...Получается, что т.н. "владычица морей" сейчас без базовой патрульной авиации?
Как сообщают агентство Reuters (
http://www.reuters.com/article/2015/01/07/us-japan-uk-arms-exclusive-idUSKBN0KG0WG20150107) и веб-ресурс
www.navyrecognition.com (
http://www.navyrecognition.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2314), правительства Японии и Великобритании ведут предварительные переговоры о возможности приобретения ВВС Великобритании новых японских базовых патрульных самолетов Р-1, производимых корпорацией Kawasaki Heavy Industries. Первые переговоры по данному вопросу прошли на авиасалоне в Фарнборо в июле 2014 года.
Японский самолет Р-1 рассматривается одним из главных возможных претендентов для восстановления утраченных Великобританией возможностей в базовой патрульной и противолодочной авиации, после того, как в 2010 году в соответствии с изданным тогда британским правительством последним "Стратегическим обзором в области обороны и безопасности" (Strategic Defence and Security Review 2010) была аннулирована как чрезмерно дорогостоящая программа "обновленных" базовых патрульных самолетов Nimrod MRA.4, и девять этих уже по большей части перестроенных самолетов пошли на слом. Другими вариантами на роль нового базового патрульного самолета, рассматриваемыми сейчас британцами, являются два американских предложения - Boeing P-8 Poseidon и Lockheed Martin SC-130J Sea Hercules.
Ранее ряд британских специалистов в области морской авиации и противолодочной борьбы подвергали критике концепцию нового основного американского базового патрульного самолета Boeing P-8 Poseidon, выражая сомнение в эффективности являющейся основой этой концепции ориентации на ведение противолодочного поиска на средних высотах, вместо традиционного поиска на малых высотах. В связи с этим закупка Р-8 для Великобритании считалась маловероятной.
Японский самолет Р-1 основывается на "традиционной" концепции противолодочного поиска с малых высот. При этом Р-1 выступает, наряду с Boeing P-8, одним из двух современных серийных предложений специализированных "больших" базовых патрульных и противолодочных самолетов. Р-1 является первым в мире серийным самолетом, оснащенным оптоволоконной электродистанционной системой управления и имеет самое современное поисково-прицельное оборудование, включая поисковую РЛС Toshiba HPS-106 с АФАР и магнитный обнаружитель нового поколения.
Первые два серийных базовых патрульных самолета Р-1 были поставлены Kawasaki Heavy Industries авиации Военно-морских сил самообороны Японии в марте 2013 года. К настоящему времени законтрактовано 13 серийных самолетов Р-1, из которых построено шесть (бортовые номера с 5503 по 5508). В запросе на 2015 финансовый год министерство обороны Японии запросило заказ еще 20 самолетов, а всего суммарно предполагается закупка для японской морской авиации 70-80 машин.
Хотя вероятность закупки Великобританией японских самолетов Р-1 выглядит достаточно низкой (прежде всего, по политическим причинам), уже само рассмотрение британской стороной такой возможности свидетельствует о высоком уровне продукции японской оборонной промышленности, которая теперь, после снятия японским правительством политических ограничений на экспорт продукции военного назначения, начинает продвигаться за рубеж. "Если Великобритания обращает на него [P-1] серьезное внимание, то тем самым P-1 привлечет к себе внимание и на международном уровне," - заявил Reuters один японский источник.
В теории, как пишет Reuters, если Япония сможет предложить специально для британских вооруженных сил вариант Р-1, который будет конкурентоспособным по стоимости и возможностям, то он может представлять собой жизнеспособную альтернативу.
Совместное производство Р-1, которое даст возможность задействовать британские наработки по программе Nimrod MRA.4, сможет позволить Лондону сохранить права на РЛС и технологии поиска и обнаружения, которые будут утеряны в случае закупки американских самолетов, технологии которых контролируются Пентагоном, сказал Reuters один из источников.