Горячие Ручьи - мемориал

История соединения => История Горячих Ручьев => Тема начата: vindicator от 21:53, 26 Января 2010, Вторник

Название: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 21:53, 26 Января 2010, Вторник
Решил еще один топик замутить, как участник этого похода. Фотки буду еще сканировать и выкладывать. Прошу присоединяться.

Здесь краткое описание похода по моим воспоминаниям:

"Запорожье" вышло из Горячих 20 ноября 1991 года. Вдоль побережья Норвегии шли при 3-4 баллах - команда в основной массе "прикачалась" за 3-4 дня. У Азоров встали, как принято, на суточную профилактику перед броском к Восточному побережью. Но что-то там механики намудрили с регламентными работами и собрать то, что разбирали, не смогли. В итоге прележали в дрейфе 3-е или 4-е суток. Все это время стоял восхитительный штиль, океан - как зеркало. Пошли слухи, что через несколько дней нас может взять на буксир и оттащить домой переходивший в это время с ЧФ на СФ тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Но в итоге все разрешилось благополучно - после упорных совещаний с флагманскими механиками из Горячих, пароход все-таки собрали. "Запорожье" двинулось в путь.
Перед Наветренным проливом еще несколько часов лежали в дрейфе - корабельная медкоманда оперировала одному из моряков (Матвееву из БЧ-4) аппендикс - успешно.
В Съенфуэгос пришли как раз перед самым Новым Годом, нас там уже ждала собирающаяся после вахты домой "Находка".
Отпраздновали вместе с коллегами Новый Год у причала, обменялись корабельными псами. И тут такая оказия вышла - в дорогу никто наш пароход снабжать топливом не захотел (если помните, как раз в эти дни Союз распался на СНГ - с этим было связано). "Запорожье" отдал часть топлива "малышу" и последний отправился к родным берегам.
501-й простоял в Съенфуэгосе еще дней десять в ожидании разрешения топливной проблемы. Моряков все это время регулярно возили на пляж. Сначала 2 раза в день, до и после обеда. Но, так как моральный облик команды начал стремительно падать, количество выездов через пару дней сократили до одного в день. По крайней мере, половина экипажа (та, естественно, что оставалась на корабле, теперь оставалась относительно боеспособной).
В 10-х числах января было принято решение сниматься с якоря и идти в сторону Старого Света на встречу с нашим заправщиком. ССВ-501 10-го января 1992 года последним, на тот момент, покинул кубинские берега, так и не успев заступить на дежурство.
В Наветренном проливе, при почти штилевой погоде (1-2 балла), на ровном месте наш молодой рулевой умудрился заложить крен под 35 градусов (если помните, критический угол у 394Б проекта - 45). Досталось ему, конечно, потом. Обратно шли уже не таясь и не избегая торговых трасс, весь путь мимо нас постоянно шныряли разнообразные банановозыы и т.д.
Примерно за неделю до встречи с заправщиком на "Запорожье" перешли в режим экономии топлива - отключили энергию, кажется, на всех постах Служб. А тут еще и шторм надвигался. Обходить район ненастья, как я понимаю, запасы топлива уже не позволяли и пароход пошел напролом. Пару дней корабль боролся с 9-балльным штормюгой. Поборол. Через пару дней буря утихла и нас благополучно дозаправили (что за заправщик был не помню уже).
По пути домой "Запорожье" покружил еще денек у какого-то из попавшихся на пути Азорских островов и двинулся на родину. И в конце февраля - начале марта 1992 (уточню еще) встал на якорь в Горячих Ручьях.

