-- С.Г.: если за таинственный "Предварительный протокол" принимать сообщение в прессе от 20 сентября 2012 г., то стоит, я думаю, процитировать его содержательную (завершающую) суть:
"... Как поступит комитет - станет ясно из текста окончательного отчета, который будет опубликован после согласования со всеми сторонами в конце октября.
Вместе с тем еще в июне индонезийская сторона недвусмысленно дала понять, что российский экипаж SSJ-100 был недостаточно подготовлен к полетам в горной местности. Российские эксперты тогда не согласились с тем, что ответственность за катастрофу списывают исключительно на пилотов, не учитывая действий диспетчера. Таким образом, главным предметом дискуссий между Индонезией и Россией все это время остаются не причины крушения, а способствовавшие трагедии факторы.
"Эффект зеркала": опытнейший пилот спутал направление
Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер 97004), совершавший 9 мая показательный полет в Джакарте, врезался в практически отвесный склон горы Салак. На борту находилось 45 человек: 8 россиян и 37 граждан 4 стран. Все они погибли. Полет в Джакарте проходил в рамках рекламного тура SSJ-100 по Азии. До Индонезии новейший российский суперлайнер побывал в Казахстане, Пакистане и Мьянме.
Командиром экипажа во время рокового полета в Джакарте был российский летчик Александр Яблонцев. Его коллеги рассказывали СМИ, что он был опытнейшим и работу системы заблаговременного предупреждения об опасном сближении с препятствием, установленную на SSJ-100, лично испытывал на Северном Кавказе. В Индонезии же пилот не поверил системе и вместо того, чтобы набрать высоту, снизился.
Коллеги погибшего Яблонцева утверждают, что его решение о снижении в принципе не было столь уж рискованным маневром. Дело в том, что демонстрационный полет SSJ, закончившийся гибелью 45 человек, был вторым, первый же прошел благополучно. Тогда самолет, вылетев с аэродрома Халим, прошел нечто вроде овала против часовой стрелки. Во второй раз тот же маршрут выполнялся по часовой стрелке из-за изменившегося ветра - то есть, стал "зеркальной" копией первого.
При этом Александр Яблонцев решил на дальней от аэропорта точке сделать не разворот, а дополнительный круг, на котором снизиться до 6 тысяч футов, "выиграв" таким образом и высоту для последующей более комфортной посадки, и общее время полета. Однако, выходя из этого дополнительного круга, пилот, видимо, ошибся: вместо того, чтобы задать направление на север, обратно к аэродрому, направил лайнер на юг - к горе Салак.
Система несколько раз предупредила об опасности, но Яблонцев, уверенный, что движется над равниной к аэропорту, не поверил сигналам и даже проигнорировал собственные пометки в руководстве по летной эксплуатации на SSJ, где после испытаний на Кавказе от руки вписал, что при срабатывании сигнализации следует "незамедлительно начать набор высоты".
Скорее всего, неладное летчик заподозрил лишь перед самым ударом о склон. Как известно из расшифровки одного из "черных ящиков" самолета, за секунды до катастрофы Яблонцев, бывший до этого совершенно спокойным, с ужасом воскликнул: "Господи, что это!?" Это были его последние слова.
За лайнером следил диспетчер международного аэропорта Джакарты. Но в тот день он принял большое количество международных и внутренних рейсов, поэтому на Superjet просто не было ни сил, ни времени. Кроме того, как указывали российские специалисты, установленное в Джакарте оборудование не позволяет заблаговременно отслеживать критические ситуации в воздухе. (конец сообщения и цитаты)".
С.Г.: -- данная фактология пока мало противоречит моей гипотезе. Однако, ПОСЛЕДНЮЮ ФРАЗУ я трактую иначе, чем многоуважаемая Комиссия: не как удивление Яблонцева от зрелища внезапно увиденной стены (я уверен, что он видел приближение к ней заблаговременно), а как удивление от не вызванного ИЛЛЮЗОРНОЙ обстановкой поведения самолёта при отпущенной "ручке". А именно -- стена из-за перегрузки в конце выхода из просадки ВИЗУАЛЬНО воспринималась пилотом в виде гораздо менее крутого склона, в который начал вдруг "клевать" самолёт... Ещё и ещё раз приходится повторять, необходимо разобраться как действует при таких скоростях и траекториях ЗДОРОВЫЙ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (и как он воздействует на ЗДОРОВОЕ ЗРЕНИЕ). --
Горлов. 07.12.2012.