Основной раздел > Общаемся, делимся воспоминаниями...

Байки о службе в нашей бригаде

<< < (24/24)

zeus1956:
Приближается 50-летний Юбилей создания нашей Бригады (13.02.1971). По этому поводу получил сегодня от нашего ветерана Борисенко Андрея Борисовича несколько коротких баек о службе молодых лейтенантов в нашем соединении, которые он попросил меня разместить на нашем ресурсе. Что я и делаю.

О роли старшего начальника в судьбе молодого офицера

Август — сентябрь 1980 г. Так получилось, что мой корабль не пришёл встретить своего лейтенанта, поскольку находился на боевой службе. Поскольку я пришёл за месяц до его возвращения, был в соответствии с ВУСом определён в вечные оперативные дежурные 16 РРТО (день через два). За полтора месяца мне удалось единовременно поднять в воздух пять из семи имевшихся в наличии «Орионов» БПА ВВС Норвегии, а также вывести из Холи-Лох три из находившихся там ПЛАРБ. В ответ на мой позитив командир 1 подразделения капитан-лейтенант Степанов Николай Дмитриевич только успевал звонить в Североморск ОД Р-СФ и душить мои инициативы на корню, после чего долго и нудно объяснять мне азы ТА и ТРО, за что я ему до сих пор благодарен.
(В то время Начальником группы обстановки в Отряде был капитан-лейтенант Чернышев Виктор Михайлович, из нахимовцев, носивший на тужурке дутые медные пуговицы старого образца. Незадолго до этого за какие-то провинности, совершенные в период пребывания БРЗК «Запорожье» в республике Куба, его убрали с корабля, и как диссидентствующего офицера передали в 16 РРТО для руководства штатом оперативных дежурных, состоящего преимущественно из молодых лейтенантов. Прим. – С. Земский). 
Но вот появился мой родной корабль — ССВ-501, БРЗК «Запорожье». Радости было немерено, за исключением одной: почти одновременно старшим помощником командира ко-рабля был назначен капитан 3 ранга Аркадий Яковлевич Ермак. Поскольку у него было тяжё¬лое противолодочное прошлое (2-я дивизия противолодочных кораблей Северного флота. После ВСОК, бывший старпом СКР проекта 1135), а я был каким-то (в его понимании) выблядком, дежурил в трёхсменке, вместо того, чтобы полтора месяца мёрзнуть на корне 1-го причала в ожидании прихода корабля, он считал делом своей жизни сделать из меня ко¬рабельного офицера и патриота своего корабля. При этом те основания, что я уже увидел этот корабль впервые в 1974 году, а также, что по плану бригады был заряжен в «командировку» на полгода в ноябре 1980 г. на соседнем корабле, им во внимание не принимались.
Поэтому ходил я ОД 16 РРТО в трёхсменке и дежурным по кораблю два раза в месяц, а также пару раз в неделю назначался старшим на катере «РК-690» (разъездной катер, как на крейсере), который увозил начальника штаба бригады в Североморск. Начальником штаба бригады в ту пору был капитан 1 ранга Виктор Семёнович Тарасенко, очень серьёзный офи-цер и командир лет сорока – сорока двух. Я несколько раз исполнял свои обязанности на катере, громко орал «Смирно!!!» и командовал в строгом соответствии с Корабельным уста-вом (Приложение «Командные слова»). Но однажды Виктор Семёнович (его лейтенанты на-зывали или так, или «Тарас»), по прибытии в Североморск процедил, глядя в тусклое север-ное небо: «Борисенко! Передайте Ермаку, чтобы я вас на катере больше не видел», скомандо¬вал «Вольно!» и пошёл домой. На обратном пути в Горячие Ручьи я понял, что вариантов на перспективу было мало: утопиться напротив острова Сального, или быть расстрелянным на 1-м причале. Поднимаясь на борт «Запорожья», и подойдя к каюте старпома, что-то не так по¬вернул в себе и, постучавшись, бодро доложил, что доставил НШ бригады по адресу. Ар¬кадий Яковлевич не понял, почему мне было так радостно при репетовании слов «начальник штаба бригады приказал, чтобы он меня на катере больше не видел!!!». Он в начале, вероят¬но, хотел меня застрелить и самому застрелиться от такого привета. Сдержался, и закрыл дверь каюты.
Моя душа пела! Пошёл спать.
Чуть позже (через пару лет) понял: Виктор Семёнович дал понять неугомонному старпому, что судьба лейтенанта уже предопределена, и не его старпомье дело вмешиваться в этот процесс. Рельсы моей жизни были уже заготовлены для первого испытания.
...Прошло не только много морей, но и лет, и уже много жизней закончилось. Однако иногда, пользуясь оказией, прихожу к своему старинному товарищу посидеть, поговорить. Вдруг вопрос (скорее, предложение): «Давай позвоним Виктору Семёнычу?». «Легко!». Да-лее Скайп, и если он не гуляет по берегу моря у себя в Феодосии, то на связи. Жив-здоров, маленький, в тельняшке, голос не рокочущий, но степенный, командирский, и он прекрасно помнит ту лейтенантскую трагикомедию.

