История соединения > История Горячих Ручьев

Эпизоды из истории соединения

<< < (44/44)

zeus1956:
В 1961 году ОГ из состава 16 МРТО, командир к-н Земский В.С. находилась на борту Т/Х "Тбилиси" совершила трансатлантический переход на Кубу. Я особо не интересовался, какой груз был на борту судна. Но где-то слышал, что они везли торпедные катера. Утверждать не буду.
На снимке ниже мой отец слева с группой наших специалистов. В центре - Рауль Кастро, рядом - Командующий ВС Кубы в Центральной зоне Хуан Альмейда. На заднем плане - легендарный капитан судна Качарава Анатолий Алексеевич.
На остальных снимках - мой отец среди моряков, члены экипажа и кубинские гости.

Сергей Зибаров:

--- Цитата: zeus1956 от 21:36, 02 Марта 2023, Четверг ---В 1961 году ОГ из состава 16 МРТО, командир к-н Земский В.С. находилась на борту Т/Х "Тбилиси" совершила трансатлантический переход на Кубу. Я особо не интересовался, какой груз был на борту судна. Но где-то слышал, что они везли торпедные катера. Утверждать не буду.
На снимке ниже мой отец слева с группой наших специалистов. В центре - Рауль Кастро, рядом - Командующий ВС Кубы в Центральной зоне Хуан Альмейда. На заднем плане - легендарный капитан судна Качарава Анатолий Алексеевич.
На остальных снимках - мой отец среди моряков, члены экипажа и кубинские гости.

--- Конец цитаты ---
В 1961 г. вышло Постановление Совмина СССР о поставке кораблей на Кубу.     Перевозка боевых катеров и кораблей осуществлялась из Мурманска, было задействовано шесть сухогрузов:
Один из шести с/х «Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.)  вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января 1962 г.

17 января 1962 года отец - Земский В.С. вернулся на с/х "Тбилиси" в Мурманск - Горячие, а в начале марте 1962 г. уже на РЗК "Теодолит" легенда "Мгла" вышел в качестве командира ОГ в дальний поход к ВПС, в район о. Пуэрто-Рико, наблюдать за “Ландфибекс 2/62".
Самая горячая пора в Карибском кризисе:  1962.02.03. США ввели полное эмбарго против Кубы, а в феврале 1962 г. под давлением США Кубу исключили из Организации американских государств (ОАГ). ВВС и ВМС США вторгаются в воздушное пространство и территориальные воды республики.

Почитал про легендарного капитана с/х "Тбилиси" Качарава Анатолий Алексеевича. Действительно легендарный.

Советский полярный капитан, затем начальник морского пароходства.
Родился в семье купца Алексея Качаравы и Натальи Кавтарадзе. Окончил Сухумский индустриальный техникум, затем нанялся на суда Черноморского флота. В 1928 году получил направление в Херсонское мореходное училище, перевёлся в Дальневосточный рыбопромысловый техникум. Получил звание «старший лейтенант» и во время войны стал командиром парохода «Александр Сибиряков». 25 августа 1942 года в бою с немецким крейсером "Адмирал Шеер" пароход "А.Сибиряков" погиб, капитан попал в плен с несколькими членами экипажа. По окончании войны из-за попадания в плен Качараву и других членов экипажа направили для проверки в фильтрационный лагерь.
Осенью 1945 года А.А. Качарава «за геройское поведение в бою с линкором противника» был награжден Орденом Красного Знамени.
После Великой Отечественной войны Качарава командовал судами Главсевморпути и Мурманского морского пароходства. В частности, ходил на ледокольном пароходе «Леваневский», потом на дизель-электроходе «Байкал», в 1960 г. —- командовал пароходом «Тбилиси». Был женат на актрисе Нато Вачнадзе.
С 1967 по 1979 год Качарава возглавлял Грузинское морское пароходство.
Похоронен у стен Батумского мореходного училища на улице Ниношвили.
На фото ниже Качарава Анатолий Алексеевич стоит с Кириллом Лавровым и Константином Симоновым

zeus1956:

--- Цитата: Сергей Зибаров от 17:03, 11 Марта 2023, Суббота ---с/х «Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.)  вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января 1962 г.
17 января 1962 года отец - Земский В.С. вернулся на с/х "Тбилиси" в Мурманск

--- Конец цитаты ---


Сергей, спасибо за информацию. Честно говоря, я не искал сроки похода с/х "Тбилиси" в 1961г. на Кубу. Но у меня есть вопрос по Вашим изысканиям. Я соглашусь, что судно вышло 18.12.1961г. из Мурманска и прибыло в Гавану 17.01.1962г. Месяц на переход через Атлантику груженому пароходу - это нормально. Но Вы указываете, что этой же датой 17.01.1962г. судно вернулось в Мурманск. Это явная ошибка. Постарайтесь найти точную дату возвращения.

