Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: Эпизоды из истории соединения  (Прочитано 112108 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #105 : 07:31, 04 Февраля 2013, Понедельник »

Швартовка закончена. На переднем плане, похоже, Нач 127 Центра к1р Булыненков.
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #106 : 07:32, 04 Февраля 2013, Понедельник »

Ну и, как говориться, хлеб-соль.
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

серёга

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +81/-81
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3722
  • 85-88 весна
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #107 : 19:09, 04 Февраля 2013, Понедельник »

Ну и, как говориться, хлеб-соль.
Это круто, хрюкающий Хлебсоль
Записан
:al: ССВ-509, ССВ-502, ССВ-516, ССВ-514: БЧ-4-1

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #108 : 20:57, 04 Февраля 2013, Понедельник »

А я без очков плохо вижу  :o ::)
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

сибиряк

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +186/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6419
  • Чем больше матрос спит, тем меньше от него вреда.
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #109 : 12:52, 27 Марта 2013, Среда »

Если было,поправте.

О ЛЮДЯХ И КОРАБЛЯХ «НЕПРИМЕТНОЙ» БРИГАДЫ

Более 30 лет в Заполярье несет боевую службу специальное соединение Северного флота, о деятельности которого редко пи¬сали, еще реже называли имена служивших на этих кораблях севе¬роморцев. Лишь совсем недавно по Центральному телевидению бы¬ли показаны посвященные им за¬мечательные фильмы: «Загадка «Черного принца» и «В поисках вра¬га». В предлагаемой вниманию чи¬тателей статье мы сделали попытку дать более полную информацию о работе морского «спецназа» Се-верного флота.
В разгар «холодной» войны во¬енные флоты США и стран НАТО всеми силами пытались завоевать господство в Мировом океане. Вблизи морских границ Советского Союза было создано множество континентальных и островных во¬енно-морских и военно-воздушных баз США и их союзников, благода¬ря которым авианосные силы и бе¬реговая авиация потенциального противника могли легко достигать объектов на территории СССР. Бо¬лее того, в результате активных ме¬роприятий по оперативному обору¬дованию океанов и морей натовцы создали разветвленную систему базирования и тылового обеспече¬ния своих ВМС, имеющую широкие возможности не только для судоре¬монта и пополнения всех видов ма¬териально-технического обеспече¬ния флотов, но и для кораблестро¬ения.
Чем мог ответить ВМФ СССР на это наступление? Укреплением своих сил, освоением Мирового океана, что и делалось, и притом весьма успешно. Но существовало одно «но»: советские военные мо¬ряки не получали о «противнике» своевременной и достаточной ин¬формации, в то время как у США и их союзников еще со времени окончания Второй мировой войны имелась разнесенная практически на все континенты земного шара система наблюдения. Чтобы устра¬нить этот существенный пробел, было принято решение на базе от¬дельного дивизиона судов СФ соз¬дать так называемое соединение специальных кораблей. В ее состав вошли бывшие рыболовные трау¬леры проекта «Океан» водоизме¬щением 750 т, радиоотряд, берего¬вая база, учебный центр. Первым командиром соединения стал ка¬питан 1 ранга М.Тхагапсов - ныне контр-адмирал в запасе. Отметим, что новому флотскому соединению очень повезло со своим команди¬ром: опытный североморец, он не жалел сил и энергии, чтобы, как го¬вориться, поставить на ноги эту часть, занимаясь обучением ко¬мандиров кораблей и специалис¬тов новому для них делу. Результат вскоре сказался: уже в 1972 г. но¬вое соединение - между собой моряки называли его «непримет¬ным» - было награждено Юбилей¬ным почетным знаком, а еще через пять лет — переходящим Красным знаменем Военного совета ВМФ. Отметим, что по наплаванности корабли соединения занима¬ли одно из первых мест на Север¬ном флоте, решая все задачи бое¬вой службы с высокими показате¬лями. Даже трудности психологи¬ческого и житейского характера, связанные с продолжительностью походов, не мешали североморцам считать службу на соединении по¬четной и уважаемой.
А лучшей оценкой боевой рабо¬ты соединения и сегодня могла бы стать статья, опубликованная еще в сентябре 1975 г. в журнале «Аll Hands», в которой рассказывалось, что   советские   корабли   класса «Океан» постоянно сопровождают и контролируют корабли западных флотов, нередко находясь в самом центре их оперативных формиро¬ваний. При этом смелость, настой¬чивость и работоспособность рус¬ских экипажей стали легендарны¬ми среди моряков США и других стран НАТО. Был даже такой слу¬чай, что в конце океанского учения его руководитель с борта английс¬кого авианосца запросил семафо¬ром идущий сзади советский ко¬рабль: не нуждается ли тот в зап¬равке? И был просто ошеломлен, когда получил ответ: «Нет, если вы будете придерживаться своего первоначального плана». А это оз¬начало, во-первых, что план действий английских кораблей, ут¬вержденный перед выходом из ба¬зы, был известен советской сторо¬не, а во-вторых, что мобилизован¬ные «Океаны», несмотря на свои незначительные размеры, имели почти неограниченные возможнос¬ти плавания в любых морях. В каче¬стве примера приведем случай с судном «Лотлинь» (ГС-319, коман¬дир капитан 3 ранга М.Головко). Оно в те годы совершило свой са¬мый длительный поход. Выполнить поставленные задачи в районах Восточного побережья Северной Америки намечалось в полугодич¬ном плавании, не заходя ни в один порт. Однако в условиях повышен¬ной влажности тропического кли¬мата состояние корабельных тех¬нических средств постоянно ухуд¬шалось. И наступил момент: в море вышел из строя главный двигатель, и корабль потерял ход. Тогда под руководством помощника коман¬дира корабля капитан-лейтенанта П.Матвеева и командира электро¬механической части капитана тех¬нической службы Н.Дозморова се¬вероморцы подняли над кораблем импровизированные паруса, с по¬мощью которых благополучно доб¬рались до рыболовецкой базы «Даурия».
