Горячие Ручьи - мемориал

Автор Тема: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)  (Прочитано 7599 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« : 02:54, 25 Апреля 2011, Понедельник »

В "Словаре латинских изречений" с FUIMUS сопоставлено русское "Были и мы рысаками". Предлагаю поделиться здесь своими личными сугубо профессиональными достижениями на поприще службы Родине в Горячих Ручьях. Это, конечно, нескромно. Однако, кто кроме Вас уже может рассказать об этом?.. С другой стороны, откровенное привирание может пройти в любой другой среде, кроме нашей. (И Приказ N1, конечно, действует!). Для затравки предложу следующий отрывок из Примечаний к моему роману "Морион" (где Виктория -- это та особа, для которой он и был написан):

"... Спец по вражеским перископам — хвастливое самоназвание, вполне, впрочем, адекватное действительности. В последнем моём, Виктория, походе зимы 73/74 годов перед сигнальщиками была поставлена (почему, до сих пор не знаю) конкретная и первоочередная задача, во что бы то ни стало обнаружить на выходе из шотландской базы Холи-Лох американскую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами. Такая ставилась, повторяю, боевая задача. Но лодок, как на зло, не стало совсем. “Харитон Лаптев” бесплодно утюжил их штормовой фарватер на выходе из Северного пролива неделю за неделей. Видя такое дело, начальство приказало усилить бдительность. Для этой цели нашу вахту сделали беспрецедентно суровой: на мостике стояли двое, сменяясь со второй парой в режиме шесть через шесть. То есть, шесть часов стоишь на ледяном ветру (ведь зимний шторм в Атлантике практически беспрерывен), а в остальные шесть часов отрубаешься на скрипящей от качки койке в душной каюте. Естественно, на вахте мы, чтобы совсем не одуреть, травили друг другу анекдоты и истории из жизни. Поэтому чуть-было не пропустили ночью какой-то катер, шедший в базу. Судя по компактной кучке ходовых огней и большой скорости это был катер, но какие, извините, в океане катера?.. Только на фоне лунного поля удалось рассмотреть рубку всплывающей большой подводной лодки. Она была с ракетной палубой, но без ушей-стабилизаторов на рубке. Значит, английская — типа, кажется, “Лафайет”. Потом снова абсолютно ничего. Наконец через день, где-то к вечеру, я случайно увидел вертикально торчащую из нашего пенного следа совсем рядом, в ста метрах за кормой, толстую, неколебимую волной металлическую трубу. Подбежав к микрофону, я заорал от сильного волнения матом: “..., перископ за кормой!!!” Второй сигналец, смотревший привычно на горизонт, ничего не заметил. А труба сразу втянулась в воду. Поскольку я был тогда разжалован, мне не очень-то поверили, сочли за глюк. Ладно. На следующий день перископ за кормой высунулся снова. Но теперь уже я успел показать его и напарнику, и выскочившему вахтенному офицеру — капитану-лейтенанту Явственному. Значит, решившись впервые проводить ПЛ мимо под перископом (почуяли, видимо, что-то), англичане проверяли нас “на вшивость”, приближаясь со стороны мёртвой гидроакустической зоны наших работающих винтов (хотя, вполне даже вероятно, что это была советская подводная лодка, которую и требовалось “прицепить” к американской). А ещё через день я увидел против солнца на дистанции в пару миль перископ большой долгожданной атомной субмарины, идущей контркурсом на боевое дежурство в океан. Командир [Афонин А.В.], сдерживая враждебность, приказал мне спуститься в штурманскую рубку и рассказать, “какое Лох-Несское чудовище ты, Горлов, опять заметил?” Я рассказал и даже нарисовал. Была сыграна боевая тревога. Мы развернулись на приличной волне, получив опасный крен в 35 градусов, сопроводившийся утробным грохотом (это на камбузе сорвался с фундаментных болтов и катился, разбивая кафель палубы, тяжеленный суповой электрокотёл), и помчались против ветра провожать монстра. Боевая задача была выполнена, и нас, с Богом, отпустили заправляться в Польшу (в базу Свиноусьце). Надо отметить, что обнаруживал я перископы невооружёнными глазами. Этому способствовал врождённый астигматизм, делавший вертикальные объекты чётче горизонтальных. / Последний такого рода подвиг был совершён возле Испании, когда я разглядел на рассвете и перископ, и локатор, и воздушную трубу испанской дизельной подводной лодки. Она заряжала аккумуляторы в подводном положении (используя систему РДП — “работа дизелей под водой”). Поскольку мы тогда коллекционировали и классифицировали всяческие шумы для нужд гидроакустики “слепого” подводного атомного флота, чтобы он не оставался ещё и глухим, то этот шум оказался самым экзотичным. Когда рассвело, ко мне поднялся командир и сказал, что придётся за отличную службу меня поощрить. Служу Советскому Союзу. Через пару недель я был восстановлен в звании. ..."
« Последнее редактирование: 10:18, 25 Апреля 2011, Понедельник от Горлов Сергей »
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #1 : 15:57, 18 Августа 2011, Четверг »

