Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: CCB - 503 Харитон Лаптев  (Прочитано 1018864 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1755 : 22:14, 18 Апреля 2011, Понедельник »

Следующая байка из Примечаний к роману "Морион" (2006):

" ... песнь не нова про Азорские острова — имелось в виду вполне гениальное окончание “Мелкой философии на глубоких местах” усиленно забываемого В.В.Маяковского:

...Вот и жизнь пройдёт,
                  как прошли Азорские
  острова.

     К Азорам мы подошли сразу после пережитого с немалой опасностью урагана. Тогда все были измучены и самим трёхдневным безумством стихии, и работами по нейтрализации его последствий. Это была сначала помощь второму нашему бедствовавшему кораблю разведки. Ведь в ураган мы влезли, проводя операцию “Водопровод”, во главе двух других, поменьше, кораблей нашей бригады. Шла наша “эскадра” неделю треугольником вне видимости друг друга. Ураган ещё больше разметал нас. Так вот, на одном из этих кораблей к концу испытания стихией сломался его единственный ходовой двигатель. Они драматически потеряли ход. “Харитон” срочно сблизился с ними, и мотористы в несколько приёмов пересылали через ещё не успокоившиеся волны при помощи бросательного конца необходимые запчасти. Потом, когда они обрели ход и мы распрощавшись пошли на юг, начались тяжкие работы по очистке разгромленного водой форпика — автономной и в шторм недоступной (её люк намертво задраивали) кладовки боцмана в самом носу корабля. Как обнаружилось только задним числом, морская вода во время урагана сначала проникла в цепные ящики с палубы через не зацементированные боцманом, как положено, а просто забитые обрезками брезента отверстия-клюзы. Оттуда, разбив задрайки люков, стала поступать в форпик, раскачиваясь там резонансно и громя всё на своём пути. Перемешавшиеся краски из разбитых тогда бочек образовали настолько ядовитую смесь серо-розового цвета, что доставать и выбрасывать за борт безнадёжно испорченные краской “дельные вещи” (плетёные кранцы и маты, деревянные конусы-чопы и клинья, страховочные сетки, пробковые спасательные жилеты и запасные чехлы) можно было только в химкомплектах и с изолирующими противогазами. Неописуемый смрад не давал дышать занятым на этих работах неделю, пока смесь красок не просохла. Но при этом она отвердела до совершенно каменного состояния. От палубы и переборок форпика её откалывали и отшкрябывали скребками, зубилами и даже топорами! А наверху пришлось восстанавливать окраску надстройки и крепить заново сорванные с фундаментов оба катера. Поэтому спали ночью все свободные от вахт мертвецким сном. И вот однажды утром, когда качка уменьшилась до штилевой зыби, дежурный по низам, одессит в возрасте, мичман Новиков попытался было продублировать сигнал подъёма голосом и боцманской дудкой. Но никто не хотел вставать, и в ответ на его повторные призывы из темноты кают полетели сапоги. Тогда Новиков, очень гордившийся тем, что как-то раз пропьянствовал в Одессе ночь с Высоцким, сменил тактику. “Тысячи дельфинов за бортом!” — заорал он истошно. Уже на упрямое повторение этой необычной фразы пришлось выползать наверх и ...мы застывали там с открытыми ртами. Вдруг стало совсем тепло по-летнему. В некотором отдалении действительно резвилась большая стая дельфинов. А за ними из горизонта до, как показалось, самого неба вырастала голубая гора! Это был, разумеется, оптический эффект, поскольку три недели до того мы берегов совсем не видели. Отвыкли. И эта поразительная гора до неба — остров Сан-Мигел — живо заставил вспомнить эпиграф к гриновской “Бегущей по волнам”: “...О, Дезирада, как мало мы обрадовались тебе, когда из моря выросли твои склоны, поросшие манцениловыми лесами. (Л.Шадурн)”. Однако на Азорах небольшие лесочки растут только на вершинах гор, а из океана высятся неприступные серые стометровые обрывы, завершающиеся возделываемыми плоскогорьями. Позже тем днём мы рассмотрели удивительные деревеньки, целиком состоящие как бы из одних церквушек. Просто, такое впечатление создавали выбеленные пирамидальные фронтоны каменных домов, заканчивающиеся дымоходами. Все равнины островов, кроме грунтовых дорог, были расчерчены лоскутами небольших полей с разноцветными на них культурами. Поля были разгорожены стенками, сложенными из вулканических камней. / Больше недели мы обходили один за другим все острова этого уникального посреди океана архипелага, пытаясь обнаружить американскую военную активность. Но кроме аэродрома и антенного поля на отдалённом островке Санта-Мария ничего особенного не заметили. Не забуду ... и безумно красивого зрелища на сумеречной громаде острова Терсейра, которое я подметил, стоя в одиночестве на сигнальной вахте. Тогда ста метрами выше уровня океана внезапно и последовательно (с секундными паузами) то тут, то там как по мановению руки невидимого дирижёра, стали загораться паутинной структуры группки мерцающих розоватых огоньков — ночное освещение разбросанных по всему плоскогорью острова компактных и уже не различимых в темноте до этого момента деревенек. Сейчас такой “трюк” можно смакетировать на экране монитора весьма элементарно. Да и уже в “Иронии судьбы” был применён подобный приём с ленинградскими фонарями. С выключением их. Но согласитесь ... увидеть такого рода “спецэффект” в виде не постановочного, а подлинного зрелища было более чем поразительно. ..."
Записан