zeus1956:
О пользе чтения иностранной прозы

Декабрь 1980 г., СРЗК «Находка», Северный пролив, море 8 баллов. Как всегда, ждём очередную лодку. Участники истории: ЗКР капитан-лейтенант Захаров Виктор Петрович, расчёт КП-Р капитан-лейтенант Трушников Владимир Олегович, старшие лейтенанты Жу-равлёв Владимир Дмитриевич и Казьмин Виктор Александрович, и командир группы ОсН -   ваш покорный слуга.
Обстановка в мире напряжённая: Афганистан, военное положение в Польше (только прибыли с захода в Свиноуйсьце, где балтийские морпехи организовали блок-пост КПП ба-зы). На таком фоне ВВС СФ и Дальняя авиация (до трёх полков) проводили очередную проверку на вшивость объединённой системы ПВО НАТО в Европе, а мы должны были вскрывать реакцию натовцев. Обычные дела.
В один прекрасный момент эфир вскипел. Сначала еле слышно пробились норвежские F-16 с Будё, потом американские F-15 с Кефлавика и, наконец, достаточно loud and clear, «Лайтнинги» с Льючарса и Марема под руководством ЦУО Бучан, Боулмер, Нитисхед и ста¬ричков самолётов ДРЛО «Шеклтон» («Аваксы» в ту пору были экзотикой). Англичане взяли наших где-то на 64 градусе северной широты — посередине Норвежского моря. Наведение шло в открытом режиме на КВ-частотах по сетке Georef. Посты выдали на-гора такую пачку бланков, что было страшно подумать, как её переработать (я ещё ни разу не пробовал это де¬лать, т.к. был совсем неопытный). Старшие товарищи работали с бланками и картой, нанося обстановку, попутно по «Каштану» отдавали указания на посты. Попутно начали возникать уточняющие вопросы на тему — что такое «Go to five o'clock», т. е. приглашение на чашку чаю на «Tower», где сидит очень важный «Air Boss».
Озверевший от непонимания Виктор Петрович что-то процедил сквозь зубы, спустил¬ся в каюту, и через несколько минут кинул на рабочую карту несколько помятых журналов «Иностранная литература» 1979 г. издания с романом Артура Хейли «Аэропорт».
Там была почти хрестоматия по управлению воздушным движением, только без военно-морского шовинизма.
Задача дня была выполнена на хорошем литературном уровне.
… а над Северным проливом под звуки трёхрядки жалобно плыла грустная татарская песня...

zeus1956:
О занудстве и географии (карта Фолклендских островов)

