"Анализ происшествия 28 марта 2010г.
28 марта 2010г. при погружении в карьер Тритон погибли Сергей Цебенко и Алексей Венгин.
Предыдущие погружения на карьере:
• 05/03: подготовка клубного выезда на карьер
• 07/03: 85 метров
• 21/03: 65 метров 85 минут
Начальные условия:
• температура воды 5С
• толщина льда около 90см
• видимость: 0-25 метров – 15 м (если смотреть вверх), 25-107 – не более 1,5 метра
• слой газа на отрезке 30....107 метров
Описание места:
Карьер «Тритон». Затопленный промышленный карьер, максимальная глубина 110 метров, стенки имеют полки, служившие для спуска техники, шириной 5...8 метров. Имеются две части — мелкая с глубиной до 60м, и глубина — 110 м. Расстояние между полками в глубокой части карьера — 25 метров. Видимость: до глубины 10 метров — от 10 до 20 метров, с увеличением глубины видимость падает до 0,5 м. На глубине присутствует слой газа, возможно сероводорода.
Отсутствующая существенная информация:
• Фактический профиль погружения Цебенко. Данные VRx недоступны, аккумулятор разряжен.
• Состояние здоровья и самочувствия дайверов непосредственно перед погружением
Конфигурация снаряжения
Цебенко
Спарка 2х12Lx200Бар Tx13\63
Стейдж 12Lx200Бар Тх13/63
Стейдж 12Lx200Бар Тх20/30
Стейдж 12Lx200Бар EAN5012л
Стейдж 12Lx150Бар Oxy
Баллон поддува сухого костюма 2L, газ - аргон
Размещение стейджей:
Слева на D-кольце плечевой стропы – сверху Тх13/63, под ним Тх20/30
Справа на шлейке – EAN50 и OXY
Трассировка шлангов: левая стойка спарки – бэкап, поддув крыла, манометр; правая стойка – основной регулятор на 2-метровом шланге
Сухой костюм DUI
Сухие перчатки
Накладной карман ДайвРайт
Ветноутс с планом, закрепленный карабином на D-кольце правой плечевой стропы
Основной свет – два канистровых фонаря ДайвЛидер 35 w HID, обе канистры справа на поясном ремне, голова на правой руке, на ней двухсторонний карабин, вторая справа за поясным ремнем
Бэкап - 3 w LED
Компьютер VRx, боттомтаймер Uwatec, оба на левой руке
Компас Suunto на правой руке
Стропорез ДайвРайт в чехле на левой руке, рядом с компьютером
Катушка ДайвРайт и шпуля, закрепленные двумя двухсторонними карабинами на D-кольце брасового ремня
Связки кабелей со стяжками, закрепленные двухсторонним карабином за пластиковое кольцо накладного кармана
Буй – на подвеске
Поляков
Спарка 2х12Lx200Бар Tx12/60
Стейдж 12Lx200Бар Тх12/60
Стейдж 12Lx200Бар Тх20/30
Стейдж 12Lx200Бар EAN50
Стейдж 12Lx150Бар Oxy
Баллон поддува сухого костюма 5L, газ - аргон
Размещение стейджей - то же, что и у Цебенко
Трассировка шлангов – та же, что и у Цебенко
Сухой костюм
Сухие перчатки
Карманы один, справа
Ветноутс - в кармане
Основной свет – фонарь ДайвЛидер 35 w HID, канистра на поясном ремне справа, голова на правой руке
Бэкап - LED 3 w
Компьютеры VR3, Suunto Vytec – на левой руке
Компас Suunto на правой руке
Нож
Венгин
Спарка 2х12Lx100Бар воздух
Стейдж 12Lx200Бар EAN50
Стейдж 12Lx120Бар Oxy
Суппорт-дайверы
Спарка 2х12Lx100Бар воздух
Стейдж 12Lx200Бар EAN50
Стейдж 12Lx120Бар Oxy
Все баллоны – Luxfer (реальный объем 12-литровых баллонов – 11,3 литра)
Подготовка и планирование погружения
Цель - погружение на дно карьера.
7 марта Цебенко и Поляковым в карьере был установлен стационарный ходовик от отметки 10 метров до 85-ти метров . Запланированный на 21-е марта дайв был прерван по причине запутывания одного из дайверов (Цебенко) в ходовике. Так как зацеп произошел шлейкой со стейджами, 28-го марта дайверы перевесили шлейку с двумя стейджами на правую сторону.
На поверхности приготовлены 2 майны.
Дайверы начинают спуск по проложенному ранее ходовику, от отметки 85 м ставят продолжение, конец стационарно закрепляют на дне и поднимаются, выполняя глубокие и декомпрессионные остановки. К камням ходовик предполагалось крепить с помощью приготовленных Цебенко бандажей и карабинов.
Суппорт-дайверы уходят под воду на 20-й минуте плана, на 25-й минуте встречают поднявшихся до отметки 21 м дайверов, забирают у них пустые баллоны, при необходимости оказывают помощь.
