Основной раздел > Общаемся, делимся воспоминаниями...
Об автономке,бонах,форме и другие комментарии...
Лесник:
Рассказ со слов мичмана Бородина в феврале 1983 года.
...........................
Осенью в октябре (82г.) мы вышли (на Кренометре),как нам сказали дня на 2-3 пасти "Марьяту".Ходим недалеко от неё уже неделю,а близко в светлое время она нас не подпускает.А по приходу фотоснимки нужны будут к отчёту.Я ведь фотограф в группе фотовизуальной разведки.Надо что-то придумывать,чтобы её приманить.И придумали мы с Меретуковым ракету сделать.Взяли у него пиропатрон от линемёта,закрепили на нём две проволочные петли из алюминиевой проволоки.Сделали направляющую из толстой проволоки и закрепили её на левом борту.И утречком после завтрака часов в 9,пока ещё темно и когда Марьята была в зоне видимости слева от нас (темно,поэтому посмотрел на экране Дона) мы пиропатрон запустили.Эффект был!Темнота,а тут такое!Как будто настоящая ракета пошла!
-Фёдорович!А как вы патрон-то запускали?Фитиль что ли делали?
-Зачем фитиль?Взяли спираль от лампочки и два провода через иллюминатор в каюте механика в розетку включили -вот и весь запуск.
-Ну,а народ как прореагировал?
-А из народа только механик и присутствовал.Вахтенный офицер,видимо,прикимарил и не врубился в чём дело.После доклада сигнальщика о какой-то непонятной вспышке,послал меня (я ведь дежурным по низам был) посмотреть что могло так блеснуть,а я сказал,что на палубе ничего нет,может это Машка прожектор включала.
Но зато как только рассвело -Машка к нам подвалила почти вплотную.И всё по левому борту крутится.Видимо,высматривали нашу "ракетную установку".А командир понять не может что это такое -то не подпускали близко к себе,а тут сами подвалили и не отходят.
Я несколько плёнок заснял с близкого расстояния.
...........................
Примерно в таком виде история была рассказана мне (просто все тяжеловесные выражения Фёдоровича убраны).
Сам не присутствовал.Поэтому "за что купил,за то и продаю".
Лесник:
В летне-осеннем походе Кренометра в 1982 году был в БЧ-1 сигнальщик,которого многие звали Василь Василич.Даже командир корабля капитан 3 ранга Алексей Борисович Синенков вне строя иногда его называл так,а не по званию и фамилии.Прослужил Василь Василич на то время без году неделя,поход этот у него был первым и в море ему нравилось и он хотел казаться бывалым моряком.Но в силу его излишней самонадеянности и рассеянности Василь Василичу просто хронически не везло.Ну не мог он запомнить некоторых простых правил безопасности и соблюдать их!
............
-Есть простое правило -не держаться рукой за дверной проём,если дверь не закреплена на штормовке.Василь Василич это правило не выполнял.До той поры,пока,будучи рабочим по камбузу не сходил с коком за продуктами в 1-й трюм.Качало не сильно,поэтому разрешения у вахтенного офицера на проход по верхней палубе не требовалось и сопровождения ст. баталера тоже.В плохую погоду ст.баталер сначала шёл на ГКП,спрашивал у вахтенного офицера добро на поход в 1-й трюм,а затем вместе с коком и рабочим по камбузу шёл туда за необходимыми продуктами,а вахтенный офицер наблюдал за ними с ГКП.А тут было всего-то балла 2,запрета на выход на верхнюю палубу не было и когда кок зашёл в каюту к мичману Н.Бородину перед походом в 1-й трюм,Бородин отправил их с рабочим по камбузу туда самостоятельно.О чём потом сожалел и долго ругался,потому что получил "пилюли" и от старпома,и от командира.Потому что Фёдорович не учёл того,что рабочим по камбузу был Василь Василич.При 2-х баллах качает не сильно,поэтому Василь Василичу пальцы накатившейся дверью не переломало,а только ушибло.Но с повязкой на руке он проходил примерно неделю.После этого случая Бородин,если рабочим по камбузу был Василь Василич,в любую погоду кока и рабочего при необходимости сходить в 1-й трюм сопровождал сам.
............
-Во время заправки в Свиноустье боцман решил покрасить мачту и надо было при помощи блока поднять на верх добровольца.Добровольцем вызвался Василь Василич.Как же!Работа необычная,интересно.Ст.боцман Вячеслав Меретуков хотел лично завязать на Василь Василиче беседочный узел,но он буквально не дался:
-Товарищ мичман,я сам знаю как он вяжется!Вы ведь нас учили.Заодно и опробую.
Опробовал.Только его начали подтягивать к верхней точке через блок двое или трое матросов,как Василь Василич захрипел и стал размахивать руками.Боцман приказал его срочно опустить.Опустили.Оказалось,что Василь Василич узел завязал не правильно и он начал затягиваться и сжал ему грудную клетку.Вызвали доктора для оказания первой помощи.А Слава Меретуков от старпома "пилюлю" получить не успел,а получил сразу от командира,который на крики вышел на крыло мостика и приказал доктору посмотреть целы ли у товарища рёбра.А боцману -чтобы Василь Василич работал у него не выше палубы и не на плотике (покраска борта).
