огнем. Выпустив на нас очередь нелицеприятных, и конечно не печатных выражений, он почти прокричал:
- Почему не на катере, почему стоите?
- Товарищ капитан 3  ранга,  ошарашенный его напором и не зная что ответить начал я, лихорадочно прокручивая в памяти все что помнил из произошедшего в ближайшее время. Я пытался вспомнить, говорилось ли хоть  что-нибудь по корабельной трансляции о катере. Не найдя ничего такого чем можно было бы прикрыться, применил как мне казалось беспроигрышный, в таком случае вариант - сыграл од дурачка, выдохнув на старпома: - не было команды на катер, товарищ капитан 3 ранга, а мы готовы, как говорится хоть сейчас. В нашей корабельной жизни бывали случаи когда команда проходила только по верхней палубе, а в низах почему то нет, или наоборот только в низах проходила, а по верхней палубе нет, или вообще громкая связь отказывала  и тогда ни какая команда по кораблю не проходила. На это я и надеялся заявляя, что команды не было. Это на случай, если старпом ее действительно давал. Он имел такую  привычку и сам иногда, вместо вахтенного офицера, давал команды по громкой.
- Что за ерунда, начал  заводиться еще больше старпом. Команда была. а вот где были вы? Видимо команду он все-таки давал сам. Но, что оставалось делать нам...  Короче, складывалась ситуация, как у Карцева с  Ильченко  в их диалоге, - ...я, спрашиваю где  вы  были  с десяти до одиннадцати ?... Я не стал отвечать старпому как Ильченко Карцеву, и как бы с искренне обиженным видом, глядя ему прямо в глаза выпалил:   
- Да не было команды, и обратившись к все еще стоящему рядом Руденку, как бы ища у него поддержки, проговорил:
- Ну скажите вы, товарищ капитан 3  ранга, не проходила ведь команда! Руденок дернулся, небольшая гримаса пробежала по его лицу, он видимо пожалел, что  вовремя не отошел от нас, или вообще, что подошел, но стрелка уже была переведена на него. Глаза старпома оставив меня в покое, уже ждали ответа от него. Нужно было что то говорить и Александр Васильевич решительно, грудь вперед, заявил, что команды действительно  не было, и что швартовная группа готова, и что все нормально, и что мы снимемся без проблем, и ...  Он готов был еще что то сказать, но старпом, в душе, видимо все еще ругаясь, решил прервать неизвестно откуда взявшееся красноречие группмана, только сердито повел своими черными  кавказскими  глазами,  и  уже почти спокойным голосом сказал:
- Ну ладно. Гроза миновала. Переступив с ноги на ногу, я стал ждать его, так сказать, последних напутствий, а проще  инструктажа.
Старпом наш, был высоким симпатичным  мужиком, правда немного сутуловатым. Ходил он пружинисто, как бы  подпрыгивая. Адыгеец по национальности, он был человеком энергичным, резким и вспыльчивым, но быстро отходил. Фамилия у него была Хананов. Когда старпом появился на корабле, местные острословы сразу  же окрестили его "Хана нам". Отношения у меня с ним были хорошими. Когда корабль  стоял в ремонте я около двух лет, по его просьбе, заведовал корабельной строевой частью.
- Игорь Федорович,- сказал старпом,- давайте на катер, сначала отдадите носовой, там мы будем держаться на якоре, а затем уже здесь...  Не договаривая где здесь, он только махнул рукой в сторону СБР. Я его понял и только хотел сказать об этом, как увидел  подошедшего командира, и отвечая старпому, но уже глядя на командира ответил:
- Есть, так и сделаем, но вы здесь не отдавайте конец идущий на СБР пока я не отдам концы идущие на бочку.
- Слушай Федорович,- как всегда развязно заявил мастер,- где и какие концы отдавать мы тут и сами знаем. Ты давай действуй там, каким-то пренебрежительным тоном сказал  командир, показывая рукой куда-то в сторону. Вообще-то, как я уже говорил, мастер у нас был своеобразный, нетерпимый к инакомыслию и вспыльчивый. Ему ничего не стоило, старшего офицера в присутствии, подчиненного обозвать нехорошим словом. Лично при мне он в пылу полемики с капитаном 3 ранга Бойцовым назвал того мудаком. А когда я ему сказал: - Товарищ командир разрешите уйти, он ответил мне:
- Стоять! И продолжил драть Бойцова. В дни когда он сидел, то есть оставался на борту старшим, мог запросто задробить сход остальным, объясняя это чем угодно: просто какой-то непонятной служебной необходимостью, дополнительным занятием, тренировкой, или просто мог обойтись без всяких объяснений видимо по причине плохого настроения. Единственным его, видимым, достоинством было то, что он не был злопамятным. Ко мне мастер относился почему-то неплохо, хотя были случаи, когда и меня крыл на чем свет стоит.  Итак, ответив мастеру:
- Я понял товарищ командир, просто мысли вслух, - махнув рукой Мазуру пошел к тому месту где свисал болтающийся над палубой СБР штормтрап. Вслед за мной с кувалдой в руке на палубу СБРа опустился мой помощник.
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #473 : 18:55, 12 Мая 2013, Воскресенье »