Здесь удалось устранить непо¬ладки, пополнить запасы топлива и продовольствия. Далее поход продолжался по плану. К слову, «Лот¬линь» стал подлинным рекордсме¬ном среди подобных судов ВМФ: за 32 года он совершил 27 дальних походов с общей продолжитель¬ностью нахождения в море 2316 су¬ток, за которые было пройдено 236771 морских миль, при этом один поход продолжался более 200 суток без захода в порты.
Прошли годы. На Северный флот пришли новые корабли водо¬измещением в 1500— 4700 т, кото¬рые способны не только добывать и обрабатывать собранную инфор¬мацию, но еще и своевременно пе¬редавать ее командованию. Осна¬щенные специальным оборудова¬нием, эти корабли постоянно несли боевую службу в Северной и Вос¬точной Атлантике, у побережья США и Великобритании, а также принимали активное участие в ре¬шении специальных задач во время учений ВМС стран НАТО. Во многих случаях они же являлись основным источником получения достовер¬ной информации по наиболее важ¬ным вопросам. Привлекались но¬вые корабли и ко многим меропри¬ятиям по плану командования ВМФ.
Так, в начале 1970-х годов «Харитон Лаптев» (командир капитан 3 ранга А.Афонин) в условиях сложнейшей гидрометеообстановки в Датском проливе выполнил специальное задание.
Вот как рассказывают об этом эпизоде в своей книге «Красный прилив» американские писатели Г.Уэйр и У.Бойн.
Осенью 1972 г. советское судно наблюдения «Харитон Лаптев» ло¬мало лед в Датском проливе, осво¬бождая застрявшую подлодку К-38. Удалось очистить просторную по¬лынью и передать на лодку все не¬обходимое. Но полынья начала снова затягиваться льдом, опус¬тился густой туман. К-38 стала пог¬ружаться. Ее командир неверно оценил расстояние до траулера, и подлодка протаранила рубкой кор¬пус «Харитона Лаптева». Экипаж судна быстро закрыл пробоину брезентовым пластырем, откачал из трюма воду. Как только траулер вышел на чистую воду, капитан суд¬на приказал убрать пластырь и за¬делать пробоину быстрозастывающим раствором, приготовленным на месте. За три минуты был вы¬полнен ремонт, который позволил «Харитону Лаптеву» остаться в мо¬ре еще три месяца.
Позже «Харитон Лаптев» выпол¬нил переход к Восточному побе¬режью США с целью наблюдения за испытаниями новой американской баллистической ракеты «Посей¬дон», пуск которой был произведен с подводного ракетоносца «Джеймс Мэдисон». Североморс¬кий экипаж блестяще решил пос¬тавленные задачи. За умелое руко¬водство личным составом, грамот¬ные и решительные действия при выполнении задания командования командир корабля А.Афонин дос¬рочно получил очередное звание и был награжден орденом Красного Знамени. Заместитель командира по политической части капитан 3 ранга С.Мариин за этот поход награжден орденом Красный Звез¬ды, а командир БЧ-5 капитан 3 ран¬га Б.Романкевич медалью «За бое¬вые заслуги».
Значительных успехов достигла бригада под командованием капи¬тана 1 ранга Б.Иванова. На кораб¬лях соединения он прошел службу от начальника радиотехнической службы до командира океанского гидрографа, много лет возглавлял штаб соединения. Его знание лю¬дей и технических возможностей своего соединения позволяли блестяще выполнять самые слож¬ные задания.
Осенью 1973 г. корабли «Иль¬мень» (командир капитан 3 ранга С.Бодриков) и «Кренометр» (ко¬мандир капитан 3 ранга Э.Коре¬нев) приняли участие в решении специальных задач у пункта бази¬рования подводных американских ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту Холи-Лох, рас¬положенном на побережье Шот-ландии.  В 1976 г. корабль «Ильмень», выполняя межфлотский пе¬реход, стал первым из кораблей та¬кого типа, который прошел через Суэцкий канал.
17 января 1982 г. в программе вечерних известий телевизионной компании ABC прозвучало: «Под¬водный ракетоносец «Огайо» с бал¬листическими ракетами на борту произвел сегодня первый запуск ракеты в 50 милях от мыса Канаве¬рал. Но этот пуск пришлось отло¬жить на 40 минут из-за непрошен¬ного визитера, который следил за «Огайо». Этим «визитером» был со¬ветский корабль «Селигер» под ко¬мандованием капитана 3 ранга В.Плутова. Настойчивость северо¬морцев была не случайна — амери-канцы хотели испытать свою новую баллистическую ракету морского базирования «Трайдент» из под¬водного положения. Чтобы все «ви¬деть» и «слышать», «Селигер» за-нял позицию южнее мыса Канаве¬рал. Весь экипаж находился в вы¬сочайшем напряжении. Наблюде¬ние за выходом «Огайо» на испыта¬ния осложнялось навигационной обстановкой: незнакомый район, в котором интенсивное судоходство, большое количество рыболовецких судов и прогулочных катеров. И все же вопросы безопасности плава¬ния и точного определения места советского корабля личный состав штурманской боевой части под ко¬мандованием старшего лейтенанта Е. Натарова решил на самом высо¬ком уровне. Столь же профессио¬нально использовали технические средства корабля, благодаря мас¬терству капитана 3 ранга А.Кали¬нина, капитан-лейтенанта В.Серышева, старшего лейтенанта С.Крятова, лейтенантов А.Глушко и А.Иноземцева удалось добыть ценную информацию по новейше¬му подводному стратегическому ракетоносцу ВМС США. Не отстали в профессионализме и электроме¬ханики капитан-лейтенанта А.Наймушина.
