Казачинский порог — порожистый участок на Енисее, в 223—230 км ниже по течению от Красноярска, при пересечении рекой отрогов Енисейского кряжа. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами, пересекающими русло реки по всей его ширине. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 м. Общее падение на Казачинском пороге составляет 3,8 м. Скорость течения в пороге при проектном уровне 18 км/ч., а при различных колебаниях уровня воды может достигать 20-22 км/ч.
Под Нижним сливом порога расположен сложенный скальными породами остров Островки. В пределах Казачинского порога в Енисей впадают река Шилка (правый приток) и река Караульная (левый приток).
В связи с быстрым течением для ряда судов проход через порог вверх по течению затруднён. Проводка таких судов через пороги осуществляется единственным в России судном-туером — дизель-электроходом «Енисей». Порог является засемафореным участком, прохождение через него осуществляется под руководством капитана-наставника.
Отрывок из книги "Царь-рыба" Виктора Петровича Астафьева:http://www.loveread.ec/read_book.php?id=1858&p=1...
Когда мне первый раз в жизни довелось проходить Казачинские пороги, я спрятался на палубе под шлюпку и как там не отдал богу душу, до сих пор понять не могу.
Берега к порогу сужались каменным коридором, воду закручивало, вывертывало вспученной изнанкой, от темени скал река казалась бездонной, ее пронзало переменчивым светом, местами тьму глубин просекало остриями немых и потому особенно страшных молний, что-то в воде искристо пересыпалось, образуя скопище огненной пыли, которая тут же скатывалась в шар, набухала, раскалялась, казалось, вот-вот она лопнет взрывом под днищем суденышка и разнесет его в щепки. Но пароход сам бесстрашно врезался плугом носа в огненное месиво, сминал его, крошил и, насорив за собою разноцветного рванья, пер дальше с немыслимой скоростью и устрашающим грохотом.
Кипело, ахало, будто тысячи мельниц одновременно гремели жерновами, лязгали водосливом, бухали кованым вертелом, скрипели деревянными суставами передач и еще чем-то. Глохли, обмирали в камнях всякие земные краски, звуки, и все явственней нарастало глухое рокотание откуда-то из-под реки, из земных недр - так приближается, должно быть, землетрясение
...
Пароход подрагивал, поскрипывал, торопливо бил об воду колесами, пытаясь угнаться за улетающей из-под него рекой, и на последнем уж пределе густо дымил трубою, ревел, оглашая окрестности, не то пугая реку и отгоняя морочь скал, не то умоляя пощадить его, не покидать и в то же время вроде бы совсем неуправляемо, но вертко летел меж гор, оплеух, быков, скал, надсаженно паря, одышливо охая. Что-то чем-то лязгнуло, брякнуло, громыхнуло, ахнуло, и шум поднялся облаком ввысь, отстал, заглухая, воцарилась мертвая тишина. "Все! Идем ко дну! Не зря бабушка мне пророчила: "Мать-утопленница позовет тебя, позовет..."
Но пароход не опрокидывался, никакого визгу и вою не слышалось. Я выглянул из-под шлюпки. Порог дымился, бело кипел, ворочался на грядах камней уже далеко за кормою...
http://bu33er.livejournal.com/120790.html