У противоположного борта СБР, покачиваясь на волне нас уже ждал бригадный катер, прибывший  сюда для обеспечения съемки корабля. Гнать катер в Североморск из  Горячих ручьев пришлось по причине отказа оперативного дежурного флота дать "добро" на  использование собственных плавсредств. Как бы чего не вышло, видимо рассуждал тот. А то, что это явилось бы тренировкой для команды корабельного вельбота, отработкой его взаимодействия да и просто получить возможность людям почувствовать себя моряками никого не волновало. Главное провести мероприятие без ЧП.  Отвалив от борта СБРа катер, огибая корабль широкой дугой, направился к бочке. Подошли. Швартовная бочка -  увеличенная до соответствующих размеров, копия консервной банки, в центре с дыркой от верха до  днища, через которую проходила ее собственная якорь-цепь приклепанная к торчащему из этой  дырки огромному кольцу, называемому серьгой, лениво покачивалась на небольшой волне. Швартовный конец - толстый капроновый канат, толщиной с кулак здорового мужика, которым корабль был закреплен на нее, в такт покачиванию бочки то опускался, почти касаясь воды, то поднимался натягиваясь как струна.
Съемка с бочки происходила в обратном порядке от постановки на нее. Спрыгнув с катера на бочку мы быстро решили первую половину поставленной нам задачи. Мазур отдал крепление шкворня, а я парой ударов кувалды выбил его из объятий каната. Освобожденный швартовный конец взмахнув огоном как рыба хвостом шлепнулся в воду. Подхваченный добрым десятком матросских рук толстенный канат помчался по воде к борту и быстро скрылся в клюзе. Освободив носовую часть корабля мы подошли к кормовой бочке. Вот тут-то все и началось. Многое я забыл из того, что происходило со мной на службе. На службе вообще, на кораблях в частности, Но бывают в жизни события которые не дано забыть человеку до конца его дней. Могут быть забыты какие-то частности, какие-то нюансы, но основное событие всегда остается в памяти человека, человека волею судьбы  вовлеченного в него.  На подходе к бочке катер сбросил обороты и по инерции начал приближаться к ней. Но тут то ли старшина катера чего-то там не рассчитал, то ли по какой-то другой причине, но катер вдруг, почему-то вместо того чтобы плавно вклиниться между кормой корабля и бочкой навалился своим правым бортом на нее.  Раздался глухой удар затем скрежет и треск. Инерция оказалась несколько большей чем следовало, и поэтому катер еще почти половину корпуса проехал по этой бочке. Привальный брус, окаймляющий бочку по окружности, пока катер тер по ней корпусом, начал делать свое черное дело. Упираясь в него, стойки леерного ограждения, складываясь как ломаные спички ложась на палубу словно под гигантской закаточной машинкой. Летели искры, ржавая пыль, куски дерева и старой краски. Выдержав напор, и подавшись немного в сторону теперь уже бочка, то ли от обиды за нарушенное спокойствие, то ли по принципу сила действия равна силе противодействия, в свою очередь нажала на катер. Этим нажатием катер отбросило в противоположную сторону и он, как рыба запутывается в сетях, запутался в натянутых швартовных концах флагштоком, тут же сломал и его. Наконец прекратив противоборство, катер и бочка затихли. Это произошло в считанные секунды. Мы с Мазуром как ошалелые отскочили под защиту рубки катера с левого борта надеясь, что если катер начнет дергаться туда-сюда пытаясь освободиться из неизвестно откуда взявшейся ловушки, то высокая рубка катера в первую  очередь ударит в скошенную корму корабля и мы окажемся как бы под крышей, тогда как с правого борта, пусть даже и на открытом пространстве было, по моему мнению, опасней потому, что никто не мог предугадать куда в следующий момент дернется катер, да еще плюс к этому, там под носом раскачивалась огромная, выше борта катера бочка, а низко над головой, как натянутые струны дрожали швартовные концы.  