Единственный в России судоподъёмник сооружён в 1976 году (официально пущен в эксплуатацию в 1982 году) на Красноярской ГЭС на реке Енисей. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу (судовозную камеру), перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается (по принципу сухого дока) ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.
Технические параметры судоподъёмника
• предельные размеры транспортируемого судна — длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м
• расчётная грузоподъёмность — до 1500 тонн
• перепад уровней между нижнем и верхнем бьефом — 104 м
• длина "сухого" пути — 1180 м
• полная эксплуатационная длина с подводными участками — 1510 м
• скорость — 1 м/с
• тяга — 850 тонн
• привод безредукторный — гидромоторы 1МP16C (68 кВт, момент 29000 Нм, 24 об/мин) на каждом колесе
• число осей — 78
• максимальная полная масса перевозимого судна — 8100 тонн
• максимальная осевая нагрузка — 104 т на ось
• диаметр поворотного устройства — 106 м, угол поворота — 140 градусов
Разработчик — Ленгидропроект, изготовитель — Ленгидросталь.
Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой.
Обычно, для преодоления судами ГЭС строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда из верхнего бъефа в нижний. Но в случае с Красноярской ГЭС решено было строить не шлюзы, а судоподъемник. Почему?
Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу – скалы, на правом – город Дивногорск, долина реки Маны... По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большго перепада высот – в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).
Тогда родился вот такой проект. В итоге, судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину. Общая длина пути – полтора километра.
Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.
В советское время подъемник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельхозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии.
Тип судоподъемника – продольно – наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем – 6,5 м.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
Способ транспортировки судов – на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м