Чуцай Елюй - биография
Елюй Чуцай, также Чу-цай (монг. Урту сахал — «Длинная борода») (3 августа 1189 — 2 июня 1243, близ Каракорума) — государственный деятель Монгольской империи, советник Чингис-хана и Угэдэя. Учёный и писатель. Отцом Елюй Чуцая был Ила Люй, который вёл своё происхождение от Абаоцзи (Елюя Амбагая), основателя киданьской династии Ляо (907–1125).
Ила Люй, оставшись сиротой, был усыновлён родственником, который накануне или после падения Ляо перешёл на сторону новой династии — чжурчженьской Цзинь (1115–1234). Будучи чиновником и учёным, Ила Люй занимал при дворе цзиньских императоров высокие посты. Он занимался переводом китайских книг на чжурчженьский и киданьский языки, а также составлением истории императоров династии Цзинь.
Ила Люй умер в 1191 году. Воспитанием Елюй Чуцая занималась его мать, урождённая Ян, вероятно, китаянка. Под её руководством он получил классическое китайское образование. Обладая большими способностями, Елюй Чуцай к шестнадцати годам изучил разнообразные науки, в том числе конфуцианство, математику и астрономию, тесно связанную в Китае с астрологией.
Своим родным языком он считал китайский, а киданьский изучил лишь в кара-китайском государстве Си-Ляо (Западное Ляо) в период среднеазиатского похода Чингис-хана (1219–1224). Вероятно, Елюй Чуцай владел также чжурчженьским и монгольским.
В 1205 году Елюй Чуцай сдал экзамены и был назначен канцеляристом (юань) в придворную канцелярию. В 1213 г. он получил должность тун чжи-ши — помощника правителя — округа Кайчжоу (провинция Хэбэй). К этому времени война с монголами шла уже два года, практически вся северная часть империи Цзинь находилась в их руках.
В 1214 году Елюй Чуцай был вызван на службу в Срединную столицу Чжунду (Пекин), где занимал незначительную должность юань-вайлана (помощника секретаря) при наместнике Ваньянь Фусине. После бегства императора Сюань-цзуна в Южную столицу Бяньцзин (Кайфын) союзные монголам киданьские войска осадили Чжунду (середина лета 1214 г.).
Елюй Чуцай находился в осаждённом городе до его взятия в июне 1215 года. После этого он три года прожил в буддийском монастыре, где изучал священные книги. В этот период он получил от своего наставника Вань-суна прозвище Чжань-жань цзюй-ши («отшельник Чжань-жань»).
Яндекс.Директ
Об отмене льгот в 2015 году
Больше всего пострадают пенсионеры. Подробнее читайте на russian-novosti
russian-novosti.net
На службе у монгольских ханов
Весной 1218 года Елюй Чуцай был вызван в ставку Чингис-хана. Монгольский правитель, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев к чжурчженям, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингис-хана «Цзинь и Ляо — извечные враги.
Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву на верность, служили им. Как бы посмели враждовать с государями, будучи их подданными!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода»).
С 1219 года он сопровождал Чингис-хана в походе на Хорезм. В это время Елюй Чуцай, проявив свои астрологические познания, сделал несколько удачных предсказаний, что ещё более возвысило его в глазах суеверного хана. В 1222 году близ Самарканда произошла встреча с даосским монахом Чан-чунем, которого вызвал к себе Чингис-хан. Первоначально Елюй Чуцай, даже будучи буддистом, заинтересовался учением даосской школы Цюаньчжэнь.
В 1227 году скончался основатель империи Чингис-хан, и спустя два года собрался курултай для возведения на престол его преемника, Угэдэя. Согласно Юань-ши, Елюй Чуцай сыграл основную роль в проведении церемонии, однако другие источники этого не подтверждают. Так или иначе, именно при Угэдэе развернулась деятельность Елюй Чуцая, как главного советника по китайским делам.
После уничтожения в 1227 г. тангутского царства Си Ся и падения Бяньцзина, Южной столицы Цзинь (1234), весь Северный Китай оказался в руках монголов. Ещё в 1230 году часть монгольских нойонов, заявляя, что от китайцев нет никакой пользы, предложила Угэдэю их уничтожить, а земли превратить в пастбища.
Против этого предложения выступил Елюй Чуцай. С помощью точных расчётов он показал, что гораздо выгоднее будет не уничтожать население, а установить систему постоянного налогообложения: Если в самом деле в Северном Китае справедливо установить земельный налог, торговый налог и сборы на соль, вино, плавку железа и продукты гор и озер, то ежегодно можно получать серебра 500 тысяч лян, шёлка 80 тысяч кусков и зерна свыше 400 тысяч ши.
Их будет достаточно для снабжения армии. Как так можно говорить, что от ханьцев нет никакой пользы!
Угэдэй согласился, и во всех десяти административных районах Северного Китая (лу) были созданы налоговые управления (кэ-шуй со) с бывшими чиновниками империи Цзинь во главе. К осени 1231 года было обеспечено поступление налогов в указанных Елюй Чуцаем размерах, и он был назначен ханом на должность чжун-шу лина («начальника великого императорского секретариата»
http://www.aphorisme.ru/about-authors/chucay/?q=3123Эту китайскую грамоту знали не только Чингиз-хан и Угэдэй , но и Чингизиды последующих колен.
А вот у католиков-крестоносцев задачи другие стояли, потому и нужно было их п@@@@ть , иначе самим кирдык.