И еще одна история. По пути домой, уже после дозаправки, руководство приняло решение, что коли уж Союз развалиллся, то не гоже нам, российским морякам ходить под отличным от Андреевского флагом. Сказано - сделано. Простыня и синяя ткань - флаг готов и поднят. Рвались они, правда очень быстро, так что несколько штук из изготовили. Помнится, что "Орионы" еще над нами очень долго кружили, видимо, затрудняясь определить национальную принадлежность судна. За пару дней до захода в Кольский залив все-таки спохватились и подняли снова военно-морской (официальная смена флага произошла, если помните в 1992 году на День ВМФ).
Так что, вполне возможно, из всего современного российского флота первым поднял Андреевский флаг именно ССВ-501.
Очевидцев похода, если что напутал - просьба уточнить....
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:23, 26 Января 2010, Вторник
1. У причала
2. Отход из бухты Съенфуегоса.
3. Отход из бухты Съенфуегоса (катер слева увозит лоцмана).
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:39, 26 Января 2010, Вторник
1. Vindicator в молодости  :D . "Запорожье" отваливает от причала.
2. ССВ-501 прощается с портом. Навсегда.
3. "Находка" уходит домой.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:45, 26 Января 2010, Вторник
1. Всенародно любимое ранчо.
2. С добычей :)
3. У причала.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: FlagmanRR от 22:47, 26 Января 2010, Вторник
Вот это закрома раскопал!Молодца!!! ;)
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:48, 26 Января 2010, Вторник
1. КПП на территорию порта (со стороны нашего причала).
2. Поворот на пляж.
3. Совьетико маринеро и аборигенчики.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:51, 26 Января 2010, Вторник
Вот это закрома раскопал!Молодца!!! ;)

На самом деле эти взял со старого сайта http://hotstreams.narod.ru (http://hotstreams.narod.ru) Просто отсканено было больше, но туда не все выложил. Так что поищу еще по закромам. Цветные делал Олег Зорин, когда гостил у него в Киеве он мне пачку отдал.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: pt_sailor от 14:45, 27 Января 2010, Среда
Здесь краткое описание похода по моим воспоминаниям....

Надо попытать "Штурмана".
Валерий Григорьевич должен помнить тот поход...
А у Азор (к ВПС) мы ждали смены АУГ в СРМ...
Во время описанного выше шторма(на пути домой) -доктор стоматолог Русаков В.Ф.(Вячеслав Федорович), умудрился мне "ремонтировать" зуб сидя на мне и удерживая за кресло  8) - картина была - Суриков отдыхает.... :) :rofl: ;)
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 22:56, 27 Января 2010, Среда
Во время описанного выше шторма(на пути домой)

А экипажу во время этого шторма было строго-настрого наказано не появляться на верхней палубе, но многие на это забили, так как зрелище волн, окружающих корабль и подчас в полтора-два раза его превышающих, оставило в памяти неизгладимое впечатление...
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: zas от 12:09, 29 Января 2010, Пятница
Да, уж. Тот поход запомнился . Первое незабываемое впечатление, это когда сидел в радиорубке, крутил приемник, слушал новости и тут сообщение " .. в Кремле спущен флаг Советского Союза, на этом Советский Союз прекратил свое существование"..
Тут же пошел к командиру сообщить новость и спрашиваю - и кому мы теперь служим ? куда и зачем идем? Он , как сейчас говорят, был в шоке, тут же вызвал шамана для уточнения, грубо говоря этих же вопросов у командования.......
Второй момент. Нас выпихнули из Сьенфуэгоса без топлива с комментарием "начинайте движение в базу, топливо будем искать". И где-то на пятый день перехода домой на совещании мне была поставлена задача найти танкер. Примерно за сутки через узлы связи нашли танкер, который снабжал рыбаков топливом в районе западной Африки. Вот он и помог нам дойти до базы.
А флаг (новый, Андреевский), под которым возвращались домой, поменяли на старый уже в Кольском заливе.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Комод`91 от 23:12, 15 Марта 2012, Четверг
 Ещё запомнилось, как утром над нами прошли два F-14 Tomcat, а за тем мы весь день гонялись за авианосной группировкой в Атлантики, пытаясь выйти на визуальный контакт. Но в светлое время суток сделать этого так и неудалось. Зато ночью увидел, как весь этот рой проходил рядом с нами. И ещё запомнилось, что американци наши корабли называли "ЗОМБИ", довольно точное название для  одинокого и настырного, медлительного корабля.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vindicator от 10:38, 20 Марта 2012, Вторник
Ещё запомнилось, как утром над нами прошли два F-14 Tomcat, а за тем мы весь день гонялись за авианосной группировкой в Атлантики, пытаясь выйти на визуальный контакт. Но в светлое время суток сделать этого так и неудалось.