Этот случай я наблюдал сам.Курил у обреза на верхней палубе.
............
-Ещё один случай.Сам не видел,т.к. в это время на мостике не был.
Есть правило не плевать за борт:"Старик Нептун этого не любит."
На этот раз Василь Василич был на сигнальной вахте.В гости к нему пришёл товарищ его призыва из другой БЧ.Василь Василич объяснил ему чем он занимается на вахте,показал своё заведование и оптику и предложил перекурить.На возражение товарища,что если кто из начальства увидит,то мало не покажется,ответил,что он часто так делает (бывалый!).Перекурили.И тут Василь Василич,чтобы шикануть,решил плюнуть за борт.И плюнул.Но он не учёл,что была изморось,что стоял он буквально в полуметре от штыревой антенны передатчика,который в это время как раз работал,о чём прекрасно было слышно по наводкам через "Каштан".И передатчик в отместку за Старика Нептуна долбаул Василь Василича по губам разрядом.Говорили,что после этого Василь Василич вообще больше за борт не плевался.
............
Причём было видно,что Василь Василич хочет в море ходить и все эти случаи не есть его происки чтобы посачковать.
Но в следующем походе (зима-весна 83) Василь Василича на борту Кренометра не было.Бородин сказал,что его списали на берег,потому что такого рассеянного брать в море опасно.
Лесник:
Затмения или проколы,про которые,потом вспоминая,говоришь:
-А с чего бы это вдруг?Ведь даже при беглом рассмотрении можно было заранее сказать чтО будет,а ведь на тебе!Угораздило! -бывают у всех.И если кто-то говорит,что у него подобных случаев никогда не бывало,лично я этому товарищу не верю.
Один из подобных случаев был у меня на Кренометре в зимнем походе 1982 года.
Сломался Р-348 "Масштаб".Бывает.Аппарат,мягко говоря,не совсем новый и хотя и нормально обслуживался,но "пахал"
помногу и часто.Буквально по нескольку часов в день.Ну и вышел из строя -перестал двигатель запускаться.
Вынул я его из корпуса,который был прикреплен к столу винтами в 4-х местах (винты с гайками сквозь доски стола) и принёс в "радиомастерскую" мичмана Виталия Панина."Радиомастерская" в кавычках -это потому что место для ремонта аппаратуры в том походе у Виталия было в ЗИПовой,вход в воторую был в правом дальнем углу КПР как раз за сейфом и местом дежурного по КПР.А в том помещении,в котором в обычное время была мастерская В.Панина (как спустишься по трапу вниз -налево КПР,прямо помещение гиропоста(?),направо -кубрик л/с ОГ,а перед входом в кубрик справа дверь помещения ~1,5х1,5м.) в этом походе был пост НЛС: 3 "Аргона-Ч" и 1 "Аргон-Б".
У Р-348 двигатель трёхфазный.Напряжение питания ~110 в.Работает от генератора ~415 ГЦ частота которого меняется и,соответственно,изменяется скорость вращения барабана (на 4-х поддиапазонах) от ~40 до 196 об/мин.Каждая фаза работает через генераторную лампу ГУ-50 (Дорогие!Из-за содержания в лампе золота их использованные было положено сдавать на склад.).И если одна из фаз питания двигателя выходит из строя -это и есть одна из причин по которой двигатель не запускается.
Не буду описывать ремонтные подробности,но в том случае оказалась как раз такая неисправность.Нашёл и заменил сгоревшее сопротивление (и,если не ошибаюсь,пробитый конденсатор).Аппарат (без корпуса!) стоял на столе на боку.Я включил двигатель.Он сразу запустился.Погонял его минуты две.Двигатель выключил.Думаю:
-"Конденсатор на нагрев не проверить,а вот сопротивление надо посмотреть -не сильно ли греется?А то может еще какую деталь менять надо."
Намочил слюной палец (для лучшей чувствительности!) и прижил его к только что замененному сопротивлению.Тут меня током как долбануло!!!В этот миг в левую скулу нам сильно ударила волна (баллов 5-6 было уже несколько дней),я сидел (лицом по ходу корабля),аппарат начал падать на меня.Вскакиваю,выдёргиваю из розетки вилку (не за провод,а по правилам!),успеваю схватить аппарат и сажусь.
Виталий сидел рядом:
-Ну ты даёшь!Я такого и в цирке не видел!Ну и скорость!
-Виталя!Да я и сам удивлён.Ведь только что после замены деталей замерял напряжения и вдруг решил пальчиком проверить греется ли сопротивление.Анекдот да и только!Кому рассказать -так ведь и не поверят!Скажут,что прикалываюсь.
