Вот прочитайте фрагмент рассказа Мельникова-Печерского «Красильниковы», написанного в 1852 году.
- Кожа плохо пошла! - говорил Корнила Егорыч. - В прежние годы в одну Одессу мы втрое больше ставили, в Ливурну оттоле возили; теперь стало дело, да и шабаш.
- Отчего ж так, Корнила Егорыч?
- Сырьем повезли. У иностранцев, я вам доложу, на этот предмет руки золотые - не нашим чета. Наш брат русак сметкой взял, а немец - терпеньем.
Да в нашей-то сметке горе проявилось, да не одно, целых три... Русский человек на трех сваях стоит: авось, небось да как-нибудь. Нам бы тяп-ляп и корабль, а там - нет-с, там на этот счет все в аккурат... К примеру хоть кожа: что наша русская кожа? Вон на дворе партия юхты лежит, - на Урюпинску заготовил - разваляйте-ка воз: тут подрез, тут гниль мясная, а тут и все дырье... Отчего?.. Оттого, что платишь рабочему поштучно, он тебе и делает как-нибудь, одно норовит: больше бы кож обрядить... Да как пошел ножом сплеча валять, тут ему не до подрезей. Небось, говорит, хозяин не заприметит. А хозяин, наш брат, не в печку же ему бросать порчену кожу: авось, думает, на ярмонке сбуду. А как работник-от делает как-нибудь да хоронится за небось, да как и хозяин-от на авоське в ярмонку выезжает - добра не жди. Правду надо говорить!.. Вот за границу наша кожа и нейдет, а сырье иностранцы с руками готовы рвать. Из русского сырья они такую тебе кожу сработают, что нашей-то в нос кинется. Вот отчего, сударь, стала наша кожа. Красна юхта покуда еще идет - это особь статья, эта завсегда пойдет; у нас березы-то не занимать стать, а за границей чуть не каждый сучок на перечете.
- Как же сбыт юхты зависит от березы?
- Березы нет - дегтю нет; а без дегтю хорошей юхты не сделать.
Так что мы всегда были и будем сырьевой страной, пока у нас это сырье не кончится, и жизнь не заставит что-то придумывать и делать руками. Так что понятий «технологии» и «чипы» наверное пока не стоит бояться.