Задачи по добыванию информа¬ции в ходе англо-аргентинского конфликта в марте — июле 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов решал корабль «Запо-рожье» (командир капитан 1 ранга И.Зырянов).
Из рассказа командира БЧ-5 «Запорожья» капитана 2 ранга Р.Горяева:
- Идя в зону конфликта, мы постоянно находились в условиях жестоких штормов. Сильнейшая качка, длительная напряженность и монотонность несения вахты за¬метно сказывались на состоянии экипажа, накапливалась усталость. Но благодаря настоящему профес¬сионализму наших военных моря¬ков экипаж успешно выполнил пос-тавленные задачи.
О командире «Запорожья» И.Зырянове хотелось бы расска¬зать отдельно. Родился и вырос вдали от морей и океанов - в пес¬чаной и солнечной Туркмении. Пос¬ле окончания военно-морского училища прошел путь от минера-торпедиста до командира корабля. Всегда был требователен и забот¬лив, строг и справедлив к подчи¬ненным, умело, а главное искренне культивировал у них любовь к морской службе, сам был образ¬цом высокой морской культуры и настоящего русского офицера. Ко¬рабль «Запорожье» под его коман¬дованием завоевал приз главноко¬мандующего ВМФ и был признан лучшим кораблем ВМФ по специ¬альной деятельности.
Пройдя школу И. Зырянова, ста¬ли настоящими флотскими офице¬рами капитаны 1 ранга В.Захаров и Б.Нетребенко, капитаны 2 ранга А.Дымников и А.Мотин, капитаны 3 ранга В.Верескун и А.Шмелев. И даже после увольнения в запас в 1986 г. Зырянов не терял связь с морем: до последнего дня он тру¬дился в Мурманске капитаном-нас-тавником по военно-морской под¬готовке.
Приходилось кораблям соеди¬нения выполнять и другие задачи, выходящие за рамки их основного предназначения. В ноябре 1983 г. корабль «Находка» (командир капи¬тан 3 ранга Л.Шутов) оказал помощь спасательному судну «Алдан» в буксировке атомной подводной лодки К-324 на Кубу. Умело манев¬рируя, командир «Находки» сумел защитить советскую подлодку от слишком назойливого внимания американцев. Каждый раз, при оче¬редной попытке американских эс¬минцев приблизиться к потерявше¬му ход североморскому атомоходу, он занимал место между лодкой и приближавшимися кораблями.
Весной 1985 г. корабль «Лира» (командир капитан 1 ранга А.Форосенко) успешно обеспечил ход операции «Апорт», которую вела дивизия подводных атомоходов Северного флота под командова¬нием капитана 1 ранга А.Шевчен¬ко. Решить непростую океанскую задачу им помогли атомная под¬водная лодка К-147 (из состава ди¬визии ПЛ СФ, командир капитан 1 ранга В.Никитин) и самолеты морской авиации Ту-142М, взле-тевшие с кубинского аэродрома Сан-Антонио. Североморцы столь искусно организовали двойную «карусель» в океанских районах от Карибского моря и до Нью-Фаундлендской банки, что в результате были вскрыты сразу два района патрулирования американских ра¬кетоносцев типа «Джеймс Мэди¬сон», да еще два района действий многоцелевых атомных подводных лодок США.
Весной 1987 г. корабль «Закар¬патье» (командир капитан 2 ранга К.Хананов) принял участие в про¬ведении противолодочных поиско¬вых операций североморских под-водников у восточного побережья США, а также в Северо-Восточной Атлантике и Норвежском море.
За высокие показатели в океа¬нских походах соединение неод¬нократно награждалась переходя¬щим Знаменем военного совета Северного флота, а экипажи кораб¬лей 15 раз завоевывали приз ГК ВМФ по специальной деятельнос¬ти. Всего же корабли «непримет¬ной» бригады совершили более 300 боевых служб. Неудивительно, что одна из хорошо информированных английских газет писала о ее моряках: «На русских судах слу¬жат мужественные и отважные лю¬ди, профессионалы в морском и военном деле, достойные уваже¬ния».
Но не только в океанских похо¬дах достойно проявляли себя севе¬роморцы. С самого начала форми¬рования соединения шло активное обустройство и его пункта базиро¬вания. На территории военного го¬родка были возведены: комплекс¬ное здание казармы и столовой для личного состава, учебно-боевой центр для подготовки радиоспеци¬алистов, спортивный зал. Много сил в становление бригады вложил первый начальник штаба бригады капитан 1 ранга В.Шкворников. Глубокие знания, огромный личный опыт, неиссякаемая энергия позво¬лили ему организовать боевую подготовку кораблей и личного состава на самом высоком уровне. Занятия с командирами кораблей, командирами БЧ-5, а также офице¬рским составом соединения про¬водили флагманские специалисты: капитаны 2 ранга Р.Гречуха и Б.Завидов, Н.Зинченко и В.Мосалев, Б.Романкевич и А.Шевелев, капи¬таны 3 ранга Н.Кожухов, А.Кузне¬цов и И.Сушилин. Многое сделали для подготовки специалистов ра¬диотехнической службы замести¬тели командира бригады по воору¬жению: капитаны 2 ранга Р.Гедике и А.Кириллов, подполковник Н.Шапошников.
По старой и доброй флотской традиции для сохранения памяти о подвигах дедов и отцов под руко¬водством капитана 1 ранга Шкворникова и по его личному эскизу на территории соединения был уста¬новлен обелиск героям-разведчи¬кам разведывательного отряда Се¬верного флота, которым командо¬вал будущий дважды Герой Советс¬кого Союза старший лейтенант В.Леонов.
После капитана 1 ранга Б.Ива¬нова уникальным соединением ко¬мандовали капитаны 1 ранга А.По¬ловецкий (1982-1986), А.Дудник (1986-1991), Л.Шутов (1991-1992), Ю.Тихов (1992-1995), Ю.Крысов (1995-1998). На соеди¬нении выросла целая плеяда высокопрофессиональных, преданных своему делу командиров кораблей и специалистов: Е.Культин, Д.Виноселов, Г.Сидоров, Ю.Королев, Г.Гончаров, В.Бурцев, А.Синенков, A.Гавриш, С.Сойников, М.Алекса¬ндров, Ю.Воробьев, Ф.Логунович, B.Соболев, А.Карвель, Н.Евдоченко, Н.Зинченко, В.Тимофеев, A.Калинин, В.Захаров, Р.Гречуха, B.Михалин, А.Мотин, В.Дроздов, С.Григорьев, А.Усс.