Здесь, я полагаю, путаница вышла. В том походе "Запорожье" не успело ни за кем погоняться.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: FlagmanRR от 11:19, 20 Марта 2012, Вторник
...И ещё запомнилось, что американци наши корабли называли "ЗОМБИ", довольно точное название для  одинокого и настырного, медлительного корабля.
Наши корабли в радиожаргоне НАТО так никогда не назывались.В своих тактических сетях нас называли "sneaker".А при обнаружении самолетом или кораблем по связи давали класс корабля и его бортовой номер (balzam, vishnjia,moma,ocean class. CCB571,169,506), координаты,курс,ход. В радиожаргоне НАТО (в радиосетях ПВО) слово ZOMBIE  обозначала подозрительную воздушную цель, подтверждающуюся правилами УВД или контроля воздушного пространства НАТО, обнаруженную в области трасс воздушного движения.  ;) :-X

Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Andrew S от 00:33, 21 Марта 2012, Среда
В Наветренном проливе, при почти штилевой погоде (1-2 балла), на ровном месте наш молодой рулевой умудрился заложить крен под 35 градусов (если помните, критический угол у 394Б проекта - 45).

В 88-м году, когда шли в дальнюю, нас тормознули во второй позиции. Как раз там циклон завис, и штормило нереально! Точно больше 45 градусов было. Я тогда спросил у Гаряева (ком. бч 5), как скоро мы перевернемся. На что он сказал, что пока мачты воды не касаются - вырулим.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: zas от 11:01, 21 Марта 2012, Среда
В 88-м году, когда шли в дальнюю, нас тормознули во второй позиции. Как раз там циклон завис, и штормило нереально! Точно больше 45 градусов было. Я тогда спросил у Гаряева (ком. бч 5), как скоро мы перевернемся. На что он сказал, что пока мачты воды не касаются - вырулим.
Подтверждаю, кренометр на ГКП зашкаливал
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Лесник от 11:37, 21 Марта 2012, Среда
В 88-м году, когда шли в дальнюю, нас тормознули во второй позиции. Как раз там циклон завис, и штормило нереально! Точно больше 45 градусов было.
Подтверждаю, кренометр на ГКП  зашкаливал
 Михаил Иванович!
  Я извиняюсь,но сомневаюсь я,однако.
  Что бы кренометр зашкаливал-должно быть не менее 55 (!) градусов-стандартная шкала кренометра:
 