Нижеследующая, извините длинная, цитата взята из моей научной монографии "Бинокулярное зрение человека" (СПб, 1991). Факт связан с самым-самым первым заходом "Харитона Лаптева" на Кубу в июле 1972 года. Это был краткий, полусуточный заход в порт (посёлок) Касильда, что в 4-х километрах южнее городка Тринидад. В тот момент, помимо дозаправки водой и топливом, возникла срочная необходимость отправки в госпиталь одного пожилого мэна из "науки" с приступом, кажется, язвы. Поэтому, отправив сразу больного на скорой помощи в Гавану, в Касильде мы только переночевали, и поутру следующего дня предприняли переход восточнее -- уже в бухту Сьен-Фуэгос. Там был более капитальный отдых. Итак, глава называется:
                                           "ВНЕШНЯЯ СТАБИЛЬНОСТЬ.
Она отражает связь зрительного стимула и субъекта без учёта движения глаз. По сути дела, речь идёт о субъективной системе координат при многомодальном восприятии.
... Восприятие в условиях компенсированной силы тяжести (невесомости) действительно отличается от восприятия в нормальных условиях рядом особенностей. ...Наступает так называемая болезнь движения (космическая болезнь). Вестибулярно-зрительные отношения в космическом полёте безусловно проявляются, но неожиданная и резкая форма их проявления мало что даёт для понимания неразрушенных связей. Ведь они сначала нарушаются, затем после адаптации трансформируются. ... В лётных условиях, как и в космических, на человека действуют всевозможные угловые и кориолисовы ускорения, перегрузки, но, в отличие от космоса, постоянно присутствует сила тяжести, равная земной. Условия более подходящие. Однако, время воздействия добавочных ускорений на вестибулярный аппарат лётчика ограничено временем полёта и, как правило, незначительно для заметной дегенерации (перестройки) врождённых связей. ... Может быть, по примеру Галилея ... подыскать подходящие условия в месте деятельности моряков? ... могу свидетельствовать, что морская болезнь следует за мореплавателем в океане неотступно, воздействуя в той или иной степени на всех без исключения людей с исправным вестибулярным аппаратом. Условия существования на надводном судне в океане, а следовательно и восприятие, не являются нормальными. Вот почему есть возможность на феноменологии морского восприятия прояснить (по контрасту с нормальным восприятием) сущность внешней стабильности. Для этого будет использован феномен, которому я дал название:
                                         ФЕНОМЕН ТВЁРДОЙ ЗЕМЛИ.
... Через два месяца автономного плавания нам было разрешено идти к берегу для дозаправки пресной водой. Неделю спустя корабль подошёл к причалу и был ошвартован. Зрительно -- берег, как берег. Исключая эмоциональный фактор (это был берег Кубы, по мнению Колумба, -- рая на земле), выход на причал не обещал каких-либо особенных переживаний. Может быть поэтому, я бессознательно оттягивал после причаливания момент схода. Осмотрев и проверив ещё раз своё заведывание на сигнальном мостике, и сфотографировавшись, я, наконец, спустился вниз и в коридоре случайно столкнулся с одним из трюмных. Эти бестии уже успели подсоединить на берегу водяные шланги и начать дозаправку. Возник несколько настораживающий диалог: "Был на берегу?", "Нет, а что такое?", "Сойди, разомнись, -- несколько с иронией, -- сам увидишь", "Когда надо будет, сойду; а всё-таки, что такое?", "А ничего. Увидишь."
И вот в группе других матросов, отдав на трапе честь флагу, я шагнул на причал...
Размяться не пришлось.
С первых шагов внезапно возникло острое чувство опасности, возникла боязнь повредить, поломать ноги, ибо земля показалась неестественно, просто кристаллически твёрдой. Возникло мимолётное, но поражающее представление о прямой связи Кубы с центром Земли, связи жёсткой и незыблемой.
Мы отошли с асфальтированного причала в сторону дороги -- обыкновенного просёлка с мягкой пылью; там было даже некое подобие травы. Чувство не изменилось. В нём было что-то от недоумения слишком опытного футболиста, ударившего со всего размаха по полю вместо мяча. Земля, в отличие от палубы, как бы упреждала шаг, ударяя по подошве снизу. Если остановиться, всё приходило в норму (корабельную). Однако стоило начать идти, чувство возникало вновь, и о силе его можно судить по тому, что сегодня, через 10 с лишним лет [написано в 86-м], оно помнится очень отчётливо, отодвигая на задний план остальные достойные детали. По репликам других матросов (или по отсутсвующему виду) можно было понять, что они чувствовали примерно то же самое. Ко мне пришло ясное понимание, почему древние называли Землю твердью, а море -- хлябью. Боязнь переступить и, одновременно, сладость ходить по земле с такими свойствами не поддаётся более описанию. Поэтому подчеркну лишь чистоту условий проведения невольного экстеримента.
В гавани, куда мы зашли, отсутствовало какое-либо волнение: стоял обычный летом в тропиках штиль -- день клонился к вечеру, но до дежурного в тех местах грозового шквала было ещё часа три; десятки миль мелководья и коралловый риф (с узким фарватером) полностью закрывали доступ карибской зыби; на акватории не было других движущихся судов. Заслуживает упоминания психологический фактор: до этого я в таких переделках не был.
Как интерпретировать феномен?
Может быть нас поразило механическое, вибрационное отличие Земли от дерева и металла палубы? Но двигатели были остановлены (т.е. вибрация полностью отсутствовала), а корабль (довольно не маленький корабль) был притянут к причалу (ради форса) исключительно прочно.
В том-то и дело, что эффект был не колебательным, а угловым.
... Мои выводы из феномена таковы.
а). Нервная система человека каким-то способом через ступни ног оценивает и различает не только и не столько наличие (отсутствие) угловых колебаний, сколько вероятность (невероятность) таких колебаний опоры. Т.е. некий незрительный сенсорный аппарат отличает абсолютную внешнюю стабильность земной поверхности от кажущейся стабильности зрительно неподвижной палубы.
б). Ненормальные условия плавания в океане со временем перестраивают установившиеся с детства сухопутные вестибуло-зрительные связи на другие, более гибкие связи, внешним проявлением которых является знаменитая морская походка. Новые связи при сходе на берег вступают в противоречие со стабильностью опоры, что и вызывает описанные аффективные восприятия. ..."