Источники:
Г.Уэйр, У.Бойн. «Красный прилив». М., «ЭКСМО», 2004. С. 241-242.
В.Шигин. «Тайна исчезнув¬шей субмарины. Бискайский на¬бат». М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. С. 286.
Г.Уэйр, У.Бойн. Указ. соч. С. 241.
Газета «На страже Заполярья» от 18 февраля 1996 г.
Штаб Северного флота. Историко-документальный очерк. 1916-1998. СПб., 1999. С. 264.
В.Чертанов. Американские разведывательные корабли - уро¬ки истории. «Зарубежное военное обозрение», № 4, 2004. С. 64- 65.
В.Чернавин. Атомный под¬водный. М., «Андреевский флаг». С. 417.
И.Капитанец. На службе оке¬анскому флоту. 1946-1992. Запис¬ки командующего двумя флотами. М., «Андреевский флаг». 2000. С. 592
Ю.Квятковский. Его имя на борту корабля (Вице-адмирал Ива¬нов К). В.). М., ООО «Научно-иссле¬довательский центр «Отечествен¬ная военная история», 2005. С. 24 и 48.

Капитан 1 ранга В.ПЛУТОВ;
капитан 2 ранга С.КОВАЛЕВ.
Записан

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #110 : 22:17, 28 Марта 2013, Четверг »

Друзья, для определения названия корабля прошу откликнуться ветеранов и опознать офицера по этим фото. Есть предположение, что это Троян Борис Николаевич.
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #111 : 22:20, 28 Марта 2013, Четверг »

Здесь - тот же офицер на праздничном Новогоднем плакате. 1961 год уходит, приходит 1962 год. Внизу - стилизованное изображение "логгера".
« Последнее редактирование: 22:21, 28 Марта 2013, Четверг от zeus1956 »
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #112 : 14:20, 29 Апреля 2013, Понедельник »

06 ноября 1971 года были произведены пуски ракеты "Посейдон-С3" с борта одной из ПЛАРБ (не стал вникать и искать, с какой). Кто из наших 861-х был тогда в районе ВПС?

Смотрите кино-репортаж тех событий:

http://www.aparchive.com/metadata/USA-POSEIDON-TEST/09eca6c32222bf314845786d935763f3?query=soviet+trawler&current=27&orderBy=Relevance&hits=66&referrer=search&search=%2fsearch%2ffilter%3fquery%3dsoviet%2520trawler%26from%3d21%26orderBy%3dRelevance%26ptype%3dIncludedProducts%26_%3d1367230501070&allFilters=&productType=IncludedProducts&page=21
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

GERPA

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1249
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #113 : 02:58, 22 Мая 2013, Среда »

Если было,поправте.

