-- Приведу краткие выдержки из новостей по катастрофе SSJ-100 в Индонезии, отсортированные по датам публикаций (заранее прошу прощения за некоторые длинноты и повторения):
(24 мая 2012 г., 11:25) ... "Как бы то ни было, версию о неком внешнем воздействии на аппаратуру самолета, в частности, на систему оповещения о столкновении, специалисты пока не торопятся отвергать. В Службе внешней разведки и ГРУ "Комсомольской правде" пояснили, что вызвать с земли сбой аппаратуры самолета реально и это можно доказать. Версия о "промышленном саботаже" отрабатывается, отметил генерал ГРУ, чью фамилию газета предпочла не называть. "Мы давно отслеживали работу ВВС США в аэропорту Джакарты. Знаем, что у них есть особые технические разработки, с помощью которых можно с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолете. К примеру, лайнер летит на одной высоте, а оборудование после вмешательства с земли показывает другую. Возможно, без таких "помех" не обошлось", - заявил генерал. В КАТАСТРОФЕ МОГ БЫТЬ ВИНОВАТ ДИСПЕТЧЕР. Представитель "Гражданских самолетов Сухого" полагает, что решение снизить полет российского лайнера снизиться до опасной высоты было все же ошибочным. "Главным остается вопрос: почему диспетчер разрешил снижение? - рассказал он "КП". - В технической исправности нашего самолета мы уверены на все сто. Качество лайнера - лучше не придумаешь. Экипаж - высочайшего класса. Возможно, диспетчер не видел, что самолет идет прямиком на гору". ...
(07 июня 2012г. 14:47) ... ВЕРСИЯ ОБ ОШИБКЕ ПИЛОТА SSJ-100 ПРИОБРЕЛА НЕОЖИДАННЫЙ ОБОРОТ. Новости Азии, Индонезия. Версия об ошибке пилота разбившегося SSJ-100 приняла весьма неожиданный оборот. Согласно информации издания «Московский комсомолец», об опасном сближении лайнера с горой экипаж был предупрежден не только бортовой системой самолета. По данным источника издания, речевой самописец записал, как один из летчиков кричит командиру экипажа, нельзя туда лететь, там гора! Но, тем не менее, по каким-то причинам, пилот все равно решился на опасный маневр, что и привело к трагедии. ... Ранее сообщалось, что эксперты ЦАГИ, моделируя роковой полет пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100», пришли к заключению о том, что самолет дважды совершал схожий маневр в опасной близости от других гор, но повторить трюк с третьей горой (Салак) пилот уже не смог. Издание приводит слова эксперта ЦАГИ, который отмечает, что и ранее были подозрения на ошибку пилота, приведшую к трагедии, но чтобы это произошло вот так, как элемент некоего воздушного хулиганства, такое никто не предполагал.
(8 июня 2012 г., 09:09) ... Следствие, изучив записи бортового самописца, также пришло к выводу, что в кабине в момент столкновения с горой Салак находился кто-то из потенциальных заказчиков, для которых и проводился демонстрационный полет. ... По версии следствия, незадолго до столкновения с горой пилоты, хотя им поступили визуальные и звуковые предупреждения об опасности, проигнорировали их, так как были уверены, что они летят над равниной на безопасной высоте. ... "Не исключено, что экипаж до момента удара был уверен, что под ним - равнина и через какое-то время в просветах облаков должен появиться аэропорт Халим", - пояснил источник. ... К крушению российского самолета Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии привела совокупность причин, среди которых есть и "человеческий фактор", предполагают следователи. О предварительных результатах расследования катастрофы на условиях анонимности РИА "Новости" сообщил источник в авиапроме. По словам собеседника агентства, есть данные, что роковую роль могло сыграть и то, что после запроса к индонезийскому диспетчеру о возможности продолжения полета на определенном эшелоне после снижения до шести тысяч футов ответа не последовало. Как предполагают следователи, возможно, у индонезийской стороны были проблемы со связью или с локацией, что бывает в регионе с гористым рельефом довольно часто. ОПРОВЕРГНУТА ВЕРСИЯ О "ВОЗДУШНОМ ХУЛИГАНСТВЕ" ПИЛОТА. Между тем представитель пресс-службы компании "Гражданские самолеты Сухого" опроверг РИА "Новости" сообщения, опубликованные газетой "Московский комсомолец" со ссылкой на анонимный информированный источник, что командира Александра Яблонцева, помимо системы TAWS, якобы предупреждал о сближении с горой один из членов экипажа. "Информация СМИ со ссылкой на расшифровку записи переговоров экипажа основана на неточных и непроверенных данных, поэтому является некорректной и носит спекулятивный характер", - подчеркнул представитель ГСС. ПОСТОРОННИЙ В КАБИНЕ БЫЛ, НО "СИДЕЛ СМИРНО" ...
(12.06.2012 в 13:41) Спустя месяц после трагедии в Индонезии, появилась первая информация о возможной причине катастрофы российского авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). По заявлению представителя Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томаса Джамалуддина, самолет Sukhoi Superjet-100 потерпел крушение при попытке обойти мощные кучево-дождевые облака высотой до 11 тыс. метров. По его словам, «просьба пилота снизиться с 3 тыс метров до 1,8 тыс выглядит вполне разумно, если другого выхода нет». Эксперт считает, что возможно, летчики слишком поздно приняли во внимание горную местность в этом районе. Высота горы Салак, в которую врезался самолет, составляла 2,1 тыс м, добавил он. ...
