Нижеследующая, извините длинная, цитата взята из моей научной монографии "Бинокулярное зрение человека" (СПб, 1991). Факт связан с самым-самым первым заходом "Харитона Лаптева" на Кубу в июле 1972 года. Это был краткий, полусуточный заход в порт (посёлок) Касильда, что в 4-х километрах южнее городка Тринидад. В тот момент, помимо дозаправки водой и топливом, возникла срочная необходимость отправки в госпиталь одного пожилого мэна из "науки" с приступом, кажется, язвы. Поэтому, отправив сразу больного на скорой помощи в Гавану, в Касильде мы только переночевали, и поутру следующего дня предприняли переход восточнее -- уже в бухту Сьен-Фуэгос. Там был более капитальный отдых. Итак, глава называется:
"ВНЕШНЯЯ СТАБИЛЬНОСТЬ.
Она отражает связь зрительного стимула и субъекта без учёта движения глаз. По сути дела, речь идёт о субъективной системе координат при многомодальном восприятии.
... Восприятие в условиях компенсированной силы тяжести (невесомости) действительно отличается от восприятия в нормальных условиях рядом особенностей. ...Наступает так называемая болезнь движения (космическая болезнь). Вестибулярно-зрительные отношения в космическом полёте безусловно проявляются, но неожиданная и резкая форма их проявления мало что даёт для понимания неразрушенных связей. Ведь они сначала нарушаются, затем после адаптации трансформируются. ... В лётных условиях, как и в космических, на человека действуют всевозможные угловые и кориолисовы ускорения, перегрузки, но, в отличие от космоса, постоянно присутствует сила тяжести, равная земной. Условия более подходящие. Однако, время воздействия добавочных ускорений на вестибулярный аппарат лётчика ограничено временем полёта и, как правило, незначительно для заметной дегенерации (перестройки) врождённых связей. ... Может быть, по примеру Галилея ... подыскать подходящие условия в месте деятельности моряков? ... могу свидетельствовать, что морская болезнь следует за мореплавателем в океане неотступно, воздействуя в той или иной степени на всех без исключения людей с исправным вестибулярным аппаратом. Условия существования на надводном судне в океане, а следовательно и восприятие, не являются нормальными. Вот почему есть возможность на феноменологии морского восприятия прояснить (по контрасту с нормальным восприятием) сущность внешней стабильности. Для этого будет использован феномен, которому я дал название:
ФЕНОМЕН ТВЁРДОЙ ЗЕМЛИ.
... Через два месяца автономного плавания нам было разрешено идти к берегу для дозаправки пресной водой. Неделю спустя корабль подошёл к причалу и был ошвартован. Зрительно -- берег, как берег. Исключая эмоциональный фактор (это был берег Кубы, по мнению Колумба, -- рая на земле), выход на причал не обещал каких-либо особенных переживаний. Может быть поэтому, я бессознательно оттягивал после причаливания момент схода. Осмотрев и проверив ещё раз своё заведывание на сигнальном мостике, и сфотографировавшись, я, наконец, спустился вниз и в коридоре случайно столкнулся с одним из трюмных. Эти бестии уже успели подсоединить на берегу водяные шланги и начать дозаправку. Возник несколько настораживающий диалог: "Был на берегу?", "Нет, а что такое?", "Сойди, разомнись, -- несколько с иронией, -- сам увидишь", "Когда надо будет, сойду; а всё-таки, что такое?", "А ничего. Увидишь."
И вот в группе других матросов, отдав на трапе честь флагу, я шагнул на причал...
Размяться не пришлось.
С первых шагов внезапно возникло острое чувство опасности, возникла боязнь повредить, поломать ноги, ибо земля показалась неестественно, просто кристаллически твёрдой. Возникло мимолётное, но поражающее представление о прямой связи Кубы с центром Земли, связи жёсткой и незыблемой.
Мы отошли с асфальтированного причала в сторону дороги -- обыкновенного просёлка с мягкой пылью; там было даже некое подобие травы. Чувство не изменилось. В нём было что-то от недоумения слишком опытного футболиста, ударившего со всего размаха по полю вместо мяча. Земля, в отличие от палубы, как бы упреждала шаг, ударяя по подошве снизу. Если остановиться, всё приходило в норму (корабельную). Однако стоило начать идти, чувство возникало вновь, и о силе его можно судить по тому, что сегодня, через 10 с лишним лет [написано в 86-м], оно помнится очень отчётливо, отодвигая на задний план остальные достойные детали. По репликам других матросов (или по отсутсвующему виду) можно было понять, что они чувствовали примерно то же самое. Ко мне пришло ясное понимание, почему древние называли Землю твердью, а море -- хлябью. Боязнь переступить и, одновременно, сладость ходить по земле с такими свойствами не поддаётся более описанию. Поэтому подчеркну лишь чистоту условий проведения невольного экстеримента.
В гавани, куда мы зашли, отсутствовало какое-либо волнение: стоял обычный летом в тропиках штиль -- день клонился к вечеру, но до дежурного в тех местах грозового шквала было ещё часа три; десятки миль мелководья и коралловый риф (с узким фарватером) полностью закрывали доступ карибской зыби; на акватории не было других движущихся судов. Заслуживает упоминания психологический фактор: до этого я в таких переделках не был.
Как интерпретировать феномен?
Может быть нас поразило механическое, вибрационное отличие Земли от дерева и металла палубы? Но двигатели были остановлены (т.е. вибрация полностью отсутствовала), а корабль (довольно не маленький корабль) был притянут к причалу (ради форса) исключительно прочно.
В том-то и дело, что эффект был не колебательным, а угловым.
... Мои выводы из феномена таковы.
а). Нервная система человека каким-то способом через ступни ног оценивает и различает не только и не столько наличие (отсутствие) угловых колебаний, сколько вероятность (невероятность) таких колебаний опоры. Т.е. некий незрительный сенсорный аппарат отличает абсолютную внешнюю стабильность земной поверхности от кажущейся стабильности зрительно неподвижной палубы.
б). Ненормальные условия плавания в океане со временем перестраивают установившиеся с детства сухопутные вестибуло-зрительные связи на другие, более гибкие связи, внешним проявлением которых является знаменитая морская походка. Новые связи при сходе на берег вступают в противоречие со стабильностью опоры, что и вызывает описанные аффективные восприятия. ..."
Далее в книге подробно развёрнуты физиологические предпосылки наличия абсолютно незрительного аппарата внешней стабильности видимого мира, являющегося и основой, и следствием человеческого прямохождения. Эти мои заявочные, в общем-то, гипотезы были экспериментально подтверждены только недавно: нервные датчики в сочленениях ног оказались весьма-весьма сложными и сверхчувствительными...
Замечу для полноты картины, что примерно в районе нынешней Касильды высаживался во время третьего и последнего своего трансатлантического путешествия сам Христофор Колумб. Так что факт частного экспериментального подтверждения наличия у человека шестого органа чувств (органа равновесия), случайно произошедший именно в этом месте, определённо символичен.
(Горлов)