По "Топазу" - причена затопления - поступление воды в машинное отделение через кингстон, боролись, но ничего не получилось, экипаж эвакуировался на плотиках, а капитан остался на судне и утонул вместе с судном.
Странно. Поступление воды через кингстон в машинное отделение? Как помнится на всех БМРТ машинное отделение находится между 2-х водонепроницемых переборок. Даже его полное затопление не должно было привести к потере судна. Впрочем, если это иномарка, тогда всё возможно. Надо знать его характеристики. Капитан, скорее всего, не успел покинуть пароход. Но тем не менее очень странно. В этой связи я вспомнил тоже очень странную гибель ролкера "Механик Тарасов (порт приписки: БМП, Ленинград), которая случилась в феврале 1982 года. Через месяц исполнится 27 лет со дня того события. В начале марта 1982 года, накануне женского дня, в Ленинградском порту прошли похороны членов экипажа этого судна, которых удалось достать из воды. Я был на тех похоронах.
По этой ссылке можно прочесть свидетельства очевидца, участвовавшего в спасении парохода, о том, что случилось тогда в Атлантике, недалеко от о. Ньюфаундленд (ВПК).
http://world.lib.ru/w/wetrincew_wladimir_aleksandrowich/msword-1.shtml
Несмотря на то, что автор старается не следовать "официальной версии трагедии", это у него не получилось. Фактически он подтвердил выводы расследования комиссии и её официальную версию. Из 30 с лишним членов экипажа в живых чудом остались 5 мотористов. Мне довелось встретиться с ними, поговорить, задать вопросы и получить на них ответы. Ребята спаслись только потому, что они были, пожалуй, единственными профессионалами во всём экипаже. Все остальные были новичками в море, поддались панике и горохом посыпались за борт. А далее всё сделала холодная вода. Мотористов спасло то, что перед тем как покинуть борт, они в машинном отделении, раздевшись до гола, густо намазались с ног до головы тавотом. И только потом, сверху, надели свою одежду. Плотиком воспользоваться было фактически невозможно. Все плотики после сброса срывало и уносило ураганным ветром. Но им всё-же удалось каким - то чудом "оседлать" один из них. Из разговора с ребятами я понял, что рейс тот был очень не простой. Капитан Былкин, получив предупреждение о надвигавшемся циклоне, запросил разрешение отложить выход на пару дней. Но получил отказ и, более того, приказ двигаться в Ленинград кратчайшим курсом. В аккурат через центр циклона. С момента выполнения этого приказа всё и началось. Я очень сильно сомневаюсь в том, что Былкин пошёл на помощь гибнущим на нефтяной платформе. Учитывая класс ролкера, не приспособленного к плаванию в океане, им самим было в тех условиях не до платформы. По версии спасшихся ребят, из-за неправильного крепления палубного груза, во время шторма часть контейнеров сорвало со своих мест и они снесли вентиляционный гриб. В отверстие в палубе внутрь корпуса стала поступать в больших количествах вода. Попытка завести пластырь успехом не увенчалась. Вскоре из-за поступления воды встали сначала главный двигатель, затем вспомогачи. Судно получило опасный крен и дифферент на нос, что усугубило ситуацию. И только в этот момент прозвучала команда "Экипажу покинуть судно" . Но сделать это было уже почти невозможно: при таком волнении, крене и дифференте о шлюпках можно забыть. А плоты, как я уже говорил, сразу уносило ветром. Началась паника. Люди начали прыгать за борт. Спасатели вылавливали уже трупы. Люди гибли от переохлаждения. У меня очень много вопросов по поводу той трагедии. Я не верю в то, что через вентиляциооное отверстие можно утопить такой пароход. Ну не верю, режьте меня на куски. Почему экипаж оказался "блатным", то есть в этот рейс он набирался "по блату"? Почему капитан Былкин категорически отказывался идти в этот рейс? Почему ему было категорически запрещено обойти циклон и приказано кратчайшим курсом следовать в Ленинград? На эти и многие другие вопросы ответа нет. И, наверно, никогда не будет.
P.S.
В этой статейке задаются кое - какие "неудобные" вопросы по поводу гибели "Механика Тарасова" и нефтяной платформы.
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_35.html