Раз уж заговорили об электричестве,как раз можно вспомнить кое-что по этой теме.
Как с этим обстояло дело на кораблях проекта 861М не помню,про бОльшие корабли бригады знаю только с чужих слов,а вот на Океанчиках в море при питании от корабельного ДизельГенератора в каютах по проекту было не переменное,а постоянное напряжение 220 В.
Характерный пример-на Кренометре один из молодых лейтенантов,впервые вышедший в море,сжёг блок питания у своего кассетного магнитофона (по-моему,одна из моделей "Электроники"),который он у стенки постоянно слушал,запитывая его от этой же розетки.
Когда стали разбираться,говорим ему:
-Ты что,не знал,что при питании от береговой сети по всему кораблю переменка,а в море переменка только в аппаратных помещениях,а каютах постоянка?Об этом ведь даже у каждой розетки написано-перед маркировкой "220 В" стоят знаки: сверху "~"(переменное напряжение) и снизу "="(постоянное напряжение).
-Видеть-то видел,но не обратил внимания.Да и как можно определить переменка в розетке или постоянка?
-Определить это можно:
-При помощи покупного индикатора напряжения с неоновой лампочкой:при переменке на фазовом контакте у лампочки светятся оба электрода,а при постоянке на одном из контактов (плюсовом?-сейчас точно не помню) светится только один электрод;
-Ещё лучше самодельный индикатор на неонке типа ТН с двумя проводами.Оба провода подключаешь с сети и сразу видно постоянка тут или переменка.Затем один провод берёшь в руку,а другим определяешь полярность (при постоянке) или где фаза (при переменке).
-Ну нет у меня индикатора да и сложно всё это.
-Тогда можно сделать проще:
-Берёшь головные телефоны и на очень-очень короткое время подключаешь их к розетке.Если слышно только два щелчка-при подключении и отключении,то в сети постоянка.А если в сети переменка,то как бы быстро ты не отключился-фон переменного тока (хоть несколько периодов) услышать всё равно успеешь.
-Это что,прикол?Телефоны ведь сгорят!
-Не сгорят!Тут главное выполнить эту операцию как можно быстрее и не проверять несколько розеток подряд,а с перерывом в несколько минут,чтобы катушки в телефонах не перегрелись.И не прикасаться к оголённым проводам,где они подключены к телефонам.
Так как товарищ на слово не поверил,да и другие сомневались,пришлось им продемонстрировать оба метода.Второй-со своими рабочими телефонами.
Кстати,если в каюте переменка была нужна для работы-обращались к старшему механику и проблем с подключением не было.
На снимке один из упоминаемых выше самодельных индикаторов.Я их наделал полно,тем более,что по такому же типу мы делали ночники.Главное было-найти к ночнику подходящий корпус.В основном все раздал,но и себе оставил.