Как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на свои источники в следственной комиссии, в записях «черного ящика» сохранилось, как штурман лайнера кричал: «Шеф, нам туда нельзя, там гора!» Но Александр Яблонцев, скорее всего, из желания продемонстрировать возможности SSJ-100, не стал ни к кому прислушиваться. Маневр, предпринятый пилотом, был, по данным газеты, недопустимым в условиях горной местности и плохой погоды. Как рассказал специалист Центрального аэрогидродинамического института, вместе с коллегами из ЛИИ им.Громова они смоделировали последний полет SSJ-100. "
(21 июня 2012 г., 12:07) ... Между тем индонезийские СМИ выяснили, пообщавшись с неназванным российским следователем, что в крушении может быть виноват диспетчер. Источник также сообщил последние слова командира лайнера Александра Яблонцева перед крушением. По одной из версий, именно неосторожные действия Яблонцева погубили новейший российский авиалайнер во время демонстрационного полета на острове Ява. Официально причины трагедии по-прежнему не называются, однако в прессе сразу же после катастрофы 9 мая в качестве основной была выдвинута версия, что к катастрофе привел человеческий фактор. Как отмечали эксперты, незадолго до столкновения с горой пилоты, хотя им поступили визуальные и звуковые предупреждения об опасности от специальной системы, проигнорировали их, так как были уверены, что после одобренного индонезийским диспетчером снижения с десяти до шести тысяч футов они летят над равниной. Вовремя заметить гору им помешала плотная облачность. ... Кроме того, появилось предположение, что роковую роль могло сыграть то, что индонезийский диспетчер не ответил на запрос экипажа после снижения о возможности продолжения полета на выбранном эшелоне. Есть версия, что у наземных авиаслужб были проблемы со связью или с локацией.
Однако индонезийский журнал Tempo, проведя собственное расследование и пообщавшись с неназванным русским следователем, пришел к выводу, что к трагедии привела ошибка диспетчера, который недостаточно внимательно отнесся к запросу пилота SSJ-100, когда тот попросил разрешения на снижение, чтобы пролететь между двумя пиками горы Салак. Издание объясняет оплошность авиадиспетчера его занятостью - работник аэропорта в тот момент одновременно контролировал полеты нескольких самолетов, сообщает "Интерфакс".
Tempo процитировал и последние слова командира разбившегося воздушного судна Александра Яблонцева, ставшие известными после расшифровки записей бортового самописца. "Господи, что это!?" - с ужасом воскликнул пилот вскоре после очередного запроса диспетчеру и за секунды до катастрофы, видимо, увидев выплывший из облаков и стремительно приближающийся склон Салака. След, оставленный самолетом на скале, показал, что опытный летчик Яблонцев, налетавший 14 тысяч часов, попытался спасти самолет, резко подняв его вверх, но ему не хватило времени для маневра.
Из записей черных ящиков следует, что самолет летел в соответствии с намеченным маршрутом и выполнял указания авиадиспетчера, когда пилот отправил запрос на снижение. Диспетчер разрешил провести маневр. Вслед за этим, в 14:28 по местному времени, Яблонцев запросил разрешения у диспетчера повернуть направо. Работник аэропорта сразу же дал согласие, не выясняя, по каким причинам пилот захотел сделать это. Через пять минут самолет врезался в склон горы Салак. ...
(22 июня. INTERFAX.RU) - Отказ системы кондиционирования мог привести к катастрофе российского самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), разбившегося 9 мая в Индонезии, сообщают "Известия" в четверг. "Причиной гибели российского "Суперджета" могли стать проблемы с системой кондиционирования", - цитирует издание собственные источники, близкие к расследованию катастрофы."
Ну, последнее предположение вообще смехотворно. НАКОНЕЦ, ВНИМАНИЕ, СЕГОДНЯ !!! :
(25 июня 2012 - РИА Новости) ... Спецкомиссия Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии (NTSC) рекомендовала российскому разработчику и производителю самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) - компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - организовать дополнительное обучение экипажей для проведения демонстрационных полетов, особенно в условиях горной местности. ... "Компании ГСС рекомендуется пересмотреть текущие процедуры подготовки и проведения демонстрационных полетов, и, при необходимости, внести соответствующие изменения, а также организовать дополнительное обучение летных экипажей для проведения демонстрационных полетов, особенно в условиях горной местности", - отмечается в документе. ...
Кроме того, в период проведения расследования NTSC Индонезии подготовил рекомендации директорату гражданской авиации Индонезии. "Необходимо обеспечить, чтобы все самолеты, используемые для проведения демонстрационных полетов по приборам, выполняли полеты на утвержденной безопасной высоте", - говорится в тексте рекомендаций. ..."
-- Браво!!! Молодцы индонезийцы, серьёзно! Безо всякой иронии говорю!
Только... чему такому ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ должны обучить ДАННЫХ пилотов ДАННЫЕ инструкторы? В этом-то и заключена вся печальная суть ПРОБЛЕМЫ... Мои рекомендации последуют дальше.
(Горлов, бывший научный сотрудник Государственного оптического института, исследователь систем зрительного восприятия). --