харитон

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +15/-5
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2937
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1756 : 23:46, 18 Апреля 2011, Понедельник »

Спасибо  Сергей !! С уважением  Юрий !
Записан

chief_vadim

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 293
  • Chief
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1757 : 02:36, 19 Апреля 2011, Вторник »

Сергей, спасибо, красиво написано) Ощущение послештормовое, когда успокаивается море, выходишь на вахту, воздух такой свежий...и уже представляешь. что как упадешь спать после вахты и не будешь кататься в койке или расклиниваться на диване)))
Только подредактируй немного, дабы избежать дальнейшей критики. Форпик - это не боцманская кладовая. а носовой отсек судна. попросту говоря носовой танк, используемый для приемки балласта, чтобы притопить нос.Боцманская кладовая - это подшкиперская и малярка для хранения лако красочных материалов)
А Боцмана, Командир должен был обуть по полной за незацементирванные клюза.... Да и ящики скорее всего не должным образом обтянул...
Записан
Есть одинг закон у нас
Не на суше мили мерять
В дружбу верить да компас
И в попутный ветер верить.

харитон

  • Адмирал
  • *
  • Репутация +15/-5
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2937
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1758 : 10:01, 19 Апреля 2011, Вторник »

А все равно  Горбенко самый лучший Боцман  на Северном флоте !!! ( Нет уже его на этом свете и вечная ему память !!!)
« Последнее редактирование: 19:01, 19 Апреля 2011, Вторник от харитон »
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1759 : 10:49, 19 Апреля 2011, Вторник »

Да, Горбенку ругать, что плевать в колодец. Однако, вот ещё немного про Азоры (засим временно исчезну -- дела). А за замечания спасибо:

"... про гейзеры острова Пику — гейзеры самого необычного из островов Азорского архипелага, где возвышается гигантский пик вулкана Пику (2350 метров высотой). Он считается до сих пор активным. К сожалению, вулкан практически всегда скрыт в густых облаках, образуемых высотной конденсацией овевающего его (с любой стороны света) влажного океанского ветра. Но мне ... всё-таки посчастливилось увидеть вершину таинственного вулкана. Ночью облака немного осели, и угольно-чёрный изумительно правильный конус вдруг отчётливо прорисовался над серым пластом облаков на фоне синеющего звёздного неба. Он запечатлелся в моей памяти, как некий малореальный призрак, несмотря на то, что я дождался по мере нашего движения в западном направлении вдоль южного берега острова момента, когда яркая звезда зависла на мгновение, и сильно, как показалось, замерцала над самим, очевидным до беззакония (пародирую одновременно Набокова и Гриневского) кратером. А следующим днём (вулкан Пику, как обычно, скрылся), обходя остров уже в противоположном направлении, мы разглядели белые султаны гейзерного пара среди изумрудной зелени разгороженных высокими каменными стенками овечьих пастбищ. ..."
Записан

Oleg

  • Командор
  • *
  • Репутация +10/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 670
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1760 : 15:46, 19 Апреля 2011, Вторник »

. Форпик - это не боцманская кладовая. а носовой отсек судна. попросту говоря носовой танк, используемый для приемки балласта, чтобы притопить нос.Боцманская кладовая - это подшкиперская и малярка для хранения лако красочных материалов)
А Боцмана, Командир должен был обуть по полной за незацементирванные клюза.... Да и ящики скорее всего не должным образом обтянул...


 Вадим, тут ты не прав. Это на танкерах может быть так, а на Харитоне, да и на всех рыболовных судах, больших и малых, на которых мне приходилось работать, в форпике всегда находились боцманские кладовые. На Харитоне под кладовыми находились питьевой танк и цепной ящик. Не помню, чтобы на рыболвных судах когда нибудь цементировали клюза... и ни когда цепные ящики не заливало.
Записан

Вильховой Вячеслав

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +11/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 455
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1761 : 19:02, 19 Апреля 2011, Вторник »

Да цепные ящики всегда были отдельными водонепроницаемыми отсеками.У них были две горловины откуда можно попасть вцепной ящик. Клюз на верхней палубе бака(куда уходит якорь цепь) И в фор- пике (как правило) герметичный люк задраеный на 36 болтов. И он как правило открывался очень редко. Еще была предусмотрена откачка воды из цепного ящика.
Записан

Oleg

  • Командор
  • *
  • Репутация +10/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 670
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1762 : 21:12, 19 Апреля 2011, Вторник »

Да цепные ящики всегда были отдельными водонепроницаемыми отсеками.У них были две горловины откуда можно попасть вцепной ящик. Клюз на верхней палубе бака(куда уходит якорь цепь) И в фор- пике (как правило) герметичный люк задраеный на 36 болтов. И он как правило открывался очень редко. Еще была предусмотрена откачка воды из цепного ящика.
Всё верно, только на Харитоне был один люк в цепной ящик из малярки, и задраивался он обычной задвижкой, которая могла быть открыта. Лично у меня в левой половине цепного ящика была хорошая шхера, т.к. левый якорь у нас не отдавался из за поломатой соединительной муфты на брашпиле. При небходимости его конешно можно было бы отдать, если муфту соединить(разъединить) ломиком, но это похоже никому не было нужно, т.к. там ещё хранились заготовки к лопатам для снега и кранцы неизвестно когда и кем сплетённые впрок. И откачки там не было, поэтому на Харитоне цементировали клюза, на других судах я этого не видел.
Записан

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1763 : 21:25, 19 Апреля 2011, Вторник »

Не понятно говорится про сапоги. На кораблях ходили в ботинках. А здесь идёт речь об Азорах, следовательно была тропическая форма-тапочки.
Записан

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1764 : 21:27, 19 Апреля 2011, Вторник »

Дудку боцмана я не видел и не слышал, к сожалению.
Записан

zas

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 573
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1765 : 21:47, 19 Апреля 2011, Вторник »

