А вы знали, что в Мурманске когда-то был трамвай?
Мурманский трамвай или узкоколейная дорога
Вряд ли француз Поль Декавиль, придумывая свою узкоколейку, чтобы возить свеклу с раскисших полей, предполагал, что его изобретение будет служить не только по грузовой части. А ведь узкоколейка Декавиля достаточно долго была почти единственным общественным транспортом молодого Мурманска.
Как утверждают работники Мурманского архива, «декавилька» служила в основном для перевозки грузов, но именно она стала первым муниципальным транспортом – «Мурманским трамваем». Дорогу построили англичане в 1918-1919 году. При этом они не считались с нуждами и интересами города. Колею прокладывали, как было удобнее, не глядя на планы градостроителей, и не оглядываясь на жителей города.
«Рабочие для балластировки пути закладывают карьеры в тех местах, где должны пройти улицы города, а местами в кварталах участков, отведенных частным лицам», — возмущался в мае 1919-го комиссар Мурманска Иван Сербинов. — «Кроме того, укладочный материал на некоторых улицах загромождает дороги, переезды через пути устроены так, что могут повлечь несчастья с людьми и лошадьми».
Руководил строительством дороги инженер Фрезер, а командовали дорогой британские военные: полковник Лефевр, а позже его заменил подполковник Томсон. Дорогу протянули на пять вёрст, проложив колею шириной 600 мм. В качестве тяги использовались британские трактора фирмы «Симплекс», работавшие на бензине. В парке «Мурманского трамвая» было 5 машин мощностью 20 лошадиных сил и 2 машины мощностью 40 лошадей. Две последние работали в основном зимой.
Трактор британской фирмы "Симплекс", мощностью 20 лошадиных сил.
Когда союзники покинули Мурманск, «декавилька», вместе с подвижным составом и запасом запчастей перешла в ведение города, став первым и одним из самых выгодных транспортным предприятием города. «Декавилька» перевозила грузы – 80 копеек за пуд.
Но по узкоколейке передвигались не только составы, зимой полотно дороги активно использовали жители города и возчики.
«Мурманский трамвай» ходил по маршруту от Зелёного мыса к району Морской базы, а осенью 1919 года было решено проложить ответвление к Лихтерной пристани. Белогвардейское правительство Мурманска озаботилось тем, что не хватает лошадей для разгрузки пароходов, и было решено использовать узкоколейку. Для дополнительной ветки уже везли шпалы из Чупы и рельсы из Беломорска (Сорока), но планы не удалось воплотить в жизнь – в городе сменилась власть.
Колея "Мурманского трамвая" на улице Володарского.1928 год (см. 1 фото в посте).
«Красные» занялись чисткой города, причём, в прямом смысле. В апреле 1920 года вагонетки узкоколейки использовались для вывоза мусора. За пять дней было собрано 120 вагонеток грязи.
Но, попользоваться «трамваем» не удалось – в городе закончился бензин и «мурманский трамвай» встал.
К середине 20–х годов «Декавилька» начала работать весьма интенсивно. Отдел коммунального хозяйства (Откомхоз) в ведении которого была узкоколейка, заключал договоры на доставку грузов с предприятиями города и частными лицами.
Но, со временем, «Мурманский трамвай» начал ветшать. Первой пришла в негодность ветка к Зелёному мысу. Из 7 тракторов работали только 4, но запчастей к ним не было, да и сами пути требовали ремонта.
Так и приказала долго жить наша «декавилька». В июле 1934 года «Полярная правда» писала, что «на городском узкоколейном пути, служащем для перевозки стройматериалов, работало 2 мотовоза, сейчас их 5.» Но, как писала газета, к концу года этот путь будет уничтожен, а главным городским транспортом станут автомашины. Так и случилось и «Мурманский трамвай» остался только на редких снимках.
http://vk.com/id152275284