Далее в книге подробно развёрнуты физиологические предпосылки наличия абсолютно незрительного аппарата внешней стабильности видимого мира, являющегося и основой, и следствием человеческого прямохождения. Эти мои заявочные, в общем-то, гипотезы были экспериментально подтверждены только недавно: нервные датчики в сочленениях ног оказались весьма-весьма сложными и сверхчувствительными...
Замечу для полноты картины, что примерно в районе нынешней Касильды высаживался во время третьего и последнего своего трансатлантического путешествия сам Христофор Колумб. Так что факт частного экспериментального подтверждения наличия у человека шестого органа чувств (органа равновесия), случайно произошедший именно в этом месте, определённо символичен.

(Горлов)
« Последнее редактирование: 16:04, 18 Августа 2011, Четверг от Горлов Сергей »
Записан

Владимир1972

  • Командор
  • *
  • Репутация +12/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1414
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #2 : 20:29, 18 Августа 2011, Четверг »

Я помню, когда сходили с корабля после похода на землю, Создавалось впечатление будто земля качается. Поэтому
моряки ходят в развалку, как в песне поётся "моряк в развалочку сошёл на берег...". Объяснение думаю в том что,
привыкание к качающейся палубе делает походку такой.
Записан

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #3 : 21:18, 18 Августа 2011, Четверг »

Я помню, когда сходили с корабля после похода на землю, Создавалось впечатление будто земля качается. Поэтому
моряки ходят в развалку, как в песне поётся "моряк в развалочку сошёл на берег...". Объяснение думаю в том что,
привыкание к качающейся палубе делает походку такой.

Всё правильно. Часто забывшись до сих пор так хожу. Зато в транспорте не падаю! С.Г.
Записан

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #4 : 11:56, 19 Августа 2011, Пятница »

Помнится, пошли мы как-то с Шурой Аркадьевым на один из океанчиков, - уже не помню, какой, - проводить друзей в поход. Так за вечер примерно на пятерых выпили коробку "Розовой воды". Вот такое было великое достижение.   8)
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #5 : 12:27, 19 Августа 2011, Пятница »

Помнится, пошли мы как-то с Шурой Аркадьевым на один из океанчиков, - уже не помню, какой, - проводить друзей в поход. Так за вечер примерно на пятерых выпили коробку "Розовой воды". Вот такое было великое достижение.   8)
Насчёт "Розовой воды" не в курсах, но в Новый ДМБ-шный 74-й год в страшную качку усосал несколько бутылок штатного вина (остальные тотальнички глотали спирт). Только тогда и понял смысл "чарки" -- давать разгрузку вестибулярному аппарату, отключая его. Правда 50-ти грамм маловато! С.Г.

P.S. Подход к профессии уважаю. Главное -- музыка, понятно...
« Последнее редактирование: 12:37, 19 Августа 2011, Пятница от Горлов Сергей »
Записан

сибиряк

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +186/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6423
  • Чем больше матрос спит, тем меньше от него вреда.
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #6 : 12:29, 19 Августа 2011, Пятница »

Ну и я свои пять копеек внесу...

На "Запорожье" в кубрике сл.1 была выгородка. Называлась "Лаборатория гидрологии". Там мы и обнаружили промышленный дистиллятор. В квасоварке за камбузом поствили бражку,а потом через этот самогонный аппарат мы её перегнали. Получилось на выходе немного по объему, зато вони было много (кто-то нас заложил). Сейчас вспоминаю с иронией все наши мальчишеские "подвиги" (жареный по ночам картофан, самоходы, игра в марьяж на деньги в вентиляторных и т.д и т.п) :D
Записан

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #7 : 18:23, 19 Августа 2011, Пятница »


P.S. Подход к профессии уважаю. Главное -- музыка, понятно...
О какой профессии речь?
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #8 : 21:40, 19 Августа 2011, Пятница »


P.S. Подход к профессии уважаю. Главное -- музыка, понятно...
О какой профессии речь?
Пардон, пардон: неудачно пошутил. О той, за которую мне платили 4,10, если память не подвела.
Записан

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #9 : 23:42, 19 Августа 2011, Пятница »

Когда я тянул горячинский срок, то к концу его мне платили аж целых 7-00   ;D
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #10 : 00:14, 20 Августа 2011, Суббота »

Когда я тянул горячинский срок, то к концу его мне платили аж целых 7-00   ;D
Ну, кто срок тянул, кто учился на дураков не обижаться. Тоже, согласитесь, соратник, небесполезный профнавык.
Записан

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #11 : 01:28, 20 Августа 2011, Суббота »

А я вот считаю дураками пафосных трепачей и графоманов, считающих "профессией" некие мимолетные жизненные эпизодишки, а "достижениями" абсолютно  будничные и, в общем, примитивные вещи. И  умею на них, болезных, не обижаться. Этому  мне даже учиться не надо было. Как-то от рождения дано. ;D
« Последнее редактирование: 01:31, 20 Августа 2011, Суббота от Гражданский »
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #12 : 01:37, 20 Августа 2011, Суббота »

Кстати, лодки типа "Лафайет" на самом деле американские. Но для "героев" это не имеет значения. Их пафосный трындеж рассчитан на неискушенного слушателечитателя, уши которого способны принять на себя любую лапшу в любом количестве.  ;D
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Гражданский

  • Первый среди равных
  • *
  • Репутация +30/-30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3126
  • Горячинский Blackmore
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #13 : 01:47, 20 Августа 2011, Суббота »


Всё правильно. Часто забывшись до сих пор так хожу.
Убил. ;D Как всадило в мышечную память за один-два похода 40 лет назад, так и  не отпускает.  ;D Пора создавать на форуме цитатник "Выдающиеся мысли и изречения участников форума". "Научная монография" с многостраничными воспоминаниями ни о чем из сопливой юности тоже впечатлила. ;D  О доблести, о подвигах, о славе....  ;D
« Последнее редактирование: 01:48, 20 Августа 2011, Суббота от Гражданский »
Записан
У дома родного ты счастлив и нем
И только ничуть не завидуешь тем,
Другим, у которых три года еще впереди.

Горлов Сергей

  • Командор
  • *
  • Репутация +16/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1073
  • На фоне Сент-Килда
Re: FUIMUS "Мы были" (профессиональный аспект)
« Ответ #14 : 03:59, 20 Августа 2011, Суббота »

А я вот считаю дураками пафосных трепачей и графоманов, считающих "профессией" некие мимолетные жизненные эпизодишки, а "достижениями" абсолютно  будничные и, в общем, примитивные вещи. И  умею на них, болезных, не обижаться. Этому  мне даже учиться не надо было. Как-то от рождения дано. ;D

Эк, тебя Остап-Блэкмор понесло! Жидко понесло, приятель. Пойдём выйдем, чтобы не мешать другим, в дуэльный зал. Там я тебе покажу, как вспоминать под розовой капельницей среди подыхающих от саркомы про "Лафайеты". Но господь учил прощать даже таких гнилых, как ты. И просить у тебя прощения за... свою счастливую (независтливую) жизнь. Прости меня, убогий Блэкмор и прощай в этой теме. (Вызов не отменяю, Горлов)

P.S. Похода было три: 9 месяцев и 30 000 миль (так, для справки). А монографию мою можешь полистать, если занесёт в Лондон, в библиотеке Британского музея. Привет.
« Последнее редактирование: 04:13, 20 Августа 2011, Суббота от Горлов Сергей »
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.024 секунд. Запросов: 26.