Андрей, если ты помнишь, я тебя и Валю на выставке познакомил с Володей Мавриным, и мы с ним обсуждали вопрос погружения на судно "Ханка". К сожалению мне не удалось съездить с Володей. А он съездил и нырнул таки на этот wreck. Как мы оба и предполагали это никакой не разведчик и не 861 прект.
Вот что написал Володя: "Основная цель в этом сафари была попасть на затонувшее на северо-восточной стороне острова Забаргад судно. Часто погода не позволяет сделать это. При сильном ветре и волне эта сторона опасна для сафарийных ботов. А на зодиаке по сильной волне также не безопасно, так как очень далеко идти от места швартовки бота на южной стороне острова. Так было последние два моих посещения острова Забаргад. Но в это раз погода была просто великолепной, практически штиль.
Когда я начал наполнять сайт информацией и, дойдя до Забаргада, я не мог не упомянуть о затонувшем возле него судне. Я конечно полез в интернет и увидел, что везде это судно называют «Ханка». И, якобы, это советское судно радиоразведки, проект 861М. Но суда этого проекта никогда не носили такого имени, да и не тонули в Красном море. Посмотрев информацию по этому проекту, я сильно засомневался. Первое, что меня насторожило, это то, что суда 861-го проекта строились в Польше. А на этом затонувшем судне дельные вещи советского производства. Если суда строились в Польше, то и дельные вещи должны быть польского производства. Дельные вещи – это стандартные, унифицированные детали, которые ставятся на судах - кнехты, задрайки, люки, вьюшки и т.п. Я в свое время много занимался судомоделированием, и мне сразу бросилось в глаза это несоответствие.
Я решил выяснить, что это за судно. На форуме Balancer.Ru мне подсказали, что это может быть морской водоналивной танкер 18444 проекта (шифр Каир). Этот проект строился в Александрии под нашим руководством, и дельные вещи поставлялись из СССР. У Египта было 8 судов этого проекта и 2 судна у Йемена. Египетские корабли носили имена Алнил, Алфурат, Атбара, Карун, Алманзала, Эдко, Айеда-4 и Айеда-3. Различия в размерах у 861-го проекта и 18444-го значительные. 861-й проект – длина 73.3 метра, ширина 11.2 метра. 18444-й проект – длина 56.4 метра, ширина 9.7 метра. Хотя под водой этой разницы не заметишь. Решено было сделать промеры ширины и длины.
На самом деле, когда мы погрузились на судно, то стало ясно, что промеры делать не обязательно. По всем очертаниям было видно, что это 18444-й проект.
Но для очистки совести промеры я сделал. У меня получилась ширина - 9.76 метра, длина – 53.1 метра. Замер по ширине более достоверный, так как сохранность судна позволила сделать это точно. И она соответствует проекту 18444.
По длине судна ориентироваться сложнее, так как в районе танков оно переломилось. Рельеф дна не позволил носовой и кормовой части далеко развалиться друг от друга, но небольшое смещение есть. И судя по рельефу дна, как раз в сторону уменьшения. Но в любом случае длина судна, затонувшего у Забаргада, далеко не доходит до 73-х метров.
Конечно была красивая история, что это советское судно радиоразведки, которое занималось шпионажем в этом районе. Но это оказалось не так. Так как дата крушения неизвестна, а достоверную информацию вряд ли удастся найти в египетских архивах. То остается только предполагать, что случилось с этим судном. Вероятно, что уже после арабо-израильской войны 1973 года, но Забаргаде была установлена радиолокационная станция, которую и снабжал электричеством танкер, а также персонал пресной водой. Судно затонуло в результате сильного неожиданного шторма. Стоянка в том месте не самая удобная. И танкер стоял на якорях близко у берега. Когда возник шторм капитан пытался отвести судно в море. Но это ему не удалось. Что шторм был неожиданным, говорит то, что один из якорей с цепью был сброшен. У капитана не было времени выбирать его. Этот якорь лежит на глубине порядка 25 метров, а стравленная цепь от него тянется в сторону судна, и не доходит до него порядка 40-50 метров. Предпринятые меры не привели к успеху, судно ударилось о риф и затонуло."