Заминка продолжалась недолго. У старшины катера хватило ума не дергать катер. Он махнул нам рукой давая понять, что можно сваливать и мы забравшись на бочку  принялись за знакомую работу. Катер же, без нас малыми ходами вперед-назад помаленьку выбрался на открытое пространство.  С корабля на  бочку  было  заведено  два конца, а значит и закреплены были  они  двумя шкворнями. Выбив один и уложив его рядом с собой, я принялся за второй. Условия для работы не ахти. Работать приходилось на постоянно дергающейся, наклоненной где-то на 30-40 градусов поверхности. Корма наша была  закреплена на бочку коротким концом и поэтому вместо плавного раскачивания в такт  волны, этот короткий конец, как только бочка уходила вниз, постоянно дергал ее. Устроившись поудобнее я приготовился ударить. Взмах кувалды...Вдруг что-то произошло. Бочка резко выпрямилась. Стало светло. Тень, от кормы корабля под которой мы работали, исчезла. Меня, стоящего в нижней части наклоненной  поверхности подбросило вверх так, что я чуть не свалился в воду. Корабля рядом не оказалось. Его корма оказалась в стороне и быстро удалялась. Точнее удалялась бочка, мчалась как торпедный катер. Я стоял в замешательстве, не зная, что  предпринимать. Прошло несколько мгновений, показавшихся мне нескончаемо долгими. Вдруг я увидел старпома, стоявшего на удаляющейся корме. Он смотрел на меня.  Взгляды  наши  встретились. Старпом резко взмахнул рукой,  видимо  требуя от нас действий и, одновременно, до нас долетел, усиленный мегафоном его голос.
-Выбивай,  быстрее  выбивай!  Этот  голос сразу отрезвил меня.  Я накинулся на шкворень как коршун на цыпленка.  Замах - удар, снова замах - второй удар,  оставалось  сантиметров десять - это на один удар.  Снова замах  .Руки мои вдруг не ощутив привычной  тяжести взмыли вверх.
- Ку.....Только и успел вскрикнуть я. По инерции меня потянуло вслед за руками и, возможно я свалился бы с бочки, но в этот момент она резко накренилась, что-то загремело под ногами, этим рывком равновесие мое было восстановлено. Взгляд мой упал на черный кусок металла с торчащими из него  острыми  краями, кусок этот, подпрыгивая мчался, вниз по  наклонной поверхности. Это была моя кувалда. Оторвавшись от остальной части рукоятки  она  неслась к краю бочки. Я как завороженный уставился на  нее. Все. Еще один прыжок и она исчезнет в воде.
Однако долетев до края бочки и  ударившись  о ватервейс, (если можно применить этот  термин к бортику бочки), кувалда отскочила  назад  и ссунувшись вниз затихла в  нескольких  сантиметрах от воды. Дело было сделано. Все остановилось:  и кувалда, и бочка, и корма корабля. Торопиться уже было некуда. Натянувшийся как струна швартовный канат так затянул уже почти было выбитый шкворень так,  что о том чтобы выбить его, даже исправной кувалдой, можно было и не мечтать.
Мы с Мазуром, для порядка, начали  изображать работу.  Я обломком кувалды стучал  по шкворню, ну а он, вторым шкворнем, что-то ковырял в затянутой петле.
     А в этот момент на корме корабля свирепствовал  мастер.  Свирепствовал  во всю.  Нас разделяло метров пятьдесят  -  шестьдесят  и, что он говорил не было слышно, но было видно, что говорит он, видимо, не очень приятные вещи, подкрепляя свои слова яростным размахиванием рук.
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #474 : 18:57, 12 Мая 2013, Воскресенье »