Сергей Зибаров:

--- Цитата: zeus1956 от 09:41, 12 Марта 2023, Воскресенье ---
--- Цитата: Сергей Зибаров от 17:03, 11 Марта 2023, Суббота ---с/х «Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.)  вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января 1962 г.
17 января 1962 года отец - Земский В.С. вернулся на с/х "Тбилиси" в Мурманск

--- Конец цитаты ---


Сергей, спасибо за информацию. Честно говоря, я не искал сроки похода с/х "Тбилиси" в 1961г. на Кубу. Но у меня есть вопрос по Вашим изысканиям. Я соглашусь, что судно вышло 18.12.1961г. из Мурманска и прибыло в Гавану 17.01.1962г. Месяц на переход через Атлантику груженому пароходу - это нормально. Но Вы указываете, что этой же датой 17.01.1962г. судно вернулось в Мурманск. Это явная ошибка. Постарайтесь найти точную дату возвращения.

--- Конец цитаты ---
17 января 1962 года, конечно, вернуться он не мог. Два дня на разгрузку катеров с с/х "Тбилиси" и месяц на то, чтобы вернуться в Мурманск. Это получается в районе 19 февраля...это, как предположение и не более. Надо в инете забить в поисковик, возможно, что-то удастся найти.

Сергей Зибаров:
Качарава Анатолий Алексеевич легендарная личность, но сухогруз "Тбилиси" на котором он стал капитаном в 1960 г. после ремонта тоже имеет послужной список достойный внимания.  Будущий “Тбилиси” заложили  14.01.1942. построено   20.06.1942  Строили его в Лос-Анджелесе.  История постройки судов типа «Либерти» Liberty   EC2-S-C1 (США) (от английского Liberty – свобода), достаточно занимательная и свое начало она берет с 1918 г. Американцы посчитали, что выгоднее будет строить суда двойного назначения (гражданский, военный) по самой низкой себестоимости и, чтобы эту стоимость можно было "отбить" одним переходом через Атлантику...по сути, разовые корабли. Также посчитали, что, выпустив огромное количество этих судов, они смогут войну не проиграть...враг не сможет потопить такое количество судов. Построили всего 2710 судов. Суда строили на 18 стапелях. Первое судно строили 245 суток. Для сравнения: наш корабль ЭОС "Запорожье строили 9 месяцев; заложили 18 января 1971 г., спустили на воду  18 ноября 1971 г. или 304 дня. Но со временем темпы строительства превзошли самые смелые ожидания; абсолютный рекорд установили при строительстве судна «Роберта Е. Пири»: его спустили на воду через 4 суток 15 часов и 30 минут после закладки! Всего под советским флагом ходило 54 судна типа «Либерти», еще 13 кораблей были получены разными путями, в том числе куплены, уже после завершения Второй мировой войны. Поставки «Либерти» по ленд-лизу начались в 1943 г.  Судно «Тбилиси» пришел в Мурманск в феврале 1944-го, в составе конвоя JW-57. В это же время он получил свое имя "Тбилиси". Изначально транспорт использовался для рейсов Кольский залив — Белое море.  30 декабря 1944 года из Кольского залива курсом на Лиинахамари вышел конвой КП-24 в составе «Тбилиси». В 17 ч. 25 м. 30 декабря 1944 года "Тбилиси" торпедировала немецкая ПЛ U-956. Торпеда попала в носовую часть и она отломилась и затонула. Корма осталась на плову. В ночь на 2 января аварийное судно привели в Териберку, а 5-го числа отбуксировали в Мурманск. В военное время восстановление «Тбилиси» сочли невозможным, да и после войны долгое время о нем не вспоминали. «Безносое» судно оставалось заброшенным вплоть до конца 1950-х годов. В 1959 г., в Архангельске на судоремонтном заводе «Красная кузница» к «обрубку» пристыковали носовую часть другого «Либерти» — американского «Horace Gray». Оно было торпедировано в 1945 году. Есть описание, как русские умельцы соединяли нос одного корабля к другому почти на колене. В 1960 г. соединили части и корабль обрел вторую жизнь. Капитаном корабля назначили Качараву А.А., который в 1961 г. ходил на Кубу...легендарный капитан Качарава Анатолий Алексеевич стал капитаном сухогруза "Тбилиси".  Бывший работник "Красно кузницы" Владимир Яковлевич Лукин вспоминает "В результате умелой работы заводчан «Тбилиси» вернулся в строй. Символично, что первым капитаном восстановленного парохода стал грузин А.А. Качарава"




Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии