Не спорю: иго было игом, и когда штурмом брали города, не щадили никого, включая женщин и детей, да пожар не выбирает - выжигает все дотла. Но татаро-монголы - в отличие от тех, кто к нам шел из Европы, - никогда не ставили задачей установление своей идеологии. Они себя вели по отношению к нам так, как потом вели себя мы по отношению к другим народам, входившим в состав Российской империи: верховного сюзерена интересовала дань вассалов и их участие в его военных походах, внутреннее устройство русского общества, включая вопросы веры, они отдавали на откуп вассалам. Проще говоря он не пытались из русских сделать нерусских. Их интересовал экономический базис: например их целью, как правило, были города как элементы экономической инфраструктуры, грабили зажиточное городское население. Городским храмам и монастырям "доставалось" заодно... Если они сгорали, то в огне общегородского пожара.
Поляки же целили в идеологическую надстройку: насколько это страшнее, можно судить по 70 безбожным годам.
А по поводу обороны Варшавы - мне, как человеку русскому, более естественными представляются все же праздники, связанные изгнание оккупантов, а не с захватом чужих территорий.
По поводу обороны Варшавы и изгнания оккупантов могу сказать следущее - Вам-ли как человеку русскому и военному не знать, что военная победа над страной (Вы ведь предлагаете отпраздновать 4-11 Победу над Польшей), по крайней мере в те годы, означала уничтожение или сдачу в плен войск противника, зачастую контроль над столицей или большей часть территории противника и в итоге подписание мирного договора на условиях победителя. И Германия и Япония в этот ряд вполне укладываются. С поляками мы имеем сдачу в плен польского гарнизона в Кремле - не более того. Сигизмунд конечно расстроился, его можно понять, однако с Польшей по большому счету ничего не произошло. Война эта, как Вы знаете, продолжалась до 1618 и закончилась перемирием по которому полякам были уступлены Смоленская, Черниговская и Северская области, но Владислав не отказался от своих притязаний на московский престол. Это ли называть победой ?
Теперь вернемся к монахам
Общими усилиями мы пришли к выводу, что и татаро-монголы и поляки одинаково успешно истребляли любимых Вами монахов ( поляки сотнями, татаро-монголы во всеобщей мясорубке в количествах, так скажем, статистических).
Таким-образом, единственное отличие, которое позволяет Вам со снисхождением относится к озорствам татаро-монголов и в то же время, за те же грехи, люто ненавидеть поляков - это покушение последних на "надстройку", то есть православие. Это теперь и есть основной грех поляков, исходя из того, что Вы написали.
Ну что ж, давайте обратимся к православию, глубоко забираться не будем, сразу к технике вопроса:
(цитата)
860 г. — для распространения христианства на захваченных Хазарией русских землях из Византии были отправлены очередные "просветители": Кирилл и Мефодий. "Основатели славянской письменности" изучают в Корсуне (Херсоне) евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами (о чем сами же и упоминают!), вернувшись же в Византию, "изобретают" свою письменность, предназначенную для облегчения переводов с греческого на русский, придумав дополнительно 11 букв. Тогда же назначается и глава русской церкви (за 128 лет до крещения Руси!)... Византийский патриарх Фотий: "Народу возлюбленному и богоизбранному (грекам) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные орудия, а надо овладеть и господствовать над русскими с помощью всевышнего."
"Житие блаженнаго Володимира", цитата по А.В. Карташев "Очерки по истории Русской Церкви":
Повелеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василiя на холме, идеже стояще кумир Перун и прочiи, идеже творяху потребе князь и людье. Инача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом... и всю землю русскую исторже их уст дiаволъ и к Богу приведе и к свету истинному... и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы съкруши: и честными иконами церкви украси.
989-990 г — "святой князь Владимир" в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Дядя князя Добрыня, воевода Путята и епископ Иоаким Корсунянин крестят огнем и мечом новгородцев (Иоакимовская летопись): "посем повеле идолы опроврещи, овыя сещи, а другия огневи предати", "посем вскоре повеле рубити церкви и поставляти по местом, иде же стояще кумиры". Церкви ставятся там, где прежде стояли языческие кумиры. Не желавшие креститься уходили "в пустыни и леса", бежали, бросив все. Раскопки в Новгороде подтвердили сожжение при крещении половины города.
1024 г. — Широкомасштабное насаждение христианства силой в Суздале (подавлено Ярославом Хромым ("Мудрым")), в Муроме и в Ростове - ростовские епископы Илларион и Федор, затем Леонтий. [см. Новгородская IV летопись, "Повесть о водворении христианства во Муроме" и Корсаков. Д., Меря и Ростовское княжество. История Ростовско-Суздальской земли. 1872 г., Казань] ... "Житие епископа Леонтия" и "житие Константина Муромского". Оба очень отличились в "ниспровержении кумиров". Леонтий за черезмерное рвение убит возмущенными ростовчанами.
1071 г. — Убийство волхвов в Киеве ("и вринуша его беси в ровъ", Переяславский летописец). В том же году - в Ростово-Ярославской земле и в Новгороде восстания против произвола, творимого христианскими крестителями. В Ростове - Ян Вышатич пытал, а затем казнил волхвов. Лаврентьевская летопись, ПСРЛ: "Восстали два волхва близ Ярославля. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: что же вам молвят Боги? Они же ответили: так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя. И сказал им Янь: то они вам правду поведали. И схватив их, убили и повесили на дубе".
XII век. — Изуверской жестокостью славился ростовский епископ Федор. Летописец говорит о нем, что он "немилостивый был мучитель, одним головы рубил, другим глаза выжигал и языки резал, иных распинал на стене и мучил немилостиво" [Полное собрание русских летописей, т.II, СПБ 1843, стр.102.].
Конец XIII века. — Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами", указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.].
(конец цитат)
Таким вот образом сменялась старая надстройка на следующую...
Не оправдывая жестокости поляков, хочу лишь повторить, что никаким изощренным зверством они не отличались, а действовали в русле, так сказать, принятой в те года практики, в том числе и практики изменения "надстройки"
Говорить же о татарах, что они лучше только потому, что были в основной своей массе просто "отмороженными" кочевниками, мне кажется, не совсем правильно.
Кстати, вот точка зрения церкви (или скорее описание разброда и бардака того времени
http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040324105059