О ЛЮДЯХ И КОРАБЛЯХ «НЕПРИМЕТНОЙ» БРИГАДЫ

Более 30 лет в Заполярье несет боевую службу специальное соединение Северного флота, о деятельности которого редко пи¬сали, еще реже называли имена служивших на этих кораблях севе¬роморцев. Лишь совсем недавно по Центральному телевидению бы¬ли показаны посвященные им за¬мечательные фильмы: «Загадка «Черного принца» и «В поисках вра¬га». В предлагаемой вниманию чи¬тателей статье мы сделали попытку дать более полную информацию о работе морского «спецназа» Се-верного флота.
В разгар «холодной» войны во¬енные флоты США и стран НАТО всеми силами пытались завоевать господство в Мировом океане. Вблизи морских границ Советского Союза было создано множество континентальных и островных во¬енно-морских и военно-воздушных баз США и их союзников, благода¬ря которым авианосные силы и бе¬реговая авиация потенциального противника могли легко достигать объектов на территории СССР. Бо¬лее того, в результате активных ме¬роприятий по оперативному обору¬дованию океанов и морей натовцы создали разветвленную систему базирования и тылового обеспече¬ния своих ВМС, имеющую широкие возможности не только для судоре¬монта и пополнения всех видов ма¬териально-технического обеспече¬ния флотов, но и для кораблестро¬ения.
Чем мог ответить ВМФ СССР на это наступление? Укреплением своих сил, освоением Мирового океана, что и делалось, и притом весьма успешно. Но существовало одно «но»: советские военные мо¬ряки не получали о «противнике» своевременной и достаточной ин¬формации, в то время как у США и их союзников еще со времени окончания Второй мировой войны имелась разнесенная практически на все континенты земного шара система наблюдения. Чтобы устра¬нить этот существенный пробел, было принято решение на базе от¬дельного дивизиона судов СФ соз¬дать так называемое соединение специальных кораблей. В ее состав вошли бывшие рыболовные трау¬леры проекта «Океан» водоизме¬щением 750 т, радиоотряд, берего¬вая база, учебный центр. Первым командиром соединения стал ка¬питан 1 ранга М.Тхагапсов - ныне контр-адмирал в запасе. Отметим, что новому флотскому соединению очень повезло со своим команди¬ром: опытный североморец, он не жалел сил и энергии, чтобы, как го¬вориться, поставить на ноги эту часть, занимаясь обучением ко¬мандиров кораблей и специалис¬тов новому для них делу. Результат вскоре сказался: уже в 1972 г. но¬вое соединение - между собой моряки называли его «непримет¬ным» - было награждено Юбилей¬ным почетным знаком, а еще через пять лет — переходящим Красным знаменем Военного совета ВМФ. Отметим, что по наплаванности корабли соединения занима¬ли одно из первых мест на Север¬ном флоте, решая все задачи бое¬вой службы с высокими показате¬лями. Даже трудности психологи¬ческого и житейского характера, связанные с продолжительностью походов, не мешали североморцам считать службу на соединении по¬четной и уважаемой.
А лучшей оценкой боевой рабо¬ты соединения и сегодня могла бы стать статья, опубликованная еще в сентябре 1975 г. в журнале «Аll Hands», в которой рассказывалось, что   советские   корабли   класса «Океан» постоянно сопровождают и контролируют корабли западных флотов, нередко находясь в самом центре их оперативных формиро¬ваний. При этом смелость, настой¬чивость и работоспособность рус¬ских экипажей стали легендарны¬ми среди моряков США и других стран НАТО. Был даже такой слу¬чай, что в конце океанского учения его руководитель с борта английс¬кого авианосца запросил семафо¬ром идущий сзади советский ко¬рабль: не нуждается ли тот в зап¬равке? И был просто ошеломлен, когда получил ответ: «Нет, если вы будете придерживаться своего первоначального плана». А это оз¬начало, во-первых, что план действий английских кораблей, ут¬вержденный перед выходом из ба¬зы, был известен советской сторо¬не, а во-вторых, что мобилизован¬ные «Океаны», несмотря на свои незначительные размеры, имели почти неограниченные возможнос¬ти плавания в любых морях. В каче¬стве примера приведем случай с судном «Лотлинь» (ГС-319, коман¬дир капитан 3 ранга М.Головко). Оно в те годы совершило свой са¬мый длительный поход. Выполнить поставленные задачи в районах Восточного побережья Северной Америки намечалось в полугодич¬ном плавании, не заходя ни в один порт. Однако в условиях повышен¬ной влажности тропического кли¬мата состояние корабельных тех¬нических средств постоянно ухуд¬шалось. И наступил момент: в море вышел из строя главный двигатель, и корабль потерял ход. Тогда под руководством помощника коман¬дира корабля капитан-лейтенанта П.Матвеева и командира электро¬механической части капитана тех¬нической службы Н.Дозморова се¬вероморцы подняли над кораблем импровизированные паруса, с по¬мощью которых благополучно доб¬рались до рыболовецкой базы «Даурия».
Здесь удалось устранить непо¬ладки, пополнить запасы топлива и продовольствия. Далее поход продолжался по плану. К слову, «Лот¬линь» стал подлинным рекордсме¬ном среди подобных судов ВМФ: за 32 года он совершил 27 дальних походов с общей продолжитель¬ностью нахождения в море 2316 су¬ток, за которые было пройдено 236771 морских миль, при этом один поход продолжался более 200 суток без захода в порты.