Досталось и нам. По всей вероятности, накричавшись на юте, он, схватив висевший у старпома на шее мегафон  и  повернувшись  к нам, прокричал:
- Я же говорил вам,  мать  вашу  ....  , скобу надо было ставить, скобу. Говорил он это с таким видом, что можно было подумать, что мы с Мазуром силой заставили  его  принять  решение  на применение шкворня. Видом своим я показывая, что слушаю его, а на самом же деле стоял не обращая  никакого внимания на его беснование, благо расстояние позволяло.  Стоял и думал о том,  что можно предпринять в этой ситуации. А она, ситуация, оказалась довольно  не простой.  Решение  проблемы вырисовывалось только одно.
- Режьте конец,- долетело с корабля.
- Ну что же, часть проблемы решена,-  подумал я,- наши мнения совпали.  Но чем резать? Ножа ведь под рукою нет. Где взять? Опять на катер, и на  корабль,  за
ножом? Встреча с красным  от ярости мастером меня вовсе не устраивала. Конечно я не  чувствовал в случившемся своей вины, но в данном случае объяснения будут крайне излишни. Я понял, что произошло то, чего боялся, и о чем просил и старпома и командира перед тем как сойти с на катер.
- Е мое, я же говорил тебе, не отдавай конец раньше времени,- кричал я на мастера, зная, что кроме Мазура меня никто не  слышит. Ярость распирала меня.
- Неужели решение такого простого вопроса как порядок отдачи концов требует вмешательства командира,- не находя в себе силы успокоиться, продолжал ругаться я. Все получилось по принципу: Пришел, увидел, наследил. Уже потом, по прошествии некоторого времени, я мог для себя объяснить причину такой  спешки, однако и тогда и сейчас не  могу понять и принять метод, которым действовал командир. А метод такой быстро-быстро отдать все концы и все. А как оно будет дальше, там будет видно. Быстрота съемки по видимому нужна была вот для чего. Как я после узнал, с момента получения "Добро" на съемку с якоря, корабль  должен сняться в течение, кажется, пятнадцати минут.  Если этого не произошло необходимо запрашивать добро по новой, через час. Потеря времени и ответы на неизбежные глупые вопросы, о причине задержки, а объяснить словами все, не всегда возможно, это , видимо и было причиной спешки. Тогда я этой кухни еще не знал, да оно мне и не нужно было, просто поступок командира возмутил меня до боли. Наверное потому, что это напрямую коснулось меня. Да задержись с отдачей конца хотя бы на 30 секунд мы бы не потеряли пол часа.  Нам  повезло. Нож нашелся на катере. Обычный столовый нож с широким  лезвием. Им удобно масло на хлеб намазывать, а не концы резать. К счастью нож попался хороший, в смысле острый. Осталось решить один  вопрос, где резать?
Катер на котором остался Мазур отошел мористее, а я закрепив первый шкворень  штертом за скобу, чтобы он в случае чего не слетел в воду, в памяти свежи еще были  воспоминания о прыгающей кувалде, начал искать место где резать.  Безопаснее всего, и после анализируя произошедшее я склонялся к мысли, что резать нужно было коренной  конец  т.е.  в  том месте где он входит в петлю. Шкворень затянут и не должен выскочить. Так думал я, однако от реализации этого плана  меня  удерживало  то, что в таком случае этот злополучный шкворень,
зажатый намертво, и дрожащий вместе с натянутым как струна толстым канатом, оказывался  у меня буквально перед глазами, и  это  убивало всякий здравый смысл и заставляло искать другое решение. А другого решения и не было. Можно было резать или ходовой конец, или сам огон, лучше конечно,  в  том  месте  где  он   охватывает серьгу. В этом случае я оказывался на самом верху бочки и расстояние до огона, если брать длину руки с ножом,  оказывалось сантиметров этак, на длину вытянутой руки с ножом. Это было намного дальше чем  в  первом  случае  и поэтому этот вариант был более приемлемым для меня.  Кусок толстой трубы болтающийся  перед самым носом меня не вдохновлял. Вариант был найден, решение принято,  однако намерения самого шкворня пока оставались неясными.  Устроившись  поудобнее, и отодвинувшись как можно дальше от серьги, я легонько провел ножом по нитям.  Раздался треск. Мне он показался настолько сильным, что я не поверил что так могут рваться капроновые нити. Впечатление было такое, что ломались толстые доски. Нож был убран, а нити продолжали рваться  еще некоторое время. Разрываясь они закручивались в спирали и уходили к основанию огона.  