Тут,конечно,надо ещё учесть несколько факторов:
-в походе уже больше месяца;
-длительный шторм;
-маленькое душное помещение где на стеллажах при качке гремят дюралевые чемоданы и ящики от аппаратуры;
-желание поскорее закончить с ремонтом,попить чаю,перекурить и "сгонять" партейку-другую в домино или в кости,т.к. дело было уже вечером после ужина.
Но что было,то было.
Из песни слова не выкинешь.
Лесник:
Думаю,что компактное размещение ссылок на действующие Уставы ВС РФ не помешает.
Вдруг кому-нибудь будет интересно проконсультироваться по этим вопросам.Например,сравнить как было в наши времена и как теперь.
Общевоинские Уставы даны по отдельности и пакетом в Указе Президента РФ от 2007 года для возможности выбрать более удобный для чтения вариант.
............
«Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации — закон воинской жизни»
http://www.terepec48.ru/obj5.htm
............
УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
(Утв. Указом Президента РФ от 14.12.93.) (ред. от 18.12.2006).
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/510724/
............
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
http://in-army.com/dokumenty/deistvuyuschie/obchevoinskie-ustavy/disciplinarnyi-ustav-vs-rf.html
............
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации/
(В ред. Указа Президента РФ от 30.06.2002 N 671)
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B_%D0%92%D0%A1_%D0%A0%D0%A4
............
СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введен Приказом Минобороны РФ от 15.12.93 N 600.
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/389049
............
КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ.
Введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01 сентября 2001 года № 350.
http://flot.com/law/ustav_korabelny/2001/
............
Боевой устав по подготовке и ведению боя, часть 3 (взвод, отделение, танк).
http://bpsold.narod.ru/files/tp/ustav/bu-ustav.html
P.S.Других частей в Интернете не нашёл.
............
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации”.
Текст Указа официально опубликован не был.
Здесь Устав внутренней службы,Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб по одной ссылке:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92196/
............
Лесник:
Ещё о куреве в море.
Без курева в море была большая напруга.И хуже не было варианта,когда кто-то решал по выходу в море бросить курить,курева не покупал и ...не бросал.Вот это бывала засада!Сначала курево заканчивалось у этой БЧ,а затем начиналась "стрельба по площадям".
В одном из таких походов на Кренометре в БЧ-5 курево закончилось очень быстро и ребята давно сидели на "голодном пайке".
Сидим как-то в каюте Бородина,напаиваем на маленькие блёсенки крючки (двойные х8,такая есть в Музее Форума).Стук в дверь,заглядывает матрос из БЧ-5,не заходит.Спрашивает:
-У Вас курево есть?
-Есть пока немного,а что?
-Выменяйте мне несколько папирос за воблу или шоколад.
-Ты что,смеёшься что ли?
-Нет,серьёзно.
-Ты меня за кого принимаешь?Закурить дам,а менять не буду.
-Тогда,если можно,две.Я не один.
Дал я ему пару Беломорин.Ушёл он курить.Через некоторое время приходит снова:
-Вы блёсны паяете,много припоя тратите.Если на воблу или шоколад менять не хотите,то может на припой штуки 3-4 поменяете?
-Что,так сильно припёрло?
-Да уже который день курева нет.
-Ладно уж,неси свой припой.
Уходит,затем приносит стандартный пруток припоя.Отдаёт мне.Я ему подаю пачку Беломора.Он начинает её открывать.
-Зачем открываешь-то?Только что ведь перекурили.
-Достать папиросы,сколько Вы мне дадите.
-Бери всю пачку,но больше,извини,не подходи.У меня запасы не резиновые.
-Всю?Тогда давайте я Вам ещё припоя принесу.
-Не надо.
-Но один пруток за пачку это мало.
-Хватит мне.
-Может всё-таки принести?Или потом скажите,если он закончится.
-Да хватит!У меня ведь и свой есть.Ты припой где взял?
-В машине.
-А кто у Вас старшина команды?
-Мичман Завадский.
-А если у меня припой всё-таки закончится и мой,и тот,что ты принёс,то я подойду к Лёне (Завадскому) и попрошу у него.Как думаешь,даст он мне его?
-Конечно даст!
-Ну вот и успокойся,ничего ты мне не должен.
Когда матрос ушёл,Бородин говорит:
-Много ты ему дал.Штук 5 хватило бы.Он же молодой.У него сейчас всё расстреляют.Это у них в БЧ некоторые товарищи решили по выходу бросить курить,курева не закупили и курить не бросили.Вот у всех курево быстро и закончилось.
-Фёдорович,я ведь не шаромыга!Пускай хоть сейчас покурят.Тебе не понять,ты некурящий.
-Почему не понять?Я ведь тоже на срочной курил.А потом как пошли к ВПС,курево закончилось.Начали курить чай и веники.Я тоже попробовал,противно стало и бросил.Вот с тех пор и не курю.
-Тогда тем более должен понимать.
-Но всё равно пачку много.У них там есть какие-то свои тарифы...
...........
Тогда же он ещё рассказал,что были и есть случаи когда некоторые (даже некурящие) специально берут в море курево подешевле,чтобы менять на шоколад и воблу.
Навигация
Перейти к полной версии