Получил инфу от Юстаса и спешу поделиться.
Опубликованы фото прототипа китайской электромагнитной катапульты для авианосцев
26.04.2012
Василий Кашин, заместитель руководителя представительства РИА Новости в Пекине
Руководитель проекта (уже более 10 лет) – контр-адмирал Ма Вэймин (马伟明), в 1982 г. окончил Морской инженерный институт, в 1996 г. получил степень доктора в университете Цинхуа. Известен, прежде всего, как специалист по уменьшению шумности дизель-электрических и атомных подводных лодок (имеет поощрения ЦВС). В настоящее время является профессором Военно-морского инженерного университета НОАК. В активе его команды 43 новых технологических решения, запатентовано 32 технических решения.
Благодаря своим достижениям в 2001 г. избран в состав Академии Инженерных наук КНР. В 2011 г. решением Центрального военного совета КНР награжден за успешную разработку электромагнитной катапульты для авианосца.
Отмечается, что длина конструкции — 120 м, а самой ЭМ-катапульты — около 100 м. Основа конструкции — 100-метровый ЭМ-двигатель, облаченный в П-образный алюминиевый желоб (принцип ротор/статор). Проект вошел в семерку лучших достижений Китайской Академии наук.
Для ЭМ-катапульты создана высокоэффективная система хранения и накопления энергии, позволяющая накопить запас энергии для запуска самолета в течение 45 секунд. Для разгона самого тяжелого палубного самолета катапульта должна затратить энергию в размере 120 МДж. Система накопления и хранения энергии имеет емкость в 140 МДж, для его зарядки необходима мощность в 3,1 МВт, а с учетом потерь энергии — до 4 МВт. С учетом наличия на корабле 4 катапульт, а также прочих систем, кораблю потребуется источник энергии мощностью до 60 МВт.
Таким образом, по всей видимости, речь идет об указании на то, что будущий китайский авианосец (но не ранее 4-го или 5-го корпусов) может иметь ядерную энергетическую установку. А 2-й и 3-й (после быв. «Варяга») корпуса будут, скорее всего, с обычной ЭУ и трамплинами.
Вехи НИОКР по ЭМ-катапульте:
2003 г. — технико-экономическое обоснование проекта
2005 г. — создание мелкомасштабного прототипа
2008 г. — разработка макета (в масштабе 1:1), начало строительства опытной конструкции (в масштабе 1:1)
2009 г. — завершение строительства опытного прототипа
2009 г. — начало проведения испытаний и экспериментов