Кренометр.
 Однажды в шторм во время циркуляции на Репитере у Шетландских нас заложило на 47 градусов,лично видел показания на кренометре,т.к. во время циркуляции был на ГКП.Вахтенным офицером был старпом капитан-лейтенант Гавриков Валерий Николаевич.У него это был далеко не первый поход и он сказал,что такой крен-рекорд в его практике.Я тоже ни раньше,ни позже такого или большего крена не встречал.41 градус на Океанах бывало неоднократно,а больше-редко.
  А "зашкаливал" без конкретного указания градусов-это просто эмоции.
  Я вовсе ничего не утверждаю.Просто сомневаюсь я...
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: zas от 11:55, 21 Марта 2012, Среда
Мои слова может подтвердить Штурман (только что-то его давно на форуме не видно), честно говоря уже готовились петь Варяга
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Лесник от 12:17, 21 Марта 2012, Среда
  В серьёзности шторма,ситуации или готовности петь "Варяга" я как раз нисколько и не сомневаюсь!
  У нас тоже бывали всяческие подобные случаи.
  Я сомневаюсь в количестве градусов крена.Кажется,что 45,а посмотришь на кренометр-39.
  Без конкретного указания на показания прибора крен всегда кажется гораздо больше.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vpk от 13:15, 21 Марта 2012, Среда
В рубке радиометристов (на Теодолите) был обычный маятниковый кренометр, так вот он стрелкой по ограничителям точно постукивал, когда нас ураган у Питерхеда мотал двое суток. Ограничители стояли на 45 градусов. Понятно, что стрелка маятника по инерции до ограничителей долетала, но страшновато было...
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Лесник от 13:56, 21 Марта 2012, Среда
В рубке радиометристов (на Теодолите) был обычный маятниковый кренометр, так вот он стрелкой по ограничителям точно постукивал, когда нас ураган у Питерхеда мотал двое суток. Ограничители стояли на 45 градусов. Понятно, что стрелка маятника по инерции до ограничителей долетала, но страшновато было...
 "Рубка радиометристов" и на Теодолите,и на других Океанчиках-помещение,вход в которое из продольного коридора сверху над машинным отделением,а второй вход со шкафута (правый борт) называлась "Рубка РТС (РадиоТехнической Службы)".
  Самодельные "кренометры" (верёвочка с грузиком) делались и в рубке РТС,и на КПР.Но такой "прибор",как правильно отмечено,инерционный.Он может показать "крен" и в 56 градусов,что вообще за шкалой серийных приборов.Результаты показаний таких "кренометров" годятся только для баек.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: vpk от 14:15, 21 Марта 2012, Среда
Там не верёвочка с грузиком, а стальная стрелка на оси. И выглядел он как вполне заводской, такая накладка на переборке, градусы промечены выпукло, скорей всего штамповкой, а ограничители клёпанные. Естественно ни о какой точности речи и не идёт.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Старпом от 14:37, 21 Марта 2012, Среда
В феврале 1992 Селигер заложило на 49 на правый борт. Дело было ночью, командир, Ю.Н. Гриняев отдыхал в каюте, вылетел на ГКП пулей... Проснулся от того, что "встал на ноги"...
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Вильховой Вячеслав от 19:38, 21 Марта 2012, Среда
Рисковые командиры были. Но командиры бч-5 ( я не сомневаюсь в компетентности ) к своим объязаностям относились мягко сказано с прохладцей. И еще рулевой заложил крен в30...градусов. Вопрос он что один был на ГКП? А где находился вахтенный офицер? В условиях шторма и командир?
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: БОЦА от 06:27, 08 Июня 2012, Пятница
Решил еще один топик замутить, как участник этого похода. Фотки буду еще сканировать и выкладывать. Прошу присоединяться.

Здесь краткое описание похода по моим воспоминаниям:

"Запорожье" вышло из Горячих 20 ноября 1991 года. Вдоль побережья Норвегии шли при 3-4 баллах - команда в основной массе "прикачалась" за 3-4 дня. У Азоров встали, как принято, на суточную профилактику перед броском к Восточному побережью. Но что-то там механики намудрили с регламентными работами и собрать то, что разбирали, не смогли. В итоге прележали в дрейфе 3-е или 4-е суток. Все это время стоял восхитительный штиль, океан - как зеркало. Пошли слухи, что через несколько дней нас может взять на буксир и оттащить домой переходивший в это время с ЧФ на СФ тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Но в итоге все разрешилось благополучно - после упорных совещаний с флагманскими механиками из Горячих, пароход все-таки собрали. "Запорожье" двинулось в путь.
Перед Наветренным проливом еще несколько часов лежали в дрейфе - корабельная медкоманда оперировала одному из моряков (Матвееву из БЧ-4) аппендикс - успешно.
В Съенфуэгос пришли как раз перед самым Новым Годом, нас там уже ждала собирающаяся после вахты домой "Находка".
Отпраздновали вместе с коллегами Новый Год у причала, обменялись корабельными псами. И тут такая оказия вышла - в дорогу никто наш пароход снабжать топливом не захотел (если помните, как раз в эти дни Союз распался на СНГ - с этим было связано). "Запорожье" отдал часть топлива "малышу" и последний отправился к родным берегам.
501-й простоял в Съенфуэгосе еще дней десять в ожидании разрешения топливной проблемы. Моряков все это время регулярно возили на пляж. Сначала 2 раза в день, до и после обеда. Но, так как моральный облик команды начал стремительно падать, количество выездов через пару дней сократили до одного в день. По крайней мере, половина экипажа (та, естественно, что оставалась на корабле, теперь оставалась относительно боеспособной).
В 10-х числах января было принято решение сниматься с якоря и идти в сторону Старого Света на встречу с нашим заправщиком. ССВ-501 10-го января 1992 года последним, на тот момент, покинул кубинские берега, так и не успев заступить на дежурство.
В Наветренном проливе, при почти штилевой погоде (1-2 балла), на ровном месте наш молодой рулевой умудрился заложить крен под 35 градусов (если помните, критический угол у 394Б проекта - 45). Досталось ему, конечно, потом. Обратно шли уже не таясь и не избегая торговых трасс, весь путь мимо нас постоянно шныряли разнообразные банановозыы и т.д.
Примерно за неделю до встречи с заправщиком на "Запорожье" перешли в режим экономии топлива - отключили энергию, кажется, на всех постах Служб. А тут еще и шторм надвигался. Обходить район ненастья, как я понимаю, запасы топлива уже не позволяли и пароход пошел напролом. Пару дней корабль боролся с 9-балльным штормюгой. Поборол. Через пару дней буря утихла и нас благополучно дозаправили (что за заправщик был не помню уже).
По пути домой "Запорожье" покружил еще денек у какого-то из попавшихся на пути Азорских островов и двинулся на родину. И в конце февраля - начале марта 1992 (уточню еще) встал на якорь в Горячих Ручьях.