Затем все стихло.  Снова приставив нож к огону, и сильно нажав на него ножом, резко потянул руку на себя, одновременно уводя  корпус  назад,  по-дальше  от  каната.  Тра-та-та-та    раздался сильный,  похожий  на  автоматную    очередь, треск.  Раскрывшимся веером, пучки нитей рванулись от меня.  Они появлялись как бы из ничего и заворачиваясь в спирали уходили и уходили как бы  в  даль,  не  останавливаясь. Я смотрел на это как завороженный.  Прошло несколько мгновений, раздался сильнейший  треск, что-то дернулось у меня под ногами,  опоры  не стало, вода и корабль исчезли из поля зрения, небо перевернулось, длинное черное тело  промелькнуло перед  глазами,  и  тяжелый,  тупой удар сверху, в лопатку ....   Первое, что я увидел открыв глаза это было небо. Одно небо и ничего больше. Я понял, что остался на бочке, и пока лежу на ее краю. Немного придя в себя, я перевалившись на бок поднялся. Поднялся с таким чувством  как будто побывал в нокауте. Стою - ноги легкие - прелегкие, а туловище тяжелое - претяжелое. И  я, как будто, никак не могу всем этим  управлять. Наконец оклемавшись, я отрезал (а нож так и остался в руке) от серьги первый  шкворень, второй где-то исчез, видимо упал в воду и уплыл, сел на чем стоял и положив шкворень  рядом, с каким-то тупым безразличием стал ждать когда подойдет катер.  На палубе приближающегося катера стоял улыбающийся Мазур и показывал мне руку с поднятым вверх большим пальцем.  В ответ ему я только  улыбнулся.  А про себя подумал,-
- Хорошо все то, что  хорошо  кончается. Сняв меня с бочки катер подошел к свисающему с борта штормтрапу и через минуту мы с Мазуром были на палубе корабля.  Из начальников на юте уже не было никого, видимо руководили боцманом на баке. Здесь остался только Суровый Шура, со своими людьми готовя выбранные концы к предстоящей швартовке в Горячих ручьях. Меня их проблемы уже не интересовали и оставив  Мазура беседовать с друзьями, я ушел в свою каюту.
В каюте, не раздеваясь, завалился в  койку, закрыл глаза и вновь как в повторном кино начал прокручивать  перед  собой  самые  волнующие моменты, стараясь осмыслить  происшедшее, пытаясь проанализировать все, пусть  уже сейчас, задним числом, понять почему так  получилось, где была совершена ошибка.  И получалось, что все, что сегодня  произошло,  случилось чисто по вине мастера.  Как мне рассказали  в последствии, он лично отдал приказание, одному из матросов сбросить концы с кнехт, те самые концы которыми СБР был подтянут  к  нашей корме.  И которыми, наверняка, подтянув СБР с его бочкой, мы потянули к себе и ее якорь-цепь. В результате получилась цепочка: наша собственная якорь-цепь, концы заведенные на СБР, и якорь-цепь его бочки, и вот цепочка, оказалась натянутой как струна.  И когда во  время съемки, перед тем как мы спрыгнули на эту злополучную бочку, боцман (который после долго вспоминал мне этот испорченный конец), начал выбирать собственную  якорь-цепь, (опять же по чьей-то команде) не ведая, что творится за кормой.  Естественно, - корабль пошел вперед, еще более натягивая всю эту линейку. Короче говоря, когда концы на СБР  оказались почти отданными (на кнехтах осталась пара шлагов) и когда все со страшной силой рванулось в разные стороны - корабль - вперед, а СБР со своей бочкой  назад,  на  свое  место, стало ясно, что была сделана большая  глупость. Рассказывали потом,  несколько  человек  из ютовой швартовной группы сделали попытку хоть как-то задержать скорость схода конца,  чтобы если не удержать, то по крайней  мере  замедлить этот разбег.  Но куда там. Конец с такой скоростью проходил в  кнехтах,  только  свист стоял. И вот теперь, лежа в койке, я пытаюсь анализировать происшедшее, хотя издревле известно, что при дурном руководстве, никакой анализ не спасет.  К счастью больше такого со мной не случалось. Позже уже были другие, может быть более, может быть менее опасные, в прямом смысле, для жизни моменты, (Может быть, когда нибудь, если будет не лень, я попытаюсь рассказать и еще о чем-нибудь таком,  веселом), но тем не менее, все они уступали сегодняшнему по драматизму происшедшего и, скажу, прямо, может слишком высокопарно, явной опасности последствий оного.










