Случай В Атлантике
Хочу поделиться историей, которая случилась не в бытность моей службы в ГР, а несколько ранее. До призыва на службу в ВМФ я два года бороздил просторы северной и северо-западной Атлантики на БМРТ. То есть попросту ловил там рыбу, какая попадалась. Основные места промысла в те годы у нас располагались у ВПС и ВПК. Горячинским морякам те районы очень хорошо известны. Поэтому я и решил поведать сию историю. В начале августа 1973 года мы закончили очередной 6 - месячный рейс и, забив всякой рыбой все холодильные трюма под завязку, засобирались домой. Но тут поступило предупреждение о закрытии для мореплавания и судоходства, в связи с проведением учений ВМС США и НАТО, района несколько восточнее банки Флемиш Кап. Наш путь проходил в аккурат через этот район. Прикинули, посчитали и пришли к выводу, что мы покинем область учений ещё за пару - тройку часов до её закрытия. В тот день (это было кажется 6 августа) в 20 часов по судовому времени я поднялся на мостик. Я в то время учился на заочном отделении судоводительского факультета в Ленинградской Мореходке МРХ. Поэтому наш капитан, Юрий Николаевич Шестаков, регулярно напрягал меня в помощники для несения ходовой вахты совместно с 3-м штурманом. Что я с большой охотой и делал. За бортом уже стемнело, на море полный штиль и тоска зелёная. Жужжание РЛС "Дон" и репитера гирокомпаса навевало сильную дрёму. Идём в режиме "Автомат", то есть на автопилоте. Ход 15 узлов. Вахтенный матрос - рулевой откровенно спит. Наверно моё присутствие на мостике подействовало на него расслабляюще. Тут я вспомнил, что у меня остались нерешёнными несколько навигационных задачек из курсовой работы. Попросил штурмана помочь мне в их решении. Надо отметить, что задачки были очень сложными, и не всякий штурманец брался за них. Но Олег, так звали 3-го штурмана, согласился и попросил меня принести задание. Я пулей полетел в свою каюту, схватил методичку, учебник, тетрадку и вернулся назад. За несколько минут моего отсутствия на мостике явно что-то произошло. Олег пристально через бинокль осматривал горизонт. Рулевой, бормоча себе под нос что-то невразумительное, интенсивно протирал глаза. На мой вопрос, Олег ответил, что вскоре после того как я покинул мостик, прямо на носу судна на пару - тройку секунд вспыхнул мощный источник света, сравнимый по силе с мощностью киношного софита. Именно этот мощный луч больно ударил по глазам рулевого. Олег, протянув мне второй бинокль, попросил осмотреть горизонт прямо по курсу. Сначала я ничего не увидел, но когда глаза привыкли к темноте, заметил над горизонтом слабое свечение, какое наблюдается от освещённого города, там находящегося. Но откуда город посреди Атлантики? Затем я обратил внимание на три огня разного цвета, красного, зелёного и белого, расположившихся треугольником над свечением примерно под углом 35 - 40 гр. к горизонту. Я кинулся к РЛС. Как помнится, предельная дальность РЛС "Дон" составляет 50 миль. На экране - чисто. Продолжаем двигаться тем же курсом. Свечение за горизонтом усиливается, и его уже видно без бинокля. Вновь подхожу к "Дону". Ага, есть. На экране появилась отметка. Но что это? Ого, отметочка, размером с 3 - 5 копеечную монету!!! Это что, появился новый остров? Продолжаем дальнейшее движение тем же курсом. И тут начались чудеса. Сначала заартачился "Дон". На его экране показались какие-то ломаные зелёные линии, сам экран начал быстро менять интенсивность своего свечения от максимальной до нулевой. Вырубили высокое. "Дон" успокоился. Но не надолго. Через короткое время он вновь взбесился. Пришлось его совсем вырубить и перейти на "Донец". На экране "Донца" чисто. Объект ещё не попал в зону его действия. Но свечение объекта уже хорошо видно и без РЛС. Вдруг в самом центре свечения вспыхнула ярко красная точка высокой интенсивности. Через мгновение весь светящийся сектор покрылся множеством ярких цветных точек. Помню, я сравнил это явление с ёлочной гирляндой. Очень было похоже. И тут заартачился "Донец". На интенсивно мерцающем экране появился "новый остров": размытое "пятно" размером с 3 - 5 копеечную монету. Чертыхнувшись, Олег вырубил и "Донец". А представление в "Городе за горизонтом" продолжалось. Цветные огни пришли в хаотичное движение. Они быстро и беспорядочно перемещались внутри светящегося сектора. Я не отрывался от бинокля. Над световым сектором, под углом не боле 10-15 гр. к горизонту, я заметил несколько плавно двигавшихся светлых пятен небольшого размера. Надо сказать, что мы сразу связали наблюдаемое нами с учениями ВМС США. Поэтому я высказал своё предположение, что перед нами скорее всего освещённый авианосец, "закрывшийся" противорадиационной системой орошения. Иначе я не мог объяснить область светящегося тумана над водой в абсолютно безветренную и ясную погоду. Небольшие двигающиеся светлые пятна над основным сектором мы приняли за вертолёты. Вроде скорость их передвижения была сравнима со скоростью круживших над объектом вертолётов. Но меня постоянно грызла мысль о том, почему мы наблюдаем лишь светлые размытые пятна, а не точки от огней вертолётов? Отключение РЛС объяснимо: как только дальность действия РЛС достигала объекта, на том включалась система подавления нашего сигнала. Поэтому наши "Дон" с "Донцом" попросту вырубились. Мы продолжали движение своим курсом. Вскоре я заметил, что треугольник из трёх цветных точек над объектом исчез. Вскоре "погасла", словно кто-то щёлкнул выключателем, цветная гирлянда. А затем исчезли "вертолёты". Над водой оставалось только размытое светлое свечение. Попробовали включить РЛС. Сначала "Донец". Работает нормально. Затем - "Дон". Тоже функционирует без проблем. На экране хорошо видно размытое пятно огромного размера. Активность внутри объекта снизилась до нуля. Примерно в 0 час. 20 мин. по судовому времени объект уже находился у нас на траверзе по левому борту. Я по ПКД замерил дальность. Она составляла 4 с небольшим мили до кромки пятна. Объект хорошо было видно: светлая туманная область больших размеров на спокойной поверхности океана.
Вскоре мы забыли об этом явлении. Никто не сомневался. что мы наблюдали, возможно, испытание каких-либо новых технических систем ВМС США.
Однако до сих пор мне не даёт покоя ряд вопросов, на которые я не могу дать вразумительного ответа.
Первый - что за мощный луч нас ослепил? Может быть на нас испытали какую-то лазерную установку? Но как известно, луч света в физической среде распространяется по прямой. В момент возникновения луча объект находился от нас на расстоянии примерно в 60 морских миль. Луч непременно должен был пройти значительно выше мачт нашего парохода. Однако он ударил прямо в ходовую рубку. Высота мостика над уровнем воды составляла 5,5 метра.
Второй вопрос, что за треугольник из трёх цветных точек наблюдался над объектом? Простой расчёт показывает, что он находился на высоте нескольких десятков километров. При этом расстояние между его углами должно было составлять тоже несколько километров. В общем загадки остались.