В 1980-1984 гг. на БРЗК «Запорожье» начальником службы Р-1 (обработки) был капи-тан 2 ранга Николай Михайлович Журков, человек сложной судьбы (из «пиджаков», из 2 РО, многодетный отец и т.д.) со всеми вытекающими последствиями, старый, как мамонт (ему бы¬ло лет около 40).
По плану, начали готовиться, потом пошли в Северный пролив чтобы далее идти по предназначению к Восточному побережью США.
Пока ковырялись у Клайда, пришла военно-политическая новость о том, что разгора-ется пожар войны в Южной Атлантике между Великобританией и Аргентиной. Пока руко-водство на Большой Земле принимало решения, англичане сформировали 317 оперативное соединение, и послали первую группу на юг. Нам осталось получить команду «Вперёд!» и успеть к тому моменту, когда вторая группа под бросание лифчиков убыла из Портсмута. Вы¬шли на них в тот момент, когда шикарный лайнер Qeen Elisabeth-II с пехотной бригадой на борту рассекал океанскую волну напротив мыса Лизард и поворачивал налево на Бискай.
Голос Родины сказал: «Идите к Гибралтару. Там вас будет ждать храбрый черноморец «Экватор». Отдадите ему свои карты Западной Атлантики, и заберёте у него карты Южной Атлантики, которые мы прямо из Москвы самолётом доставили, и именно те, которые вам нужны». Повстречались, побратались, отдали, забрали. Подошли к островам Зелёного Мыса. Начали разбираться с картами. Пилим океанскую волну третью неделю, уже виден Южный Крест, прошли траверз Дакара. Скоро экватор, День Нептуна.
И тут удар под дых от Николая Михайловича. Оказывается, на картах ГУНИО МО СССР самые крупные Фолкленды выглядят как советский пятак 1961 г. издания, а нам на пя-таке будет масштабно воевать неудобно.
Патовая ситуация. Пока искали выходы, Николай Михайлович при¬нял решение:
1. Создать рабочую группу в составе: ст. л-т Салыкин Александр, л-ты Борисенко Андрей, Терещенко Сергей, Шеховцов Сергей.
2. Данной группе взять у штурмана к.3 р. А.Н.Шмелёва карту-сетку, взять «Перечень географических на¬званий» (приложение к Морскому атласу 1952 г., под редакцией адмирала Исакова).
3. Выбрать и нанести на бланковку ВСЕ географические пункты, указанные в «Переч¬не...» при условии, что они попадают в интервалы между ШШ (Ю) и ДД (З). Чем быстрее, тем лучше.
ОД-КПР к.3 р. Василенко смотрел на наши труды адские, сидя на столе, болтал короткими ножками и приговаривал, что у черноморцев более высокая штабная культура, что надо берег «поднимать» коричневым, а потом жёлтым цветом, а море — синим, а потом голубым, и «затирать» переходы для плавности восприятия. Терпели и эти назидания.
Пока шли до острова Вознесения (Ассеншен), долго и нудно воплощали замысел старшего начальника. В конце апреля на островах начались боевые действия на суше, а у нас карта — «about», как говорит современная молодёжь, но уже с «поднятыми» берегами, бух-тами и высотами. Раскрашиваем прибрежную полосу. Когда через пару дней пошли бои за Порт-Стенли и гуркхская бригада пошла пугать аргентинских призывников своими страш-ными ножами khukri, на КП-Р корабля прибежал матрос и передал только что скачанную на «Масштабе» фототелеграмму агентства Reuters с подробной картой архипелага и диспозицией сторон. А у нас всё было готово, и уже начали воевать...
А если бы эту карту не приняли...
Потом была ночь на 2 мая, на юте кинофильм «12 стульев», и в 22.00 по корабельному времени после вечерней поверки (перед второй серией) «Вулканы» полетели бомбить Порт-Стэнли. Но это уже другая история.

Пока все. Может, у кого-то появятся свои интересные истории? Вспоминайте, пишите.