Прошли годы. На Северный флот пришли новые корабли водо¬измещением в 1500— 4700 т, кото¬рые способны не только добывать и обрабатывать собранную инфор¬мацию, но еще и своевременно пе¬редавать ее командованию. Осна¬щенные специальным оборудова¬нием, эти корабли постоянно несли боевую службу в Северной и Вос¬точной Атлантике, у побережья США и Великобритании, а также принимали активное участие в ре¬шении специальных задач во время учений ВМС стран НАТО. Во многих случаях они же являлись основным источником получения достовер¬ной информации по наиболее важ¬ным вопросам. Привлекались но¬вые корабли и ко многим меропри¬ятиям по плану командования ВМФ.
Так, в начале 1970-х годов «Харитон Лаптев» (командир капитан 3 ранга А.Афонин) в условиях сложнейшей гидрометеообстановки в Датском проливе выполнил специальное задание.
Вот как рассказывают об этом эпизоде в своей книге «Красный прилив» американские писатели Г.Уэйр и У.Бойн.
Осенью 1972 г. советское судно наблюдения «Харитон Лаптев» ло¬мало лед в Датском проливе, осво¬бождая застрявшую подлодку К-38. Удалось очистить просторную по¬лынью и передать на лодку все не¬обходимое. Но полынья начала снова затягиваться льдом, опус¬тился густой туман. К-38 стала пог¬ружаться. Ее командир неверно оценил расстояние до траулера, и подлодка протаранила рубкой кор¬пус «Харитона Лаптева». Экипаж судна быстро закрыл пробоину брезентовым пластырем, откачал из трюма воду. Как только траулер вышел на чистую воду, капитан суд¬на приказал убрать пластырь и за¬делать пробоину быстрозастывающим раствором, приготовленным на месте. За три минуты был вы¬полнен ремонт, который позволил «Харитону Лаптеву» остаться в мо¬ре еще три месяца.
Позже «Харитон Лаптев» выпол¬нил переход к Восточному побе¬режью США с целью наблюдения за испытаниями новой американской баллистической ракеты «Посей¬дон», пуск которой был произведен с подводного ракетоносца «Джеймс Мэдисон». Североморс¬кий экипаж блестяще решил пос¬тавленные задачи. За умелое руко¬водство личным составом, грамот¬ные и решительные действия при выполнении задания командования командир корабля А.Афонин дос¬рочно получил очередное звание и был награжден орденом Красного Знамени. Заместитель командира по политической части капитан 3 ранга С.Мариин за этот поход награжден орденом Красный Звез¬ды, а командир БЧ-5 капитан 3 ран¬га Б.Романкевич медалью «За бое¬вые заслуги».
Значительных успехов достигла бригада под командованием капи¬тана 1 ранга Б.Иванова. На кораб¬лях соединения он прошел службу от начальника радиотехнической службы до командира океанского гидрографа, много лет возглавлял штаб соединения. Его знание лю¬дей и технических возможностей своего соединения позволяли блестяще выполнять самые слож¬ные задания.
Осенью 1973 г. корабли «Иль¬мень» (командир капитан 3 ранга С.Бодриков) и «Кренометр» (ко¬мандир капитан 3 ранга Э.Коре¬нев) приняли участие в решении специальных задач у пункта бази¬рования подводных американских ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту Холи-Лох, рас¬положенном на побережье Шот-ландии.  В 1976 г. корабль «Ильмень», выполняя межфлотский пе¬реход, стал первым из кораблей та¬кого типа, который прошел через Суэцкий канал.
17 января 1982 г. в программе вечерних известий телевизионной компании ABC прозвучало: «Под¬водный ракетоносец «Огайо» с бал¬листическими ракетами на борту произвел сегодня первый запуск ракеты в 50 милях от мыса Канаве¬рал. Но этот пуск пришлось отло¬жить на 40 минут из-за непрошен¬ного визитера, который следил за «Огайо». Этим «визитером» был со¬ветский корабль «Селигер» под ко¬мандованием капитана 3 ранга В.Плутова. Настойчивость северо¬морцев была не случайна — амери-канцы хотели испытать свою новую баллистическую ракету морского базирования «Трайдент» из под¬водного положения. Чтобы все «ви¬деть» и «слышать», «Селигер» за-нял позицию южнее мыса Канаве¬рал. Весь экипаж находился в вы¬сочайшем напряжении. Наблюде¬ние за выходом «Огайо» на испыта¬ния осложнялось навигационной обстановкой: незнакомый район, в котором интенсивное судоходство, большое количество рыболовецких судов и прогулочных катеров. И все же вопросы безопасности плава¬ния и точного определения места советского корабля личный состав штурманской боевой части под ко¬мандованием старшего лейтенанта Е. Натарова решил на самом высо¬ком уровне. Столь же профессио¬нально использовали технические средства корабля, благодаря мас¬терству капитана 3 ранга А.Кали¬нина, капитан-лейтенанта В.Серышева, старшего лейтенанта С.Крятова, лейтенантов А.Глушко и А.Иноземцева удалось добыть ценную информацию по новейше¬му подводному стратегическому ракетоносцу ВМС США. Не отстали в профессионализме и электроме¬ханики капитан-лейтенанта А.Наймушина.
Задачи по добыванию информа¬ции в ходе англо-аргентинского конфликта в марте — июле 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов решал корабль «Запо-рожье» (командир капитан 1 ранга И.Зырянов).
Из рассказа командира БЧ-5 «Запорожья» капитана 2 ранга Р.Горяева:
- Идя в зону конфликта, мы постоянно находились в условиях жестоких штормов. Сильнейшая качка, длительная напряженность и монотонность несения вахты за¬метно сказывались на состоянии экипажа, накапливалась усталость. Но благодаря настоящему профес¬сионализму наших военных моря¬ков экипаж успешно выполнил пос-тавленные задачи.