И еще одна история. По пути домой, уже после дозаправки, руководство приняло решение, что коли уж Союз развалиллся, то не гоже нам, российским морякам ходить под отличным от Андреевского флагом. Сказано - сделано. Простыня и синяя ткань - флаг готов и поднят. Рвались они, правда очень быстро, так что несколько штук из изготовили. Помнится, что "Орионы" еще над нами очень долго кружили, видимо, затрудняясь определить национальную принадлежность судна. За пару дней до захода в Кольский залив все-таки спохватились и подняли снова военно-морской (официальная смена флага произошла, если помните в 1992 году на День ВМФ).
Так что, вполне возможно, из всего современного российского флота первым поднял Андреевский флаг именно ССВ-501.
Очевидцев похода, если что напутал - просьба уточнить....

Исторический момент.Подъем Андреевского флага на ССВ-501 в 92г.Флаг поднимает Сергей Ситников.
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Lesch от 13:34, 28 Ноября 2013, Четверг
Ещё запомнилось, как утром над нами прошли два F-14 Tomcat, а за тем мы весь день гонялись за авианосной группировкой в Атлантики, пытаясь выйти на визуальный контакт. Но в светлое время суток сделать этого так и неудалось.

Здесь, я полагаю, путаница вышла. В том походе "Запорожье" не успело ни за кем погоняться.
Никакой путаницы. Всё верно. Я помню сидел на посту и прослушивал эфир. Поймал передачу и по позывным (спарвочник) определил один из кораблей группировки авианосеца «Энтерпрайз». Дал команду на пеленг. Слышимость была 2 балла и на горизонте их видно не было. Только ночью при слышимости 3 балла мы увидели огни "каравана".
Название: Re: Поход ССВ-501, 20 ноября 1991 - февраль 1992
Отправлено: Lesch от 13:56, 28 Ноября 2013, Четверг
Поход запомнился конечно же штормом. Это было нечто! Было красиво, но и очень страшно. Слышен был скрежет металла под натиском воды. Но наш 501 красавчик выдержал бой против стихии. Ещё был момент когда подходили к Гуатанамо,то как из ниоткуда появились два военных штатовских корабля, разукрашенные различными флагами, наверное рождество) (дело было под самый Новый год). Как-то рано утром шли на обслуживание нашей шлюпки по правому борту и увидели быстро приближающуюся точку. Не знаю, кто и что там проспал, но сообщили старпому - еле разминулись в океане))) с новеньким португальским фрегатом (как позже выяснилась принадлежность). Ещё, проходя через Саргассово море, как только появилась зеленая растительность на воде, сразу погода испортилась и всё время шёл дождь пока его не прошли. Назад было тоже самое. Интересно. Да и за этот поход стали мореходами 8)