не совсем в тему, их взгляд на наши корабли
Ш. Зонтаг, К. Дрю.
История подводного шпионажа против СССР.
Зонтаг Ш., Дрю К.
История подводного шпионажа против СССР. - М.: ООО "Гея итэрум", 2001. - 352с.
ISBN 5-85589-015-5
Гибель подводной лодки "Курск" - одно из самых трагических происшествий последнего года XX века. Однако такие подводные катастрофы случались и раньше. В чем их причины? Об одной из версий рассказывается в настоящем издании. Впервые в России с большим знанием дела показана деятельность военно-морской разведки США в 50-90-е годы. Книга приподнимает занавес тайны над самыми секретными военными операциями из когда-либо осуществлявшихся Соединенными Штатами.
Перевод на русский язык, ООО "Гея итэрум", 2001
Цитата из книги:
"Посмотрите, что я вытащил"
Советский Союз внес кое-какие изменения в разведывательные операции на море, добавив к своему подводному флоту и надводные траулеры (специально оборудованные для подслушивания), по натовской терминологии "AGI". Это был самый простой и дешевый способ для Советского Союза иметь "часовых" у всех основных американских баз, находящихся как на территории США, так и за рубежом. Американские подлодки старались как можно дальше обходить эти траулеры. Одна лодка даже села на мель в конце 1960-х годов, пытаясь избежать обнаружения таким траулером, шнырявшим около Холи Лох (Шотландия).
В основном траулеры просто стояли на месте, но иногда вели себя весьма активно. Так, в 1980 году экипаж одного из траулеров, находившийся около острова Гуам, подошел и захватил торпеду, выпущенную в учебных целях американской подлодкой. С этой торпедой траулер медленно пошел обратно в Советский Союз. Американское командование было ошеломлено. Не знали, что делать в этом случае. После некоторого раздумья было принято решение показать военную силу, дабы другие советские суда не пытались в будущем повторить подобную дерзость.
В течение 12 часов две боевые группы авианосцев были высланы из Йокосуки и с Филиппинских островов с задачей перехватить траулер. Через один или два дня траулер был окружен около острова Окинава. К тому времени ВМС США уже подключили к этому делу госдепартамент, и началась интенсивная дипломатическая переписка. В конечном счете капитан траулера, которого привели в смущение американские корабли, сбросил торпеду за борт. К торпеде была прикреплена записка на английском языке, краткая и по существу. Капитан сообщал, что торпеду просто прибило к борту его судна. Наблюдавшим за этим офицерам разведки казалось, что советский капитан как будто говорил: посмотрите, что я вытащил из морской пучины. Во всем мире это считается естественным и невинным занятием.