Т.е. своим словоизлиянием хотел донести мнение мнение о том, что "бытие определяет сознание, а не наоборот"... По крайней мере, чаще всего...
Вот он, корень зла: бытие определеяет сознание - марксистские диаматовские загогулины, которые и довели страну до распада. Колбаса, вернее ее отсутствие, решила всё и за всех. А должно быть наоборот - первично сознание, а бытие человеческое - производное от него. Нет сознания - нет и достойного бытия. Есть сознание - и бытие будет, достойное ЧЕЛОВЕКА бытие.
Мне кажется, этот момент ключевой: курсант (будущий офицер) ОСОЗНАННО делает свой выбор. Не думаю, что у большинства абитуриентов (по крайней мере, моего возраста) зарплата была решающим фактором при выборе профессии. Был романтизм: в 17 лет многое представляется идеальным. Потом, лейтенатом (да даже раньше - курсантом уже) сталкиваешься с суровыми реалиями военной жизни, далекими от идеалов, но это не умаляет самих идеалов и не позволяет опускаться ниже самому себе же заданной планки. Я бы даже осмелился утверждать, что этот идеалистский запал абитуриентов не дает затем курсантам упасть до неуставщины. Есть, конечно, почтение к "пятакам" со стороны первокурсников, но это не заискивание, а именно уважение, благоговение что ли.
Срочник, как правило, человек подневольный: он прибывает на сборный пункт по повестке. (Кстати, мой дед ушел в Красную Армию добровольцем в 1927 году. Надо же - мирное время, а институт добровольчества существовал.) При этом надо отдать должное тем ребятам, которые уходят на срочную с первой же повесткой (т.е. тоже проявляют СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ), а не "косят". Но все же встраивание в армейско-флотское бытие происходит в приказном (т.е. ПОДНЕВОЛЬНОМ) порядке. Говоря философскими терминами, срочник из активно действующего субъекта превращается в пассивный объект чужих действий. И эта внутренняя пассивность приводит к тому, что извращенное бытие начинает определять их неизвращенное (если только речь не идет о явных садистах или олигофренах) сознание.
По идее, контрактная армия и должна исправить этот перекос в отношениях "бытия" и "сознания", но, похоже, молодое вино заливают в старые мехи, где оно неизбежно скиснет.