Аварийный план - При потере ходовика дайверы выпускают с глубины буй и всплывают вертикально в толще воды. На 30-й минуте суппорты начинают поиск буя подо льдом на 100-метровой веревке по очереди из двух майн на 5-6 метрах глубины.
Что произошло:
Планировалось, что спуск дайверы произведут, дыша транспортной смесью 20/30 до 69 метров. Далее переключаются на стейдж с донным газом. Переключение на спарку планировалось, когда в стейдже останется 50 бар. Спарка используется до всплытия на 69 метров, где предусмотрено переключение на трэвел.
Напарники погружались по проложенному до 85-метровой глубины ходовику, первый Цебенко, за ним Поляков. На отметке 85 метров Цебенко привязал катушку к концу проложенного ранее ходовика. От отметки 85 м продолжили спуск в том же порядке до дна, при этом Цебенко прокладывал ходовик. Достигнув дна на 107-ми метрах, дайверы закрепили там конец (стяжки Цебенко не использовал) и начали всплытие по ходовику, первый Цебенко, за ним Поляков. Во время подъема, после переключения на трэвел на 69-ти, Поляков зацепился шлейкой за ходовик. Распутываясь, намутил и потерял ходовик. Всплытие продолжил по дну и стенкам карьера с пропуском запланированных глубоких остановок, на глубине 30-ти метров был встречен суппорт-дайвером в 3-х метрах от ходовой линии, после чего принял решение проходить декомпрессию по показаниям компьютера ВР3. Общее время погружения составило 135 минут.
Так как аварийные действия в случае раздельного всплытия напарников не были предусмотрены, и дайверы обеспечения не имели соответствующих инструкций, поиск Цебенко начался только после всплытия Полякова до 6-метровой глубины, т.е. примерно на 90-й минуте от начала погружения, спустя более часа после того, как напарники потерялись.
Поиск из двух майн по запланированному аварийному сценарию результатов не дал.
После всплытия Полякова, в майну опустился Венгин с задачей «посмотреть на 60-ти метрах». Погружение производилось с использованием сигнального троса, закрепленного за D-кольцо на плече. Имея в спарке не более 100 бар воздуха, по неизвестным причинам, Венгин опустился до 79-ти, откуда всплыл с нормальной скоростью до 50-ти метров. С этой глубины произошел неконтролируемый вылет на поверхность под лед, в результате которого дайвер погиб. После подъема тела были обнаружены: разбитый правый вентиль спарки, запас газа в спарке – 0, стейдж с EAN50 120 бар, стейдж с кислородом 150 бар.
На 6-е сутки поисковой операции, тело Цебенко было обнаружено лежащим вверх ластами на ходовике на глубине 57 метров, без регулятора во рту. Снаряжение и сухой костюм повреждений не имели, аргоновый поддув работал. Баллоны с EAN50 и кислородом закрыты, шланги регуляторов на них заправлены, газ не использован. Остатки других газов: спарка – 0, стейдж с донной смесью – 30 бар, в стейдже с транспортной смесью – 30 бар.
Причины трагедии:
• Недостаточный опыт и отсутствие ряда навыков, необходимых для погружений в таких условиях.
• Просчеты в планировании погружения на этапе расчета запаса газов и грубые ошибки в контроле и управлении запасами газов на этапе погружения.
• Недостаточный консерватизм при выборе END для сложных условий погружения.
• Ошибки в планировании погружения при аварийных ситуациях, в том числе роли и функций суппортов.
Общие выводы:
Для безопасного совершения глубоких подледных погружений в условиях ограниченной видимости необходим целый комплекс дополнительных мер и навыков:
• Умение работать в надголовной среде, твердые навыки навигации и работы с ходовыми катушками;
• Высокий консерватизм при планировании запаса газа. Четкое соблюдение в течение дайва правила 1/3 или более консервативного;
• При совершении глубоких подледных погружений всегда иметь альтернативный план всплытия на случай полной потери видимости или ходовика. Всегда быть готовым воспользоваться аварийными планами на практике и пользоваться ими без раздумий, в случае необходимости;
• При проведении экстренных поисковых, аварийно-спасательных мероприятий предельно четко соблюдать все правила и нормы безопасности при погружениях. Эмоциональные и необдуманные действия ведут к трагедии.
Для любого, даже самого опытного дайвера, всегда найдутся условия погружения, при которых прошлого опыта будет явно недостаточно. Дополнительная осторожность иногда удлиняет путь к успеху, но может сильно продлить жизнь.
Важинский Алексей, TDI ATD, AdvWreck, SCR,CCR, NSS\CDS CCR Cave
Дунаев Владимир, Instructor CMAS **
Пельше Ольга, Trimix Instructor IANTD
Апуков Владимир, PADI MSDT, DSAT Trimix Diver, NACD Full Cave
Андреев Сергей, TDI Adv. Trimix, IANTD cave
Рунков Евгений, Cave NSS-CDS, Technical Cave IANTD, Sidemount NSS-CDS"
Подписавшиеся люди - элита российского технодайвинга.