БОЦА:
 Как говориться "Раз пошла такая пьянка,режь последний огурец".Перед походом брали на борт 500 л "шила",т.е. две с половиной бочки.Перекачивали с помощью ручного насоса из бочек в различные емкости.Ответственным за "шило" был помошник командира кап.3 ранга Зайцев В.А.После окончания процедуры перекачки "влаги живительной" бочки выволокли на ют,и дабы ушлые матросы не выжали из них толику малую,Владимир Саныч приказал пустые бочки перевернуть вверх дном.Остатки "шила стали вытекать на свежевыпавший снежок (дело происходило перед вечерней приборкой) Увидев это безобразие ,курившие на юте матросы начали хвататься за сердце.Но как только Владимир Саныч скрылся в продольнике,снег пропитанный "шилом" был мгновенно собран в "обрез" и доставлен в кубрик.Напиток был употреблен в ту-же ночь.Вот как-то так.Как известно что перед походом загружались не только "шилом",но и вином.Чтобы при доставки вина из коробок не пропала ни одна бутылка старпом кап.2 Ермак А.Я. волевым решением по всему пути следования бойцов с коробками расставил молодых мичманов и офицеров.Но как говориться "Голь на выдумки хитра".Бойцы несколко раз подскользнулись на трапе ведущий с верхней палубы к продовольственной кандейке.1-2 бутылки разбивались в коробке.Целые бутылки доставали из коробки и относили у кандейку,а коробку с битым стеклом и вытекшим содержимым боец тащил якобы на выкид.На самом деле боец забегал быстренько в кубрик и все сливалось в обрез.Позже содержимое обреза было процежено через марлю и опят таки употребленно внутрь.Как- то раз одному боечику(по национальности армянину) пришла ко дню рождения посылка,и естественно в ней кроме всяких вкусностей было две бутылки коньяка.Это безобразие было пресечено еще на начальной стадии дежурным офицером.Старпом кап 2.ранга Ермак А.Я. очень любил показательные "порки" с пламенными и не лишенными юмора речами.И вот на малом сборе была произнесена пламенная речь о вреде алкоголя и на тему "есть ли жизнь на марсе" и по окончании лекции именинник перед всем строе выливает коньяк за борт.Опять у половины строя сердечный приступ при виде такого обращения с благородным напитком.Когда народ с ропотом разошелся, мы вытащили подвешенный за бортом обрез с коньяком и поздравили виновника торжества с днюхой.Зная привычку Ермака А.Я. о показательных моральных экзикуциях мы заранее подвесили обрез за бортом,а боечику сказали куда выливать коньяк.Все просто,но эфективно.С Уважением Быковский Е.Я. Р.S. 'это лишь малая часть баек.Их можно травить до бесконечности"
[/quote]

БОЦА:
В 843 году встали на капиталку в Росляково.Успешно влились в дивизион ремонтирующихся кораблей и после карантина первые десять счастливчиков отправились в увольнительную.Разбрелись все кто куда,но по "странному" стечению обстоятельств к вечеру все были схвачены и доставлены в местную комендатуру.Кто подрался на дискотеке с гражданскими,кто с солдатами,а кто просто напился и прибывал в непотребном состоянии.Это было первое и последнее увольнение личного состава(по крайней мере при мне.Я ушел на ДМБ в ноябре 84г)Командир корабля Зырянов И.А. сказал небыли в увольнении три года ,нечего привыкать. Увольнять только на территорию завода в чипок.Народ безмолствовал,грустил, но думал.И надумал!Мы в срочном порядке полюбили футбол.Т.е.не смотреть футбол,а играть в него.Офицеры купили нам футбольный мяч и мы каждые выходные бились на причале в футбол.Потом провели официальный турнир на первенство корабля среди БЧ  служб и команд.В финале мы(Службы и команды,а если короче то БеНиЛюксы) вырвали победу у БЧ-5.Награждение победителей происходило в официальной обстановке. Награждали оставшейся с похода сгущенкой и компотом.  В общем доверие командования было засужено и мы попросили замполита кап.2 ранга Глегу Б.Л. в выходные отпускать футболистов на футбольное поле которое находилось за пределами завода.На дали добро.Так как дружеские отношения с гражданскими работягами было налажены, в выходные мы все в трекушках в футболках( под которыми было спрятано порезанное и замаринованное мясо для шашлыка)дружно прибывали на футбольное поле.А работяги на соседней сопочке уже готовили угли и охлаждали купленный шнапс.Целый день мы усиленно "играли" в футбол.А вечером "нагонявши мяч" брели на корабль.Но это еще не конец байки.Как то раз гражданские работяги переусердствовали с количествоп спиртного.И мы решили оставшиеся пять бутылок вина пронести на корабль.Желание есть,а как его реализовать?Резинки у треников бутылку не удержат.А на проходной вохрушки бдительные стояли.С карабинами.Попалась нам на глаза здороавя ржавая труба.Метра три длинной.Закидали в нее винишко и как Никулин с Карандашом и бревном дружно поперлись через проходную.Через саму проходную,с трубой не пройти,просим вохрушку "мамаша открой щелку в воротах",а она нам "сынки кудыж вы эту ржавую железяку волокете?" Мы говорим "мачту удлиняем,и чуть чуть трубы не хватило.Старпом сказал если на найдем кусок трубы,то всем нам трындец" Тетке жалко пацанов стало,она и запустила нас на завод.А там уже дело техники.Вот такие мы были раздолбаи.Но Родину любили,и сейчас любим.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии