История соединения > История Горячих Ручьев
Посыльные суда типа "Логгер", проект 391А
zeus1956:
Хочется вернуться к данной теме.
Итак, как я уже писал, навещали мы в конце прошлого года дочь Арнольда Ивановича Федорова Наталью Арнольдовну. В архиве ее отца в разделе 1952-63 гг. я нашел эти две фотографии, относящиеся к периоду его службы на Севере (в 1963 году Арнольд Иванович перевелся на Балтику), а точнее - в нашем соединении. В Горячие Ручьи он пришел в 1956 году на должность командира ГиСу "Сойга" (впоследствии "Буй"). Поэтому снимки этого логгера в его архиве явно неслучайны. На них изображен РЗК с двумя тамбурами на палубе и множеством зачехленных антенн на сигнальном мостике. Знающие специалисты, разбирающиеся в конструктивных особенностях логгеров отечественной и немецкой постройки сразу же сказали, что это логгер ростокской постройки. Характерным признаком является наличие квадратного иллюминатора позади двери в ходовую рубку. У логгеров штральзундской постройки ("Буй", "Гироскоп") он круглый.
Характерно, что на снимках наших ветеранов этот корабль отсутствует.
zeus1956:
За исключением Жеребного Виктора Федоровича, который давно уже опубликовал вот эти два снимка. При этом по воспоминаниям одного из его сослуживцев, ст.1ст. Федорова В.А., эти фото сделаны в ноябре 1958 года с ТН "Вилюйск". Напоминаю, что Федоров назвал этот траулер "Рица" ("Мореход"). Он даже узнал на палубе двух своих товарищей по Горячим Ручьям.
zeus1956:
Тут не надо большой наблюдательности, чтобы понять, что на снимках один и тот же корабль. Однако, ял на нем расположен по диаметрали, по краям ходовой рубки проходят трубы (слуховые???). На фок-мачте станция Нептун. В поздних снимках наших ветеранов такого логгера ни у кого нет. Но ведь чудес не бывает. Мы видим, что Арнольд Иванович, наверное, с борта своего корабля, а матросы с танкера фотографировали в море этот РЗК.
Друзья,
Я не буду описывать Вам весь ход рассуждений, сравнений и сопоставлений фактов. Могу сказать следующее: я почти на 100% уверен, что "Рица" была логгером ростокской постройки. По достоверным данным из исторических источников она уже в сентябре-октябре 1953 года принимала на борт оперативную группу из состава 2 КМРО для разведки учения "Маринер". И это факт. А в списке заводских номеров логгеров штральзунской постройки за 1952-53 гг. в нет "пустых" мест для кораблей, переданных в состав ВМФ. Иными словами, "Рица" вряд ли была построена в Штральзунде. К тому же в 1961 году ее уже списали, что косвенно подтверждает ее "солидный" возраст.
Именно так "Рица выглядела до 1958 года. В указанный год ей установили РЛС "Зарница" на ажурной мачте, а под рубкой сварили выгородку, как у "Гироскопа". Понятно, ял при этом сместился на привычное место - по левому борту. Почему в 1958 году? Отвечаю: в сборнике воспоминаний Жеребного В.Ф. написано, что деятельность отряда обеспечивали 3 логгера, позднее в 1958 году прибыл 4-й черного цвета, который в шутку был назван "Поль Робсон". Опять же сегодня беседовал со Смиряевым Дмитрием Владимировичем. Тот прибыл в ГР в 1958 году и сразу же вышел в море на "Рице", поскольку "Нейва" ("Гироскоп"), куда он был назначен, отсутствовала. Так вот, он наличие яла по диаметрали не подтверждает и не помнит вообще. А станцию "Зарница" помнит прекрасно.
zeus1956:
Следует сказать, что эти два проекта очень похожи. Главное отличие - наличие вертикально установленных (для ростокских) и наклоненных в корму (для штральзундских) мачт. Есть еще отличия в устройстве кормовой надстройки.
zeus1956:
А теперь давайте глянем снова на хорошо известный нам снимок. У "Гироскопа" мачты слегка наклонены в корму, а у стоящего сзади т.н. "Поля Робсона" они торчат строго вертикально. А над рубкой угадывается станция "Зарница" и чуть левее - массивная антенна, которая на снимках Арнольда Ивановича зачехлена.
Навигация
Перейти к полной версии