О командире «Запорожья» И.Зырянове хотелось бы расска¬зать отдельно. Родился и вырос вдали от морей и океанов - в пес¬чаной и солнечной Туркмении. Пос¬ле окончания военно-морского училища прошел путь от минера-торпедиста до командира корабля. Всегда был требователен и забот¬лив, строг и справедлив к подчи¬ненным, умело, а главное искренне культивировал у них любовь к морской службе, сам был образ¬цом высокой морской культуры и настоящего русского офицера. Ко¬рабль «Запорожье» под его коман¬дованием завоевал приз главноко¬мандующего ВМФ и был признан лучшим кораблем ВМФ по специ¬альной деятельности.
Пройдя школу И. Зырянова, ста¬ли настоящими флотскими офице¬рами капитаны 1 ранга В.Захаров и Б.Нетребенко, капитаны 2 ранга А.Дымников и А.Мотин, капитаны 3 ранга В.Верескун и А.Шмелев. И даже после увольнения в запас в 1986 г. Зырянов не терял связь с морем: до последнего дня он тру¬дился в Мурманске капитаном-нас-тавником по военно-морской под¬готовке.
Приходилось кораблям соеди¬нения выполнять и другие задачи, выходящие за рамки их основного предназначения. В ноябре 1983 г. корабль «Находка» (командир капи¬тан 3 ранга Л.Шутов) оказал помощь спасательному судну «Алдан» в буксировке атомной подводной лодки К-324 на Кубу. Умело манев¬рируя, командир «Находки» сумел защитить советскую подлодку от слишком назойливого внимания американцев. Каждый раз, при оче¬редной попытке американских эс¬минцев приблизиться к потерявше¬му ход североморскому атомоходу, он занимал место между лодкой и приближавшимися кораблями.
Весной 1985 г. корабль «Лира» (командир капитан 1 ранга А.Форосенко) успешно обеспечил ход операции «Апорт», которую вела дивизия подводных атомоходов Северного флота под командова¬нием капитана 1 ранга А.Шевчен¬ко. Решить непростую океанскую задачу им помогли атомная под¬водная лодка К-147 (из состава ди¬визии ПЛ СФ, командир капитан 1 ранга В.Никитин) и самолеты морской авиации Ту-142М, взле-тевшие с кубинского аэродрома Сан-Антонио. Североморцы столь искусно организовали двойную «карусель» в океанских районах от Карибского моря и до Нью-Фаундлендской банки, что в результате были вскрыты сразу два района патрулирования американских ра¬кетоносцев типа «Джеймс Мэди¬сон», да еще два района действий многоцелевых атомных подводных лодок США.
Весной 1987 г. корабль «Закар¬патье» (командир капитан 2 ранга К.Хананов) принял участие в про¬ведении противолодочных поиско¬вых операций североморских под-водников у восточного побережья США, а также в Северо-Восточной Атлантике и Норвежском море.
За высокие показатели в океа¬нских походах соединение неод¬нократно награждалась переходя¬щим Знаменем военного совета Северного флота, а экипажи кораб¬лей 15 раз завоевывали приз ГК ВМФ по специальной деятельнос¬ти. Всего же корабли «непримет¬ной» бригады совершили более 300 боевых служб. Неудивительно, что одна из хорошо информированных английских газет писала о ее моряках: «На русских судах слу¬жат мужественные и отважные лю¬ди, профессионалы в морском и военном деле, достойные уваже¬ния».
Но не только в океанских похо¬дах достойно проявляли себя севе¬роморцы. С самого начала форми¬рования соединения шло активное обустройство и его пункта базиро¬вания. На территории военного го¬родка были возведены: комплекс¬ное здание казармы и столовой для личного состава, учебно-боевой центр для подготовки радиоспеци¬алистов, спортивный зал. Много сил в становление бригады вложил первый начальник штаба бригады капитан 1 ранга В.Шкворников. Глубокие знания, огромный личный опыт, неиссякаемая энергия позво¬лили ему организовать боевую подготовку кораблей и личного состава на самом высоком уровне. Занятия с командирами кораблей, командирами БЧ-5, а также офице¬рским составом соединения про¬водили флагманские специалисты: капитаны 2 ранга Р.Гречуха и Б.Завидов, Н.Зинченко и В.Мосалев, Б.Романкевич и А.Шевелев, капи¬таны 3 ранга Н.Кожухов, А.Кузне¬цов и И.Сушилин. Многое сделали для подготовки специалистов ра¬диотехнической службы замести¬тели командира бригады по воору¬жению: капитаны 2 ранга Р.Гедике и А.Кириллов, подполковник Н.Шапошников.
По старой и доброй флотской традиции для сохранения памяти о подвигах дедов и отцов под руко¬водством капитана 1 ранга Шкворникова и по его личному эскизу на территории соединения был уста¬новлен обелиск героям-разведчи¬кам разведывательного отряда Се¬верного флота, которым командо¬вал будущий дважды Герой Советс¬кого Союза старший лейтенант В.Леонов.
После капитана 1 ранга Б.Ива¬нова уникальным соединением ко¬мандовали капитаны 1 ранга А.По¬ловецкий (1982-1986), А.Дудник (1986-1991), Л.Шутов (1991-1992), Ю.Тихов (1992-1995), Ю.Крысов (1995-1998). На соеди¬нении выросла целая плеяда высокопрофессиональных, преданных своему делу командиров кораблей и специалистов: Е.Культин, Д.Виноселов, Г.Сидоров, Ю.Королев, Г.Гончаров, В.Бурцев, А.Синенков, A.Гавриш, С.Сойников, М.Алекса¬ндров, Ю.Воробьев, Ф.Логунович, B.Соболев, А.Карвель, Н.Евдоченко, Н.Зинченко, В.Тимофеев, A.Калинин, В.Захаров, Р.Гречуха, B.Михалин, А.Мотин, В.Дроздов, С.Григорьев, А.Усс.