« Последнее редактирование: 19:03, 12 Мая 2013, Воскресенье от bugor337 »
Записан

Алекс Вешняков

  • Годок
  • *
  • Репутация +3/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 29
  • 83-86 гг, весна
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #475 : 09:17, 21 Мая 2013, Вторник »

Может кто помнит как с нами в море ходил Горшков?
Записан
ССВ-502, 84 г. - командировка ССВ-516

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #476 : 15:55, 21 Мая 2013, Вторник »

Может кто помнит как с нами в море ходил Горшков?
Если Вы имеете в виду внука главкома, то я помню. И не только помню, а даже записал в дневник как он прибыл на корабль. Если кому интересно могу перепечатать в эту тему.
« Последнее редактирование: 16:02, 21 Мая 2013, Вторник от bugor337 »
Записан

Алекс Вешняков

  • Годок
  • *
  • Репутация +3/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 29
  • 83-86 гг, весна
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #477 : 10:53, 23 Мая 2013, Четверг »

Если я не ошибаюсь,то на корабль он приехал весь больной,машина с ним то ли сломалась,то ли застряла.А кок, Серега Смирнов   говорил, что он заколебал его своими заказами, это уже в море.И вроде бы на Кубе нас собирался посетить его дед(Главком),дрючили весь корабль перед заходом,но кто-то с науки приболел и мы зашли раньше,но может это просто треп насчет Главкома?Но корабль красили и ют стеклами шкрябали.И вроде наш штурман,учился вместе с ним.Но может я и ошибаюсь,время много прошло.
Записан
ССВ-502, 84 г. - командировка ССВ-516

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #478 : 11:34, 23 Мая 2013, Четверг »

вроде бы на Кубе нас собирался посетить его дед(Главком),дрючили весь корабль перед заходом,но может это просто треп насчет Главкома?Но корабль красили и ют стеклами шкрябали.

Относительно посещения корабля главкомом не треп. Помню доказывал Руденку, заведующему арсеналом, что гавком бирки на пирамидах с автоматами проверять не будет. Тот волновался, что бирки старые. И ют драили до бела. Когда доски высохли, как приятно было ходить босиком по такой палубе. Но что самое, для меня, интересное так это то, что спустя пару часов после приборки, на ют вышел кто-то из мотористов, и от двери на ют с левого борта, до места где стояла перекладина, своими маслянными тапками оставил четкие черные следы. И это на белых, только что отдраенных досках. На него как набросились, тот быстро сняв свои тапки рванул обратно в корридор. А про прибытие внука на корабль я все таки выложу свои воспоминания.
« Последнее редактирование: 11:36, 23 Мая 2013, Четверг от bugor337 »
Записан

bugor337

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +15/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229
Re: ССВ-502 "Закарпатье"
« Ответ #479 : 13:49, 25 Мая 2013, Суббота »

Может кто помнит как с нами в море ходил Горшков?
10.01.85
….Не буду утверждать, что все что здесь записано, соответствует действительности т.к. все это составлено со слов многих людей, может где-то злорадных и сознательно искрививших действительность, может недостаточно информированных, но любящих показать, что и им кое-что известно. Но, так или иначе, была ли операция, не было ли ее, не знаю, а внук есть.
Еще задолго до нашего ухода, на корабле стало известно, что с нами в море идет внук ГК ВМФ ст. л-т Горшков Петр Александрович, или Алексеевич. (Зачетный лист видел своими глазами, а вот отчество не запомнил). По кораблю поползли шуточки, что мол, теперь мы не просто так себе, а с нами ВНУК, ну и в этом роде. Отход был назначен на 20.12. Как вдруг недели за три прошел слух, что был мол, звонок сверху и выход переносится. Естественно, корабельные остряки не преминули пропустить такой повод, и моментально была изобретена версия сдвига даты выхода. Мол, внук желает провести старый год и встретить новый в кругу семьи. Но настоящий ажиотаж развернулся позднее. Когда внук вылетел из Москвы по направлению к нам. Вслед за ним, естественно опережая его, последовал звонок подать машину к самолету. А здесь мороз 35 градусов и машина не заводится. Снова звонок – Где машина? Как только выедет, доложить! Наконец нашли «Козлика», послали, он сломался. Вслед за ним пошла машина ЧВСа, та как будто доехала. В общем, доставили внука прямо к трапу корабля, прямо от трапа самолета. А сколько людей было задействовано, го это ерунда, главное груз прибыл по назначению. Цел и невредим.
Продолжение см. на след. стр.
« Последнее редактирование: 18:41, 25 Мая 2013, Суббота от bugor337 »
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.115 секунд. Запросов: 22.