Для многих это давным-давно уже не новость...
............
От атомного крейсера исходит экологическая угроза жителям Северодвинска.
АРХАНГЕЛЬСК, 14 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Владимир Ануфриев/.
От надводного атомного ракетного крейсера, бывшего "Адмирала Ушакова", из реакторов которого 33 года не выгружалось ядерное топливо, исходит экологическая угроза Северодвинску и его жителям. Об этом заявил гендиректор "Центра судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) Владимир Никитин, сообщила в субботу пресс-служба предприятия.
По словам гендиректора, корабль пришел на "Звездочку" в 1997 году. Как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось, и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое, с заглушенными реакторами. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо. "Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно", - считает Никитин. "Мы обращаемся и в Минобороны, и в Росатом, чтобы был решен вопрос о его безопасной утилизации", - добавил он.
"В ближайшей перспективе крейсер модернизировать не планируется, по крайней мере, мы таких планов не видим. Поэтому необходимо выгрузить отработавшее ядерное топливо, перевести крейсер в безопасное состояние, убрать из акватории и освободить причальное место, которого заводу при сегодняшней загрузке не хватает", - пояснил гендиректор «Звездочки».
В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы "Глобального партнерства", принятой на саммите стран "большой восьмерки" в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализована. По экспертным оценкам, утилизация тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАКР) обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.
.......
История крейсера.
ТАРК "Адмирал Ушаков", до мая 1992 года - "Киров", был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1980 году. С 1990 года корабль нуждался в ремонте и в морских походах не участвовал. По данным из открытых источников, крейсер проекта 1144 "Орлан" имеет длину 251 м, ширину - 28,5 м, осадку - 9 м и водоизмещение 28 тыс. т. Энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов.
http://itar-tass.com/spb-news/834064