Источники:
Г.Уэйр, У.Бойн. «Красный прилив». М., «ЭКСМО», 2004. С. 241-242.
В.Шигин. «Тайна исчезнув¬шей субмарины. Бискайский на¬бат». М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. С. 286.
Г.Уэйр, У.Бойн. Указ. соч. С. 241.
Газета «На страже Заполярья» от 18 февраля 1996 г.
Штаб Северного флота. Историко-документальный очерк. 1916-1998. СПб., 1999. С. 264.
В.Чертанов. Американские разведывательные корабли - уро¬ки истории. «Зарубежное военное обозрение», № 4, 2004. С. 64- 65.
В.Чернавин. Атомный под¬водный. М., «Андреевский флаг». С. 417.
И.Капитанец. На службе оке¬анскому флоту. 1946-1992. Запис¬ки командующего двумя флотами. М., «Андреевский флаг». 2000. С. 592
Ю.Квятковский. Его имя на борту корабля (Вице-адмирал Ива¬нов К). В.). М., ООО «Научно-иссле¬довательский центр «Отечествен¬ная военная история», 2005. С. 24 и 48.

Капитан 1 ранга В.ПЛУТОВ;
капитан 2 ранга С.КОВАЛЕВ.

А что тут править?Дополнить,своевременно, вполне возможно,было! В.В.ПЛУТОВЫМ выпущено второе издание книги о ГР.
Записан

GERPA

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1249
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #114 : 03:36, 23 Мая 2013, Четверг »

В целях пополнения в странички Истории о Горячих ручьях,задаю вопрос "Сколько и когда судов(любого класса) вышли из Горячих в Кислую напрямую?"
Записан

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #115 : 07:17, 23 Мая 2013, Четверг »

Пит, это что, учение по рассредоточению? Я такого не помню.
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

GERPA

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1249
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #116 : 00:33, 30 Мая 2013, Четверг »

Пит, это что, учение по рассредоточению? Я такого не помню.
Тогда спроси меня и Славу Кабанова!Точнее Славу ,а потом меня.
Записан

GERPA

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1249
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #117 : 00:42, 30 Мая 2013, Четверг »

Без подробностей - отвечаю! Два буксира(не наши,гражданские),в разное время попытались,от наших 3-го и 4-го причалах,напрямую пройти в Кислую!
« Последнее редактирование: 01:01, 30 Мая 2013, Четверг от GERPA »
Записан

zeus1956

  • zeus
  • Администратор
  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +29/-3
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 3550
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #118 : 07:09, 30 Мая 2013, Четверг »

Швартовка закончена. На переднем плане, похоже, Нач 127 Центра к1р Булыненков.

Кстати на этом снимке держится рукой за трап - к2р Кириллов Александр Африканович, Главный инженер Бригады, а в последствии - мой преподаватель в КВВМУ.
Записан
1978-83 - ССВ-501; 1983-94 - 2КМРО; 1994-98 - 8 МРО; 4 БС + 2 PFPEX-NATO/Russia.

мореход

  • Старый рапан
  • *
  • Репутация +6/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 62
Re: Эпизоды из истории соединения
« Ответ #119 : 15:19, 30 Мая 2013, Четверг »

В целях пополнения в странички Истории о Горячих ручьях,задаю вопрос "Сколько и когда судов(любого класса) вышли из Горячих в Кислую напрямую?"
[/quote] Э, Вы молодой человек, наверное, не ходили на рейсовых катерах из Г.Р. в Кислую, если,конечно,катера относятся к судам. А вот я ещё помню был случай, когда яхта К СФ (Чернавин) зашла в Горячие, ошвартовалась к левому борту "Находки", которая сама стояла правым бортом к знаменитой ПМ-13 (причал №4 в то время). Экипаж яхты погостил на "Находке"и часов в 21.00. совершил переход в Кислую. Командовал яхтой шкипер С. Мелькекян.
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.097 секунд. Запросов: 26.