А все равно  Горбенко самый лучший Боцман  на Северном флоте !!! ( Нет уже его на этом свете и вечная ему память !!!)
Лично я  с мичманом Горбенко не был знаком. Возможно. он самый лучший боцман.Не спорю.
Но по мне самый лучший боцман - это Николай Васильевич Остапчук - первый боцман "Пелоруса" еще со времен первого командира Б.А.Иванова ( потом комбрига)
« Последнее редактирование: 21:54, 19 Апреля 2011, Вторник от zas »
Записан

zas

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 573
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1766 : 21:55, 19 Апреля 2011, Вторник »

а)
Записан

Oleg

  • Командор
  • *
  • Репутация +10/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 670
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1767 : 22:12, 19 Апреля 2011, Вторник »

Не понятно говорится про сапоги. На кораблях ходили в ботинках. А здесь идёт речь об Азорах, следовательно была тропическая форма-тапочки.
Ходили то в тапочках, а сапоги с вечера ставили возле шконок, чтобы утром по подъёму кидать ими в мичманов. Такая традиция была на Харитоне.
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1768 : 22:42, 19 Апреля 2011, Вторник »

Не понятно говорится про сапоги. На кораблях ходили в ботинках. А здесь идёт речь об Азорах, следовательно была тропическая форма-тапочки.

Правильно, тропическую форму нам у Азор и выдали. Только понадобилась она несколько позже: был конец мая -- начало июня, и потом от Азорских островов до Джорж-Банки, и даже до Чесапика периодически налетали снежные заряды. Что касается сапогов, то мы их на "Харитоне" тогда носили. Естественно, с носками. Не надо было со шнурками на гадах по тревогам возиться, да и всё теплее на верхней палубе. Овальный лючок из цепного ящика в форпик запомнил почему-то откидным, на медных барашках, а не на гайках. Видимо, поэтому его и вышибло. Ведь Ураган мая 1972-го, в который мы сдуру влезли и о котором ещё расскажу, был исключительным по силе -- с волнами в 20 метров высоты! Так что, на боцмана Горбенко, как и на командира Афонина, разрешившего из поставленных на поход задач не цементировать клюзы, нечего катить. Они сами не ожидали Того, что там узрели. Уцелели -- и то благо... А оставшейся трети краски при экономном расходе хватило и на два захода на Кубу, и на наше несколько конфузное возвращение в Горячие. Всем привет и спасибо, Горлов.
Записан

chief_vadim

  • Навигатор
  • *
  • Репутация +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 293
  • Chief
Re: CCB - 503 Харитон Лаптев
« Ответ #1769 : 13:05, 20 Апреля 2011, Среда »



[/quote]

 Вадим, тут ты не прав. Это на танкерах может быть так, а на Харитоне, да и на всех рыболовных судах, больших и малых, на которых мне приходилось работать, в форпике всегда находились боцманские кладовые. На Харитоне под кладовыми находились питьевой танк и цепной ящик. Не помню, чтобы на рыболвных судах когда нибудь цементировали клюза... и ни когда цепные ящики не заливало.
[/quote]

Олег привет, в форпике не может быть никаких кладовых))) Потому что форпик это помещение (танк) в носовой части судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для приёмки водяного балласта, для того чтобы притопить нос, на всех грузовых судах, при плавании в "балласте", то есть  без груза, во избежании слеминга и ударов по днищу.
На наших судах, так как они не являлись грузовыми и на осадку, дифферент судна могли влиять только судовые запасы, форпик использовался как танк пресной воды, на всех грузовых судах в этих целях используюют ахтерпик.
Клюза цеменировались на  судах, где даже задраенные лючки цементных ящиков не могли обеспечить герметичность ( то есть попросту на старых). А так обычно они просто обтягиваются, барашки крепят стопорами.  Система откачки из цепных ящиков есть на многих судах, но откатать невозможно пока не попадешь в помещения полубака. Где и находятся боцманские кладовые, и другие помещения в зависимости от типа судна)))
Записан
Есть одинг закон у нас
Не на суше мили мерять
В дружбу верить да компас
И в попутный ветер верить.
 

Страница сгенерирована за 0.037 секунд. Запросов: 25.