Эпизод моря 1985 года
Калибровка пеленгатора «Заря».
29.01.1985 года
Продолжение
- А интересно, здесь и дно есть? Вот бы посмотреть, что там. – высказал свою мысль кто-то из матросов, - там рыбы, корабли….
- Конечно, они там сейчас еб…..ся, - в тон ему вставил Фомченков. Вот так, слово за слово продолжалась беседа. По командам с корабля, мы периодически двигались: то вперед, то назад. Из-за большого расстояния было трудно понять, что они хотят от нас. Рация наша не работала, что-то там отказало.
- Все правильно, не унывая, говорил Фомченков, - главное – есть рация. Согласно руководящих документов, она должны быть! Вот если бы ее не было, то тогда кому-то вдули бы как следует. А так все в порядке, рация есть, только она поломалась. За это не вдуют, она поломалась после отхода от корабля. Наконец на корабле, видимо надоел этот цирк, и нам приказали подойти к борту. Подошли. На крыле мостика стоял командир, капитан второго ранга Бухинский Борис Николаевич, и кричал в мегафон:
- Ну, что вы там не видите ли ничего, мы ведь здесь показываем куда двигаться, бинокль то у вас зачем?
- Да не видно в него ничего, товарищ командир! Прокричал в рупор Фомченков.
- Ты Емельяныч не пи…..ди, не может этого быть!
- Товарищ командир, пытался вступиться за Фомченкова Самсонов, - в него не видно действительно ничего. Не обращая внимания на оправдывание командир продолжал:
- Давайте по новой зайдите, и станьте в пятистах метрах, справа сорок пять!
- Есть! Прокричал Фомченков, а мотористу – поехали!
Взревел мотор и вельбот, разбрызгивая пену, понесся вперед. Так продолжалось час или полтора. Мы обошли корабль со всех сторон, сделали, как нам казалось все замеры, но команды возвращаться все не было. Солнце уже село, и мрак, с каждой минутой, все сильнее окутывал нас.
- Нам, главное не потерять корабль из виду, сказал один из матросов.
- Не потеряешь, ответил Самсонов, вон видишь, огонек специально для нас включили, видно миль за пять.
Длинная полгая волна поднимала нас, и тогда было видно: и место, где солнце, между тучами, ушло в воду, и корабль, и огромную впадину уходящую вдаль, в сумрак, в конце которой она превращаясь в новую наступающую на нас волну. Создавалось впечатление, что перед нами широченный овраг, и мы стоим на одной из его сторон.
- В общем, остаться одному, вот так в вельботе, в океане, не очень приятная штука, - сказал кто-то из матросов.
- Конечно, особенно ср ть неудобно, - продолжил Фомченков. Все дружно рассмеялись. Наконец дали команду подойти к борту. Подошли, вывалили кранцы. Высокий борт корабля черной стеной вырисовывался в плотном сумраке. Когда волна проходила, и мы оказывались в самом низу ямы, он, борт, как будто нависал над нами, закрывая собой половину неба, и открывая при этом свою подводную часть поросшую водорослями и ракушками. Ощущение такое, словно ты в колодце. Белая полоса ватерлинии взлета вверх на высоту, что до нее нельзя было дотянуться рукой. Затем она исчезала в пенных водоворотах, вельбот выбрасывало вверх на высоту, что руками можно было спокойно браться за ватервейс. У меня даже мысль мелькнула:
- Тут, в случае чего, можно просто перепрыгнуть с вельбота на борт корабля.
Все это давало понять, что подъем вельбота будет делом не простым. Итак, подошли мы нормально, правда промахнулись немного, но отработали назад и стали прямо под качающимися в воздухе талями шлюпбалок. И тут я ясно увидел, какую оплошность мы допустили при спуске вельбота. Это, как я понял, увидели и все остальные. Оказывается, мы отдали тали шлюпбалок в момент, когда и крен корабля был на наш борт, и высота волны была, если не на максимуме, то уж точно не на минимуме, и теперь, чтобы поднять вельбот, нужно было хорошо изловчиться, чтобы взять его на блоки талей. А для этого, необходимы слаженность действий, как носового, так и кормового закрепляющих. Вельбот стоит на максимуме волны две-три секунды, а может быть и меньше. Отдать тали одновременно после касания вельбота о воду дело одной секунды, а вот завести рым тали на гак вельбота, одной секунды явно не достаточно. И тут началось. То влетаем вверх, так, что блоки талей волочатся по банкам и рыбинам вельбота, то летим вниз, и эти блоки взлетают вверх на недосягаемую высоту, чтобы через пару секунд обрушиться сверху на нас. Тут только смотри. С одной стороны бьет о борт, с другой – блок может так дать по голове, что и поднимать будет нечего.